ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1341
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
118 Раздел III. Основы конституционного строя ло их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общест- венным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.
Новая российская государственность радикально меняет отно- шения личности и государства. Не человек создан для государст- ва, а государство для человека — таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Кон- ституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами,
как это было свойственно тоталитарному государству, а на инди- видуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимае- мый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека, привести к цар- ству серости и посредственности. А индивидуализм, напротив,
раскрывает потенциал общества, и задача права — содействовать проявлению энергии каждого человека.
Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определя- ется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так,
чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные ин- тересы. Такое понимание соотношения человека, общества и го- сударства подчеркивает гуманистическую сущность конституци- онного строя.
Выражение «высшая ценность» — это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституцион- ный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обяза- тельное правило для всех членов общества, как облеченных, так и не облеченных властью. Последующие главы Конституции, и особенно гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчи- нены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его.
В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы чело- века и гражданина «определяют смысл, содержание и примене- ние законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосуди-
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 119
ем». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государст- венного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного во- проса приоритет должен отдаваться правам и свободам.
Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гра- жданина.
Признание означает закрепление в Конституции и законах все- го объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.
Соблюдение требует от государственных органов не только воз- держиваться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.
Защита предусматривает действия судебных и администра- тивных органов по восстановлению нарушенного права или не- допущению такого нарушения, а также создание соответствую- щих правовых гарантий.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не на- носило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень труд- но, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать челове- ка, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.
Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного ли- ца в полном объеме. Разница между правами человека и правами
120 Раздел III. Основы конституционного строя гражданина, может быть, не столь и велика, но только граждан- ство предоставляет права в сфере осуществления государствен- ной власти (например, право избирать и быть избранным в орга- ны государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляет- ся гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превраща- ет институт гражданства в важную часть проблемы «человек —
государство» и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.
В тоталитарный период человек рассматривался как принад- лежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей культуры, за выступления в защиту демократии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего зачастую становились невозможными воссоединение семей, из- менение гражданства, выезд за границу.
Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3
ст. 6) установила, что гражданин РФ не может быть лишен сво- его гражданства или права изменить его. Разумеется, в опреде- ленных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства,
но основания для этого должны быть ясно указаны в федераль- ном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных осно- ваний. Такие основания необходимы и для приобретения граж- данства — государственные органы не должны иметь право без- основательно отказывать людям в их желании принять россий- ское гражданство.
К основам конституционного строя относится также закреп- ленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от ос- нований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и раз- личие между гражданством по рождению и гражданством приоб- ретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, преду- смотренные ее Конституцией.
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 121
§ 3. Суверенитет народа
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспа- ривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом,
понятие суверенитета (означающего верховную власть, независи- мость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было ис- пользовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем власти- телям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.
Позже, в XX в., возникло понятие «суверенитет нации», кото- рое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юриди- ческое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Евро- пейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенден- циям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в За- ключительном акте Хельсинкского Совещания принцип террито- риальной целостности и нерушимости границ государств
Европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не мо- жет позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство ис- ключает дискриминацию по национальному признаку и обеспе- чивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Иное дело — выдви- жение требования независимости со стороны народов в условиях распада федеративных государств. Так, распад СССР, Югославии и Чехословакии привел к независимости каждого из входящих субъектов этих федераций, что получило всеобщее международ- но-правовое признание. В Грузии в связи с ее выделением из со- става СССР возникла межэтническая гражданская война, в ре- зультате которой народы Абхазии и Южной Осетии, реализуя
122 Раздел III. Основы конституционного строя право на самоопределение и опираясь на исторические корни,
объявили о своей независимости.
Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носите- лем суверенитета и единственным источником власти в Россий- ской Федерации является ее многонациональный народ». Народ,
следовательно, понимается как единый и неделимый субъект —
источник права. Любая нация реализует свои национальные ин- тересы в рамках этого конституционного понятия, она, безуслов- но, защищена от любой формы дискриминации, а тем более уг- нетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает,
что любая нация вправе создать свое государство; суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям на- селения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституци- ей. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном госу- дарстве под разговоры о народовластии были возможны репрес- сии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.
В конституционной теории развитых стран понятия «нация» и
«народ» фактически отождествляются. В некоторых конституци- ях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается
(США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете» (Фран- ция), но трактовка этого термина сливается с понятием «сувере- нитет народа». При любых формулировках или их отсутствии считается необходимым признать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо легитимизации сепаратизма или,
наоборот, национальной дискриминации.
Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свобода- ми человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущ- ность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе,
как власть, осуществляемую отдельными людьми, — здесь коре- нится и определенная возможность манипулирования интереса- ми и волей народа со стороны ложных пророков и потенциаль- ных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета толь- ко в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (рефе-
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 123
рендум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверените- та народа от эгоистических устремлений к власти опытных дема- гогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.
Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.
Суверенитет народа, или народный суверенитет, — это перво- источник власти. Воля народа, выраженная в юридически реле- вантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изме- нения формы государственной власти. В силу естественного пра- ва, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного сверже- ния конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыт- кам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение власт- ных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4
ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталита- ризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмыс- ленно заявляет о своей приверженности конституционным по- рядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконститу- ционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании,
на гражданское неповиновение, на применение силы против на- силия — составные элементы народного суверенитета.
Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, кото- рая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политиче- ских движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерва- тизма, социал-демократии, которые органически слиты со свобо- дой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практи- ке стремятся подменить его вождизмом и однопартийной дикта- турой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и