ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1331
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Этапы развития конституционного права России 49
достаточным наказанием за антиконституционные действия.
Только в определенных случаях эта ответственность требует нали- чия вины того или иного должностного лица, которая должна ус- танавливаться с соблюдением законных процессуальных правил.
Поэтому конституционная ответственность часто выполняет ско- рее профилактическую функцию. В процессуальных формах эта ответственность устанавливается только судебными органами.
Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем
В XX в. в России сменилось два типа конституционного права:
1) дореволюционное конституционное (государственное) пра- во, отражающее переходы страны от абсолютной к конституци- онной монархии (1905 г. — февраль 1917 г.), а затем к парла- ментской республике (февраль 1917 г. — октябрь 1917 г.);
2) тоталитарное конституционное (государственное) право,
появившееся в результате свершения Октябрьской революции и просуществовавшее в разных модификациях вплоть до периода перестройки (вторая половина 1980-х гг.).
Ныне в России складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и учре- ждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина.
Каждый раз смена типов конституционного права сопровож- дала бурные события и общественные потрясения. И каждый раз новый тип полностью отрицал предыдущий. Так что о преемст- венности в развитии российского конституционного права мож- но говорить весьма условно или даже негативно, хотя отрицание предшествующего типа всегда оказывало большое (отрицатель- ное или положительное) влияние на последующее развитие.
Нынешний, демократический тип конституционного права принципиально отрицает тоталитарный тип, но через «отрицание отрицания» он как бы возвращает государство к этапу развития,
прерванному большевистской революцией. Но это все же не про- стое возвращение назад, а скорее восприятие демократических принципов, выработанных мировой цивилизацией. Следователь- но, новое конституционное право России, с одной стороны, как бы восстанавливает связь времен, а с другой — возрождает госу- дарство на новой исторической основе.
50 Раздел I. Основы теории конституционного права
Естественно, что столь крутые смены типов конституционно- го права оказывали радикальное воздействие на развитие науки о конституционном праве. Эта наука, наиболее политизированная из всех отраслей юридической науки, имеет своей задачей не только теоретическое истолкование действующих правовых норм, но и развитие общественных представлений о свободе и справедливости, которые искренне или лживо определяют основ- ные цели любого типа права. Будучи свободной или, напротив,
несвободной, эта наука ищет пути к усилению демократизма конституционного права или занимается апологией насилия,
скрывающегося под псевдодемократическим обличьем. Но в лю- бом случае она внедряет в общественное сознание определенные представления о принципах организации государственной вла- сти, подсказывает законодателю пути совершенствования кон- ституционного строя в соответствии с господствующими воззре- ниями о роли государства в общественном развитии. В этом ее главная функция.
§ 1. Дореволюционное конституционное
(государственное) право
Со второй половины XIX в. (с начала царствования Александ- ра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил медленно и мучительно, сопровождаясь нарас- танием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. 17 октября 1905 г. Николаем II
был издан Манифест, провозгласивший «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосно- венности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».
Монарх как бы принимал на себя обязательство не нарушать и охранять провозглашенные права и свободы. Это был, конечно,
ограниченный, но все же первый в истории России акт о граж- данских свободах. Весь мир приветствовал эту победу первой русской революции, и только большевики проигнорировали Ма- нифест, объявив его ловушкой, пустым, формальным актом
1
Между тем Манифест провозгласил создание бессословного законодательного органа (Государственной думы), ограничение власти самодержавного монарха. В сочетании с Основными зако-
См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 12. С. 37.
Глава 3. Этапы развития конституционного права России 51
нами, принятыми 23 апреля 1906 г., и рядом последующих пра- вовых актов этот акт положил начало конституционному разви- тию страны. Основные законы учредили двухпалатную парла- ментскую систему (Государственная дума и Государственный совет) при сохранении сильной власти царя: без его утверждения закон не мог вступить в силу. Совет министров был преобразован в постоянно действующий орган, назначаемый царем и ответст- венный только перед ним. Монарх сохранил полный контроль за формированием политики правительства, и особенно в области внешней политики и военных дел. Для избрания Государствен- ной думы вводилось избирательное право, основанное на при- влечении к выборам широких слоев населения, хотя и на нерав- ных условиях. Государственной думе, которая должна была изби- раться сроком на пять лет, предоставлялось право утверждения всех законов, которые, однако, могли приниматься и царем, но с одобрения обеих палат парламента. Депутаты не несли ответст- венности перед избирателями.
Вторая палата (Государственный совет) имела те же права, что и Дума. Она рассматривала все законопроекты, принятые первой палатой, и только в случае ее одобрения законопроект передавал- ся на утверждение царю. Состав Государственного совета напо- ловину назначался царем, а другая его половина избиралась от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний,
дворянских обществ, торговли и промышленности.
Эти конституционные акты привели к легализации политиче- ских партий и обострению межпартийной борьбы. Государствен- ная дума первого созыва оказалась бесплодной и просуществовала
72 дня, второго созыва — 102 дня. Монарх активно пользовался своим правом издания указов законодательного характера «во вре- мя прекращения занятий Государственной думы», а также правом роспуска Думы. Между Думой и Советом постоянно возникали разногласия, Государственным советом был отклонен ряд важных законопроектов, принятых Думой. Происходили частые смены главы и состава правительства, акты исполнительной власти стали занимать все большее место среди источников конституционного права.
Развитие нового конституционного права происходило под влиянием ведущих политических партий, и особенно Партии конституционных демократов (кадетов). В программе этой пар- тии, утвержденной на учредительном съезде в октябре 1905 г.,
выдвигалось предложение создать двухпалатный парламент, в ко-
52 Раздел I. Основы теории конституционного права тором вторая палата формировалась бы из представителей орга- нов местного самоуправления. Парламенту предоставлялось право утверждать любой закон и принимать бюджет. Другая влиятельная партия центра «Союз 17 октября» также требовала принятия кон- ституции, представительной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, хотя она не отвергала самодержавия, силь- ной власти. Ни в одной программе не было идеи федерализма;
многими отвергалась даже автономия территорий.
Правые же партии, черносотенцы («Союз русского народа»)
упорно настаивали на незыблемости самодержавия как основы формы правления, по существу, вообще не хотели какого бы то ни было изменения государственного строя. Напротив, левые партии (социал-демократы и эсеры) объявляли самодержавие пе- режитком и главным препятствием демократизации системы вла- сти. Социал-демократы выдвигали идеи однопалатного законода- тельного собрания на основе всеобщего, равного и прямого изби- рательного права, выборности судов, замены армии вооружением народа, отделения церкви от государства. Они поддерживали пе- редачу власти Учредительному собранию, хотя в то же время большевики бичевали Государственную думу, называя ее лжепар- ламентом, и не признавали реальными перемены в государствен- ном строе. Схожие с социал-демократами планы конституцион- но-правовой реформы выдвигали эсеры.
Таким образом, страна медленно, но определенно эволюцио- нировала в сторону конституционной монархии западного типа.
Императору принадлежала верховная самодержавная власть, но она уже не закреплялась как неограниченная. Постепенно в практику и правосознание внедрялись идеи парламентаризма и независимого правосудия, что подводило к восприятию теории правового государства и народного суверенитета. Однако обста- новка революционного брожения, особенно в условиях военного времени, постоянно толкала режим к репрессиям против рево- люционеров, использованию военно-полевых судов, других чрез- вычайных мер поддержания общественного порядка. Демократи- зация конституционного права сознательно срывалась усилиями большевиков и эсеров, понимавших враждебность любых реформ своим революционным устремлениям.
В ходе Февральской революции (1917 г.) конституционная монархия была легитимно свергнута. Император Николай II спе- циальным актом передал власть брату Михаилу, который, в свою очередь отрекшись от престола, предоставил решение вопроса о
Глава 3. Этапы развития конституционного права России 53
форме правления будущему Учредительному собранию. Депутаты
Государственной думы сформировали Временное правительство,
которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гра- жданские права и свободы. Были упразднены жандармерия, по- лиция и цензура. Это правительство последовательно проводило курс на недопущение скатывания страны к диктатуре, на прове- дение Учредительного собрания.
1 сентября 1917 г. Временное правительство провозгласило
Россию республикой (к этому времени прекратила свои заседа- ния Государственная дума). Правительство носило коалицион- ный характер, что было связано со стремлением объединить де- мократические силы страны. Оно приняло ряд прогрессивных за- конов (о печати, о рабочих комитетах и др.), отказалось от применения чрезвычайных мер (аресты без суда и проч.). Специ- альным актом (август 1917 г.) были введены критерии использо- вания в новых условиях старых законов и постановлений.
Временное правительство при содействии общественности и созываемых им совещаний готовило конституционную реформу,
которую было призвано осуществить Учредительное собрание.
Главой государства и правительства должен был стать временный президент республики с широкими полномочиями, от имени ко- торого в Учредительное собрание должны были вноситься зако- нопроекты. Учредительное собрание тем самым превращалось в законодательный орган. Это были только наметки, и трудно ска- зать, какая форма правления в конечном счете была бы избрана
Учредительным собранием. В начале XX в. конституционный строй с такими институтами прочно утвердился в Великобрита- нии, Франции и других странах Западной Европы, что не могло не оказывать влияния на конституционно-правовое развитие
России. Можно смело предположить, что Учредительное собра- ние установило бы демократическую республику с конституци- онным строем, свободно избранным парламентом и контроли- руемой исполнительной властью. Но этим предначертаниям ис- тории и желаниям народа не суждено было сбыться.
Реформы государственного строя, проводившиеся с начала
XX в., были в значительной мере подготовлены предшествующим развитием науки государственного права. Среди ее представите- лей были блестящие ученые-юристы, составившие оригинальную русскую школу государственного права. Эту школу отличали склонность к высокой теории и приверженность демократиче- ским идеалам. Почти все государствоведы одновременно занима-
54 Раздел I. Основы теории конституционного права лись и общей теорией права. Они хорошо знали иностранное го- сударственное право, историю политических учений и всеобщую историю государства и права, были всесторонне образованны в области не только юридических, но и многих других наук (фило- софии, лингвистики, истории, психологии и др.). Практически никто из них не воспринял марксизм с его классовой теорией го- сударства и права.
Развивавшаяся на базе университетских кафедр и тесно свя- занная с демократически настроенной студенческой молодежью,
русская школа государственного права сосредоточила основное внимание на проблемах самодержавия и народного представи- тельства, которые лежали в центре внимания российского осво- бодительного движения.
Хорошо зная западные конституционно-правовые воззрения,
русские ученые привнесли в научный оборот актуальные для
России теории естественного права, разделения властей, право- вого государства, независимого правосудия, парламентаризма и др. Эти общепризнанные ценности свободного общества пре- допределили методологическую основу русской науки государст- венного права, которая была чужда какой-либо идеологической односторонности. Поэтому ни у кого не было попыток припи- сать государственному праву функцию закрепления «основ обще- ственного строя», подчинять права и свободы граждан идеологи- ческим целям. В соответствии с логикой и здравым смыслом предмет этой отрасли права виделся реалистически, хотя и в раз- ных париантах: в устройстве власти, положении граждан и орга- низации управления территориями. Все исследователи видели
Россию единым унитарным государством, впрочем, и здесь воз- никала сложность в связи с ее имперским статусом, особенно в отношении Финляндии и Польши. О проблеме федерализма применительно к России никто и не думал.
Русское государствоведение конца XIX — начала XX в. обра- зует единый этап развития науки государственного права. В то же время этот этап можно разделить на два периода: до издания
Манифеста 17 октября 1905 г. и после. В первый из этих перио- дов наука государственного права делала акцент на изучении за- рубежных форм правления: подчеркивала, например, преимуще- ства английской конституционной монархии, что способствовало осознанию отсталости российского самодержавного строя и под- талкивало власти к реформам. Во время второго периода нача- лась разработка теории новой формы правления в России.