ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1327
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28 Раздел I. Основы теории конституционного права ских отношений, все же не отражает конкретных методов и спо- собов осуществления власти, которые в своей совокупности об- разуют политический режим. В стране могут быть все атрибуты демократической государственности: провозглашенные права и свободы, парламент, президент, ответственное правительство, но если политический режим представляет собой грубую диктатуру,
то демократические институты превращаются в фикцию. Формы правления, таким образом, будь то парламентская республика или парламентарная монархия, президентская республика или конституционная монархия, сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей демократии.
Об этом также не свидетельствует политическая система, ко- торая может строиться и на многопартийности, и на традициях политической культуры и т. д., но по существу только обслужи- вать фактическую диктатуру. Только однопартийная политиче- ская система всегда и безусловно антидемократична.
Известны три основных вида политического режима: демо- кратический, авторитарный и тоталитарный.
Демократический режим характеризуется соблюдением консти- туционной законности, наличием реальной возможности для всех граждан пользоваться своими правами и свободами во всей их полноте, многопартийностью, свободной прессой, отсутстви- ем узаконенной дискриминации, независимым правосудием и т. п.
Демократический режим способствует превращению консти- туционного права в прочный каркас общественного порядка и реальную гарантию развития политической динамики без приме- нения насилия.
Авторитарный режим подчиняет конституционный механизм принятия государственных решений олигархии, концентрирует власть в руках фактического диктатора, расширяет полномочия исполнительной власти, делая ее бесконтрольной и неподотчет- ной. Устанавливается контроль за поведением всех слоев населе- ния, гражданские права и свободы сводятся на нет. В этом случае конституционный порядок сменяется режимом личной власти,
фактическим доминированием силовых структур.
Тоталитарный режим сопровождается грубыми репрессиями,
контролем над мыслями, полной ликвидацией оппозиции и сво- бодной прессы. Сверхцентрализация власти порождает вождизм,
фактическую ликвидацию парламентских учреждений и незави-
Глава 2. Источники и система конституционного права 29
симого суда. Конституционное «право» при таком режиме лишь оформляет диктатуру одной партии.
Указанные три основных вида политического режима не явля- ются исчерпывающими, поскольку существует множество проме- жуточных видов. Но в любом случае они оказывают большое влияние на конституционное право, определяя степень реально- сти его норм.
Политическая система тесно взаимодействует с избиратель- ной, которая устанавливается конституционным правом. Как правило, избирательная система приспосабливается к партийной системе (двух-, многопартийной), отказывая в поддержке малым партиям, создавая скрытые привилегии для крупных, закрепляя возможность для заключения межпартийных блоков на выборах и т. д. Но избирательная система не только сама приспосаблива- ется, но и оказывает влияние на партийную систему, заставляя порой малые партии покидать политическую арену из-за беспер- спективности проведения своих кандидатов в представительные органы. Конституционное право регулирует определенные сторо- ны деятельности политических партий и общественных органи- заций, например их финансы.
Наконец, характер политической системы накладывает отпе- чаток на внутреннюю организацию парламентов, правительств,
местных органов государственной власти. Конституционное пра- во, кроме того, регулирует деятельность лоббистских организа- ций в парламентах.
Существуют и другие формы взаимодействия конституцион- ного права с политической системой, они в немалой степени оп- ределяют политическую динамику в каждой стране, объясняют причину глубокой заинтересованности всех политических сил в развитии конституционного права.
Глава 2. Источники и система конституционного права
§ 1. Источники
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.
Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер,
они состоят из нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и
30 Раздел I. Основы теории конституционного права определенных международно-правовых актов. Образуемая при этом иерархическая система обеспечивает необходимое для пра- воприменения соотношение различных источников между собой по степени юридической силы, их приоритетности.
Источники конституционного права (конституция, закон,
указ и другие правовые акты) характерны практически для всех институтов конституционного права, и не следует думать, что ка- ждому институту соответствует какая-то одна форма. Так, инсти- тут исполнительной власти регламентируется в форме конститу- ционных норм, законов, указов Президента, решений Конститу- ционного Суда. То же можно сказать о каждом институте.
Формы конституционного права составляют систему, в кото- рой одни акты выполняют роль актов более высокой юридиче- ской силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отноше- нию к указу Президента и постановлению Правительства). Дале- ко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма,
регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить «войну» источников. Например,
постановлением Правительства или даже законом нельзя расши- рять основные полномочия исполнительной власти (для этого требуется принять поправку к Конституции в соответствии с пре- дусмотренной процедурой). Другой пример: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и поря- док официального использования устанавливаются только феде- ральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столи- цы Российской Федерации — обычным федеральным законом
(ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых предпи- саний является важным условием конституционной законности.
Признание того или иного акта источником права влечет за собой определенные правовые последствия. Это значит, что та- кой акт может порождать для граждан какие-то права и обязан- ности, а следовательно, гражданин вправе требовать защиты сво- их прав в судебном порядке. Специфика форм, которые присущи нормам конституционного права, не только в их содержании
(поскольку конкретному содержанию, как правило, соответствует своя форма), но и в процедуре принятия соответствующих норм.
Закрепление основных прав и свобод граждан, например, может осуществляться только Конституцией и только в соответствии с установленным порядком ее принятия и изменения.
Глава 2. Источники и система конституционного права 31
Когда об источниках права говорят как о форме правовых ак- тов, то обычно используют термин «источник права в юридиче- ском смысле». Таким путем это понятие отграничивается от по- нятия «источник права в материальном смысле», под которым понимаются материальные источники формирования права,
т. е. условия жизни людей и общества. Эта политическая катего- рия была внедрена в юридическую науку марксистским истори- ческим материализмом для того, чтобы подчеркнуть «неидеали- стическую» природу права, материалистический детерминизм его развития. Никакого полезного, прикладного значения для пони- мания конституционного права она не представляет.
Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.
Естественное право. Право нельзя сводить только к писаной его части, к позитивному праву. Это тем более верно в отноше- нии конституционного права, которое призвано охранять свобо- ду человека. Кроме позитивного правового регулирования, всегда подверженного опасности перегибов и соблазнам авторитарных решений, существуют общечеловеческие представления о свобо- де и справедливости, составляющие суть права. Эти представле- ния относятся к вечным ценностям и служат главным критерием демократизма любой системы права.
Естественное право включает совокупность прав и свобод, ис- торически признанных человечеством как неотъемлемо прису- щие каждому человеку от рождения. Эти права и свободы не за- висят от воли государства и не являются даром с его стороны.
Напротив, государство связано этими первичными нравственны- ми и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать и гарантировать их.
Понимание естественного права как внутренне присущих че- ловеку (от природы) состояния свободы и определенных неотъ- емлемых прав сложилось еще в античном мире. Эту идею разви- вал Аристотель и другие великие мыслители. В римском праве, в котором было развито позитивное право (гражданское право),
тем не менее признавалось и естественное право. Цицерон, на- пример, прямо заявлял, что нельзя считать законом тот закон,
который противоречит естественному праву.
Естественное право обусловило главные цели демократиче- ских революций, происшедших в Европе и Америке в XVII—
XVIII вв., и было положено в основу концепции правового госу- дарства, до сих пор определяющей положение государства в раз-
32 Раздел I. Основы теории конституционною права витых странах. Марксизм решительно отвергал естественное пра- во, полагая, что не может быть права, порождаемого природой и разумом, и что в государстве может быть только одно право, соз- даваемое этим же государством. Понятно, что такая трактовка ликвидировала барьер на пути создания тоталитарного государст- ва с его системой отрицания свободы и бесправием людей.
В России идея естественных прав нашла свое выражение в
Декларации прав и свобод человека (принята 5 сентября 1991 г.),
в которой говорится о «естественных, неотъемлемых и ненару- шимых правах и свободах». Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 17) уста- навливает, что «основные права и свободы человека неотчуждае- мы и принадлежат каждому от рождения». Признается также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Ана- логичные концептуальные подходы к правам и свободам содер- жатся в конституциях многих стран.
В наше время естественное право повсеместно получило ши- рокое признание, и общечеловеческие идеалы приобрели ясную правовую форму. Поэтому, казалось бы, ссылки на естественную свободу, справедливость, неотъемлемость ряда прав как гарантий или оправдания тех или иных поступков человека уже не столь важны. В нынешней Конституции РФ, например, четко закреп- лены все основные естественные права (на жизнь, на неприкос- новенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это значит, что позитивное право все больше сливается с естественным правом.
Однако естественное право сохраняет свое значение для за- щиты прав человека. Своей деятельностью люди порождают но- вые и новые общественные проблемы, правовое разрешение ко- торых, связанное с необходимостью принятия большого числа правовых норм, иногда означает ограничение конституционной свободы человека. Сохранение демократии поэтому нуждается в постоянном напоминании государству о существовании опреде- ленного минимума незыблемых прав человека, которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. Естествен- ное право должно оставаться основой правосознания граждан,
законодателей, чиновников, судей, незримо присутствуя в про- цессе применения позитивного права.
Естественное право обнаруживает свою важную грань при ре- лигиозном подходе к сущности человека и государства. Еще мыс- лители Средневековья (в частности, Фома Аквинский), преодо- лев отрыв античных философов от божественной природы есте-
Глава 2. Источники и система конституционного права 33
ственного права, увязали его с христианством. Современная христианская демократия рассматривает состояние свободы как естественное, т. е. дарованное человеку Богом вместе с жизнью.
И несмотря на светский характер современных западных госу- дарств, они в целом принимают эту трактовку и воспринимают естественное право как высокую духовную ценность, морально обеспечивающую неотчуждаемость прав человека. Утверждение такого подхода очень важно для укрепления молодой российской демократии, тем более что это не противоречит и другим россий- ским конфессиям.
Не менее важна роль естественного права как гарантии про- тив антидемократической активности определенных политиче- ских сил, стремящихся к реставрации тоталитаризма. Понятно,
что в случае прихода к власти этих сил для них не составит боль- шого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И только естественное право, если оно признается источ- ником конституционного права, может стать основой для осоз- нания народом неправомерности подобного рода «реформ» и спасения своей свободы. Естественное право должно признавать- ся как высший императив для парламента, президентской, ис- полнительной и судебной власти, местного самоуправления.
Превентивное воздействие неотъемлемости определенных прав и свобод человека служит опорой существования свободного граж- данского общества, гарантией от поворотов вспять.
Пока же все призывы к приоритету позитивного права, к чис- то «нормативистской» трактовке права при всей важности соблю- дения писаного права объективно препятствуют глубокой демо- кратической реформе права в интересах укрепления прав и сво- бод человека. В плоть и кровь народной жизни должна войти истина: если закон противоречит естественному праву, он ничто-
жен.
Конституции. Среди источников позитивного конституцион- ного права важнейшее место занимает конституция. Это основ- ной закон всякого государства, хотя в писаной форме его может и не быть (Великобритания). Однако конституция может фор- мально существовать, но практически не играть никакой роли вследствие перенесения центра тяжести на партийные структуры власти (тоталитарные государства). Для демократии главное за- ключается в установлении реального конституционного строя
(конституционализма), основанного на принципах естественного права и правового государства.
34 Раздел I. Основы теории конституционного права
Конституция устанавливает наиболее важные нормы и прин- ципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулиро- вание в различных формах. Но определенные нормы конститу- ции могут иметь прямое действие, т. е. для своего применения не нуждаются в дополнительном регулировании. В ряде стран (в ча- стности, во Франции) к конституции примыкают органические законы, которые принимаются в развитие ее бланкетных предпи- саний. Конституция всегда предусматривает особый порядок из- менения ее статей, в чем проявляется ее исключительность по сравнению с обычными законами.
В России действует Конституция, принятая всенародным го- лосованием 12 декабря 1993 г. Наряду с этой, федеральной, Кон- ституцией действуют конституции республик, входящих в состав
Российской Федерации. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической силой на их территории. Но федеральная Консти- туция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4
Конституции), а это означает, что конституции республик, неко- торые из которых приняты до принятия федеральной Конститу- ции, должны тем не менее соответствовать последней и не про- тиворечить ей. Аналогичной юридической силой на своей терри- тории обладают уставы других субъектов РФ (края, области,
города федерального значения, автономной области, автономно- го округа).
Законы. По российской Конституции предусматривается из- дание Федеральным Собранием федеральных конституционных законов, которые, безусловно, являются источниками конститу- ционного права, и федеральных законов, из которых такое зна- чение имеют только законы конституционно-правового содержа- ния (т. е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти). Понятно, что парламентом издается и много других законов, которые являют- ся источниками других отраслей права. Источниками конститу- ционного права являются постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации. Из смысла ч. 2 ст. 125 вы- текает, что постановления палат могут иметь нормативный ха- рактер.
Конституция не дает четкого критерия для различения кон- ституционного и обычного федерального закона, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2
ст. 108).
Глава 2. Источники и система конституционного права 35
Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные зако- ны не могут противоречить федеральным конституционным за- конам, из чего можно сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституцион- ные законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения — ч. 1 ст. 56, опре- деление режима военного положения — ч. 3 ст. 87 и др.). Такие законы обязательно должны приниматься по вопросам, преду- смотренным Конституцией; этих вопросов 15, но приняты пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные кон- ституционные законы не могут изменять Конституцию и не яв- ляются частью Конституции.
В то же время многие из важных вопросов (приобретение и прекращение гражданства — ч. 1 ст. 6, ограничение прав и сво- бод человека и гражданина в целях защиты основ конституцион- ного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере- сов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности го- сударства — ч. 3 ст. 55) нуждаются в принятии только обычного федерального закона. Требует изучения вопрос, почему столь важные для государства порядок выборов Президента РФ (ч. 4
ст. 81) или порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 96), а порядок образова- ния высших судебных органов — федеральным конституцион- ным законом (ч. 3 ст. 128). Видимо, конституционная практика,
пока еще недостаточная после сравнительно недавнего принятия
Конституции, со временем выявит конкретную значимость тако- го подхода, пока же приходится исходить из стремления консти- туционного законодателя по каким-то причинам сделать порядок создания судебных органов более сложным по сравнению с дру- гими органами власти.
Источниками конституционного права являются также зако- ны, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в со- ответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующие кон- ституциям и уставам субъектов Федерации.
В отличие от конституций, действовавших в предшествующие годы, нынешняя Конституция не предусматривает создания ор- гана, равного по значению прежнему Президиуму Верховного