ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1342
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 5. Особенности принятия Конституции РФ 1993 года 111
ния. Это был не только конституционный, но и политический кризис, в котором отражалась резкая поляризация интересов раз- личных сил по коренным вопросам развития России. Он серьез- но расшатал основы российского федерализма и государственно- сти в целом. Трагическое завершение кризиса заставило граждан и власти всех уровней еще острее осознать невозможность строи- тельства нового общества в рамках старой государственности.
Принятие новой Конституции стало не просто желательным, но остро необходимым.
§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
Возникший в стране конституционный вакуум (хотя формаль- но старая Конституция полностью не прекратила своего дейст- вия) и отсутствие высшего представительного органа могли быть заполнены только президентской властью. Однако этой легитим- ности было недостаточно для введения в действие новой Консти- туции, несмотря на то что ее проект был разработан с соблюдени- ем демократической процедуры. Оставалось обратиться к прямому волеизъявлению народа, использовать такую форму непосредст- венного выражения его суверенитета, как референдум.
Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г.,
состояла в том, что одновременно с принятием новой Конститу- ции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотрен- ное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того,
что проект может быть не принят избирателями, была учтена
Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следователь- но, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (указы об уточнении положений о выборах депутатов Государственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.)
было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от чис- ла зарегистрированных избирателей.
Избирательная кампания 1993 г. проходила в сложный пери- од — трагический финал конституционного кризиса наложил от- печаток на всю политическую жизнь. Однако, несмотря на многие опасения оппозиции, не было никаких признаков президентской диктатуры или авторитарного правления. Все оппозиционные партии получили право на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно возобновили выпуск изданий ан-
112 Раздел П. Конституция типрезидентские по своей направленности средства массовой ин- формации. Политический режим сохранял прежний демократиче- ский характер, общество осознавало необходимость политической стабильности и создания прочной конституционной законности.
Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 зарегистрированных изби- рателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало
32 млн 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, при- нявших участие в голосовании. Это означало, что Конституция принята. Одновременно в ходе выборов в Федеральное Собрание были избраны почти все депутаты Государственной Думы и Со- вета Федерации. Это были первые демократические выборы в
России, они способствовали установлению новой структуры кон- ституционной власти.
§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции
С принятием новой Конституции и формированием Феде- рального Собрания закончился период президентского правле- ния. Начался сложный и трудный процесс создания нового кон- ституционного права, претворения в жизнь конституционного механизма власти.
Конституция, несомненно, в известной мере упорядочила по- литические отношения и ослабила остроту противоречий между реформаторским курсом Президента и оппозицией. Парламент- ская оппозиция, сформированная в Государственной Думе, стала действовать в основном с соблюдением конституционного разде- ления властей, в рамках своей компетенции. Серьезные расхож- дения между Думой и Президентом возникли при принятии Фе- дерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Россий- ской Федерации» от 8 мая 1994 г. Этим Законом были установле- ны основные правовые гарантии депутатов обеих палат при осу- ществлении ими депутатской деятельности. Однако Президент,
подписав Закон, обратился к депутатам с письмом, в котором предложил приостановить действие тех норм, которые вступают в противоречие с Конституцией. Он, в частности, отметил, что де- путат не должен рассматриваться как самостоятельное должност- ное лицо государства, гарант прав и свобод избирателей, а в связи с этим иметь право беспрепятственно посещать все органы госу- дарственной власти, органы местного самоуправления, присутст-
Глава 5. Особенности принятия Конституции РФ 1993 года 113
вовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать пред- приятия, учреждения и организации, воинские части, обществен- ные объединения (ч. 2 ст. 5 Закона). По мнению Президента,
противоречат Конституции введенное в Закон право депутатского запроса и ряд других положений. Как видим, разногласия снова возникли на почве неодинакового понимания принципа разделе- ния властей.
В развитие Конституции Федеральное Собрание приняло Фе- деральный конституционный закон «О Конституционном Суде
Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., который создал пра- вовые условия для доукомплектования этого органа и возобнов- ления его деятельности. Федеральное Собрание стало планомер- но принимать законы, осуществлять другие полномочия, отне- сенные Конституцией к его компетенции.
В то же время в условиях отсутствия федеральных законов ряд важных вопросов конституционно-правового значения решался указами Президента РФ. Среди них Указ «О порядке опублико- вания и вступления в силу федеральных законов» от 5 апреля
1994 г., Положение о федеральной государственной службе от
22 декабря 1993 г., Указ «О структуре федеральных органов ис- полнительной власти» от 10 января 1994 г., Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации от
10 апреля 1994 г., Указ «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» от 3 октября
1994 г. и др.
Становление нового конституционного строя происходило в условиях нарастания политической напряженности, порождав- шейся углублением экономического кризиса и действиями оппо- зиции. Практически сразу же после принятия Конституции ряд политических и других общественных объединений, в том числе и представленных в Государственной Думе, выступил с требова- нием смены Конституции, отставки Президента, досрочных вы- боров и др. Внепарламентская оппозиция открыто ставила цели изменения конституционного строя.
Тем не менее 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государ- ственную Думу, что позволило конституционным путем впервые передать законодательную власть прежнего состава представи- тельного органа новому. Реальное значение Конституции нашло свое выражение также в проведении 16 июня 1996 г. всеобщих выборов Президента РФ. Выборы, прошедшие в атмосфере ост-
114 Раздел П. Конституция рой напряженности, завершились избранием на новый срок
Б. Н. Ельцина.
В соответствии с Конституцией и действовавшим Федераль- ным законом «О выборах Президента Российской Федерации»
31 декабря 1999 г. произошли добровольная отставка Президен- та РФ Б. Н. Ельцина и передача президентских полномочий
Председателю Правительства РФ В. В. Путину. 26 марта 2000 г.
были проведены всеобщие выборы, на которых В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. В 2004 г. он был избран Президентом РФ на второй срок.
Таким образом, к началу XXI в. в стране утвердился конститу- ционный порядок смены власти. Ни разу не были пропущены сроки выборов главы государства и Государственной Думы, в субъектах РФ развернули деятельность главы администраций
(президенты, губернаторы) и законодательные собрания. На ос- нове Конституции РФ сложилась новая судебная власть, партий- ная система, местное самоуправление. В отличие от других стран,
осуществивших переход от тоталитаризма к демократии, в Рос- сии не были приняты законы о люстрации
1
. Все это способство- вало укреплению стабильности в обществе, созданию условий для проведения глубоких экономических реформ, улучшающих жизнь народа.
' Люстрация — лишение права занимать государственные должности лиц, которые в прошлом участвовали в репрессивной деятельности тота- литарного режима или в настоящее время входят в экстремистские анти- демократические организации. В тех странах, где она применялась, счи- тается, что такое ограничение конституционных прав (политических, на участие в управлении государством) допустимо как наказание за про- шлые правонарушения и как средство удаления с государственной служ- бы лиц с антидемократическими взглядами. После Второй мировой вой- ны люстрация применялась в ряде государств сначала как средство
«очищения» государственного аппарата от бывших членов фашистских партий (в Германии так называемая денацификация в отношении быв- ших нацистов и военных преступников, в Италии по Конституции сро- ком на пять лет лишили избирательных прав руководителей фашистско- го режима). Позже (1990-е гг.) законы о люстрации принимались для ис- ключения из государственного аппарата лиц, ранее работавших в органах государственной безопасности или органах компартий (Чехия,
Венгрия, Польша, Эстония, Латвия).
Раздел III. Основы конституционного строя
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 66
§ 1. Понятие конституционного строя
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным поряд- кам — иначе существование основного закона лишается смысла.
Однако в понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и
гражданина, а государство действует в соответствии с конституци-
ей, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, по- мимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неот- вратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Установление конституционного строя начинается с опреде- ления принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя»
Конституции РФ. Общество свободных людей (гражданское об- щество) как бы указывает государству на его обязанность слу- жить человеку и предъявляет определенные требования в отно- шении организации и пределов государственной власти.
Значение гл. I Конституции исключительно велико. По суще- ству, именно здесь формулируется гуманистическая направлен- ность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма,
116 Раздел III. Основы конституционного строя т. е. установления тотального государственного контроля за об- щественной жизнью. Принципы организации государства закреп- ляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фунда- мент конституционного строя, а конкретно раскрываются в по- следующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственно- сти, разделение властей и др.).
Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорит- ся, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Россий- ской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.
Из содержания норм, входящих в гл. «Основы конституцион- ного строя», прежде всего следует обязанность государства охра- нять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь,
становясь над ней, а общество предъявляет требования к госу- дарству. В этой главе также закрепляются форма правления и об- щие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного ро- да норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, явля- ется ли то или иное государство конституционным или нет.
Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 осно- вами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституци- онного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собра- нием. Это может сделать только Конституционное Собрание, со- зываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержа- но тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Феде- рации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное ус- ложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.
Нормы-принципы, включенные в гл. «Основы конституцион- ного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:
1) гуманистические основы конституционного строя;
2) основные характеристики Российского государства;
3) экономические и политические основы конституционного строя;
4) основы организации государственной власти.
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 117
Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрыва- ются и даже как бы дублируются в различных главах Конститу- ции.
Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, признавая важность категории «конституционное государ- ство», обычно не пользуется термином «основы конституционно- го строя». Такой специальной главы нет в конституциях США,
ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие поло- жения» (Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но независи- мо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах консти- туции, в специальных законах или признаются судебной практи- кой во всех цивилизованных странах. Конституция РФ включает отдельную главу об основах конституционного строя, скорее все- го, с целью укрепления правовых гарантий против сползания к этатизму и подавления свободы народа, что особенно важно для страны, в которой осуществляется переход от тоталитарного го- сударства к демократическому.
Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, кото- рые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строи- тельстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные дейст- вующие лица, которыми и во имя которых создается конституци- онный строй.
§ 2. Человек, его права и свободы — высшая ценность
Гуманизм — своеобразный суперпринцип всего конституци- онного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свиде- тельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек — государство», при котором государство бе- рется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а чело- век превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему «осчастливливанию». Этот подход нивелировал лю- дей, перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человече- ской личности. Государство не только не считало себя обязан- ным охранять права и свободы человека, но ущемляло и отверга-