ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 1333
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Этапы развития конституционного права России 55
Для русской школы государственного права была характерна тесная связь с философскими учениями, развивавшимися в рос- сийском и европейском обществе. Отсюда три основных направ- ления в науке государственного права: либерализм, позитивизм и социологический позитивизм, которые, однако, не были лишены взаимопроникновения идей.
Среди ученых либерального направления выделялся Б. Н. Чи- черин (1828—1904). Он стремился применить к российским усло- виям западную модель государственной власти. Отсюда его убеж- дение в необходимости конституционной монархии, что тогда оз- начало отказ от неограниченного самодержавия. Он предлагал создать двухпалатный представительный орган сословного харак- тера с большими правами. Как истинный либерал, Б. Н. Чичерин стоял на позициях естественного права, правового государства,
разделения властей, отстаивал обязанность государства охранять гражданские и политические свободы, особенно выделяя необхо- димую для этого независимость суда. Он писал: «Монархия пред- ставляет начало власти, народы или его представители — начало свободы, аристократическое собрание — постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели»
1
. В начале века Б. Н. Чиче- рин с известной горечью предупреждал, что в России нет условий для парламентаризма: «Парламентское правление требует опытно- сти, образования, сложившихся партий. Всего этого у нас нет»
2
Крупнейшим представителем юридического позитивизма был
Н. М. Коркунов (1853—1904). Как все позитивисты, он был про- тив естественного права, хотя и видел в государстве «обществен- ный союз, представляющий собой... принудительное властвова- ние над свободными людьми»
3
. Государственное право, по его мнению, определяет организацию государственной власти, регу- лирует ее деятельность и устанавливает права и обязанности гра- ждан. Н. М. Коркунов внес большой вклад в разработку вопроса о подзаконное™ указов и других актов государственного управле- ния, считая это важным условием конституционной законности.
1
Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М., 1894. Ч. 1. Общее государственное право. С. 161.
2
Чичерин Б. Н. Россия накануне двадцатого столетия. Берлин, 1901.
С. 152-153.
3
Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1893. Т. 1.
С. 3-4.
56 Раздел I. Основы теории конституционного права
Сторонники социологического позитивизма как бы уходили от игнорирования социальных факторов, что было свойственно юридическому позитивизму, вносили в государственное право социально-политические акценты. Представитель этого направ- ления А. С. Алексеев, у которого исследователи отмечают также значительное тяготение к юридическому позитивизму, много сделал для разработки теории правового государства с его прав- лением через приоритет законов. Под государственным правом он понимал «совокупность норм, определяющих существо и ор- ганизацию верховной власти, состав и деятельность властей под- чиненных, права и обязанности подданных»
1
В своих учебных лекциях А. С. Алексеев различал науку об- щего государственного права и науку русского государственного права. В первую он включил политические и государственно- правовые учения, основные категории и понятия государствен- ного права в их связи с социологией и историей. Рассуждения
А. С. Алексеева сводились к идее конституционного государства.
Последовательным сторонником социологического позити- визма выступал М. М. Ковалевский (1851 — 1916). Он развивал резко оппозиционные взгляды по отношению к самодержавию,
находился под влиянием революционных идей, за что был даже уволен из Московского университета. До 1905 г., создав интерес- ные работы по государственному праву европейских держав,
М. М. Ковалевский обосновывал необходимость конституцион- ного правового государства по английскому типу, но критиковал западную систему гражданских свобод за ее формализм, подчер- кивая, что «правительство служит не столько интересам всего на- рода, сколько интересам тех классов, которые сосредоточивают в своих руках капитал и земельную собственность»
2
. Но в целом теорию классового государства он не разделял.
Крупным представителем социологического позитивизма в науке государственного права был также В. В. Ивановский. Он считал, что государственное право не чисто юридическая наука, а часть обществоведения; ее предметом является не только форма государства, но и государство в целом
3 1
Алексеев А. С. Конспект лекций по русскому государственному пра- ву. 1891-1892 уч. год. М., 1892. С. 4 - 5 .
2
Ковалевский М. М. Государственное право европейских держав.
1883-1884 уч. год. С. 12.
3
См.: Ивановский В. В. Русское государственное право. Казань, 1895.
Вып. I. С. 3.
Глава 3. Этапы развития конституционного права России 57
Из крупных ученых-государствоведов, работавших в послед- ние десятилетия XIX в., необходимо также отметить А. Д. Гра- новского, С. А. Котляревского, М. И. Свешникова и др.
1
После 1905 г. круг проблем государственно-правовой науки во многом меняется. Ее представители сосредоточивают свое вни- мание на проблемах народного представительства и его соотно- шении с верховной самодержавной властью. Манифест 17 октяб- ря 1905 г. отличался неопределенностью формулировок, он уста- новил власть монарха как самодержавную, но изъял слово
«неограниченная», что заставило ученых-государствоведов искать объяснение этой формулы, которую черносотенные сторонники трона трактовали в пользу незыблемости самодержавия.
Н. М. Коркунов еще до издания Манифеста высказывался о том,
что власти неограниченного монарха не может быть противопос- тавлена никакая другая ограничивающая ее власть
2
. Создание же
Думы многие видные ученые — Ф. Ф. Кокошкин, Н. И. Лазарев- ский, В. М. Гессен
3
— справедливо расценили как ограничение власти царя. Они полагали, что новый конституционный строй складывается на основе принципов западных конституционных монархий. М. М. Ковалевский, обосновывая преимущества кон- ституционной монархии по сравнению с республиканской фор- мой правления, отмечал, что дело не в порядке замещения поста главы государства, а в существовании ответственного перед пар- ламентом правительства. Он уделял большое внимание принципу разделения властей, народному суверенитету, народному пред- ставительству. М. М. Ковалевский обращал внимание на то, что
«изучение законодательства какой-либо страны далеко еще не является изучением «действующей» ее конституции»
4
. Этот заме- чательный либеральный ученый, которого, кстати, Ленин отнес к
«краснобаям либерализма», доказывал, что государство не может
1
Подробнее разбор взглядов русских теориков государственного пра- ва, хотя и только с марксистских позиций, см.: Куприц Н. Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М., 1980;
Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1979; Он же.
Из истории политической и правовой мысли: Б. Н. Чичерин. М., 1978.
2
См.: Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1908.
Т. 1. С. 131.
3
См.: Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. М., 1908. Вып. 2;
Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. СПб.,
1910. Т. 1; Гессен В. М. Основы конституционного права. Пг., 1917.
4
Ковалевский М. М. Конституционное право. СПб., 1909. С. 29.
58 Раздел I. Основы теории конституционного права в интересах самосохранения упразднить личные права, что право имеет приоритет перед государством, и в этом ясно проявляется его приверженность демократическим идеалам.
Русская школа государственного права развивалась в трудных условиях самодержавной власти. Ее представители не были рево- люционерами, они верили в эволюцию государственного строя по западному образцу. Они не успели создать теорию российско- го республиканизма — слишком коротким оказался этот период,
сменившийся большевистским тоталитаризмом.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 66
§ 2. Тоталитарное конституционное
(государственное) право
Оно начинает складываться с 25 октября 1917 г., когда II Все- российским съездом Советов был принят Декрет о власти, офор- мивший государственный переворот.
О государственном праве собственно России можно говорить только относительно периода до 1922 г., т. е. до создания СССР.
После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, у нее в отличие от других союзных республик не бы- ло даже своего высшего партийного органа — все вершил союз- ный ЦК ВКП(б), а затем ЦК КПСС. Вслед за принятием союз- ных конституций 1936 и 1977 гг. были приняты и слепки для конституций РСФСР 1937 и 1978 гг., объявивших Россию суве- ренным государством и создавших свою систему органов власти и управления, а также судов. Но практически они были жестко встроены в централизованную систему власти фактически уни- тарного государства.
Как исходные принципы, так и последующее развитие тота- литарного государственного права обусловливались учением мар- ксизма-ленинизма, которое рассматривает государство как глав- ное орудие перестройки всех общественных отношений в соот- ветствии с целями коммунизма.
Общий подход большевиков к государству был не просто да- лек от распространенной на Западе концепции правового госу- дарства, но прямо противоположен. Государству никаким обра- зом не предписывалось охранять права и свободы граждан или воздерживаться от вмешательства в индивидуальную свободу, да- же если речь шла о представителях «трудящихся классов». На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства, ибо действовал иринудитель-
Глава 3. Этапы развития конституционного права России 59
ный коллективизм в пользовании правами, а государство рас- сматривалось как олицетворение общих интересов.
Эта концепция — плод классовой теории, она закабаляла че- ловека, создавая иллюзию преодоления буржуазного формализма свободы. Фактически право закрепляло государственное руковод- ство обществом, отказ даже от минимальной независимости об- щественной жизни от государственного вмешательства; контроль огромной бюрократической машины распространялся не только на каждое действие человека, но и на мысли. «Мы ничего «част- ного» не признаем», — говорил В. И. Ленин
1
Развитие нового государственного права началось с утвержде- ния Республики Советов — В. И. Ленин объявил, что парламент- ская республика была бы «шагом назад»
2
. Но через непродолжи- тельное время было разогнано Учредительное собрание и нача- лось свертывание свободной деятельности местных Советов.
В сущности, с января 1918 г. не осталось никаких надежд на де- мократическое государственное устройство, принятая в июле то- го же года Конституция РСФСР это подтвердила.
Создатели Конституции отбросили почти все выработанные к тому времени демократические принципы представительной сис- темы. Ни о каких парламентских учреждениях, ответственном правительстве, признании прав оппозиции, подчинении государ- ства праву и т. д. не было и речи. Проблема превышения власти или злоупотреблений ею не вставала, а потому оказался ненуж- ным принцип разделения властей.
В. И. Ленин прямо обосновал единство исполнительной и за- конодательной власти в пику буржуазному парламентаризму —
его не заботили опасность злоупотребления властью и необходи- мость взаимного уравновешивания властей. Взамен свободного парламента появился эрзац — Всероссийский Центральный Ис- полнительный Комитет, который избирался громоздким, фор- мальным Съездом Советов. Хотя ВЦИК был наделен большими полномочиями, он все же не стал действительно высшим орга- ном власти. Только в тандеме с назначаемым им Совнаркомом создавался подлинный центр власти, фактически никем не кон- тролируемый. Как и следовало ожидать, съезды Советов созыва- лись все реже (от одного раза в квартал до одного раза в год),
большевики манипулировали ими как хотели и практически не
1
Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 498.
2
Там же. Т. 34. С. 304-305; Т. 36. С. 72.
60 Раздел I. Основы теории конституционного права ставили на их обсуждение вопросов первостепенного значения.
Власть Совнаркома была заведомо определена как самая значи- тельная, ибо он, так же как и ВЦИК, издавал законодательные декреты и вообще любые распоряжения, а работал при закрытых дверях.
Неограниченная исполнительная власть стала самой характер- ной чертой нового государственного устройства. При полном от- рицании прав и свобод человека эта власть, сразу ставшая самой главной, не стесненная судебным или парламентским контролем,
рождала чудовищные злоупотребления. На основе негласных указаний расстреливались сотни людей, тысячи были арестова- ны, выселены из домов, вынуждены эмигрировать.
Новая структура власти практически исключила свободу вы- боров. Глава 13 Конституции установила откровенную дискри- минацию, предоставив право избирать и быть избранными толь- ко тем, кто «добывает средства к жизни производительным и общественно полезным трудом», а также солдатам и нетрудо- способным. Этого права лишались лица, прибегающие к наем- ному труду, живущие на проценты с капитала, частные торгов- цы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.
Даже классы, составлявшие основу «рабоче-крестьянского» го- сударства, оказались не равны между собой: рабочие и другие жители городов избирали на Съезд Советов от городских Сове- тов одного представителя от 25 тыс. избирателей, а крестьяне от губернских Советов — от 125 тыс. Многоступенчатая система выборов практически лишала рядовых граждан возможности ре- ально влиять на состав высших органов власти. Вся система Со- ветов, постепенно выстраиваясь в централизованную, являла со- бой олицетворение диктатуры верхов, требовавших со все боль- шей настойчивостью выполнения своих приказов и уходивших от ответственности за беззакония на местах. Это была безраз- дельная, бесконтрольная и абсолютная власть.
Большевики быстро разделались с политическими партиями:
они были запрещены, а их лидеры репрессированы или расстре- ляны. Претензия РКП на монопольное руководство обществом и государством была сформулирована на VI11 Съезде (март 1919 г.).
В его решениях говорилось: «Коммунистическая партия ставит себе задачей завоевать решающее влияние и полное руководство во всех организациях трудящихся: в профессиональных союзах,
кооперативах, сельских коммунах и т. д. Коммунистическая пар- тия особенно добивается проведения своей программы и своего