Файл: Методич. разработка урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2021

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Гармонический слух и основы методики его развития на занятиях по

хоровому сольфеджио»

(методическая разработка открытого урока)

предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» («Хоровое

сольфеджио»), группа III курса ОХД

Преподаватель Мельникова Е.В.



7 декабря 2012г

Тема урока: «Гармонический слух и основы методики его развития на занятиях по хоровому сольфеджио»

Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами и методами работы по развитию гармонического слуха в рамках учебной дисциплины.

Цели: Обучающая:

дать понятие «гармонический слух»;

познакомить с методическими принципами работы в рамках новой учебной дисциплины;

воспитание и совершенствование навыков интонирования и пения в ансамбле;

развить умение координировать голос и слух;

стимулировать интерес к расширению музыкального кругозора;

создать условия для развития мотивации к изучению курса « Методика хоровых дисциплин»

Развивающая:

совершенствовать высокую активность музыкального мышления, исполнения и восприятия музыки за счёт развития гармонической функции слуха исполнителя;

развить способность к контролю над интонационным результатом; Воспитательная:

способствовать развитию творческой личности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности;

формировать педагогическую культуру учащихся;

содействовать развитию положительного отношения к учебной деятельности через всестороннюю организацию интеллектуально-позновательной деятельности.

Тип урока: комбинированный

План урока:

а) изучение нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

б) приёмы и методы работы по развитию музыкального слуха на занятиях по хоровому сольфеджио;

в) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

г) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

д) подведение итогов урока


Ход урока:

а) изучение нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению

Предмет «Хоровое сольфеджио» относительно молод, он введен в музыкальную педагогику недавно. Предмет «Хоровое сольфеджио» является связующим звеном между теоретической базой обычного сольфеджио и практическими требованиями хорового класса.

Специфической особенностью предмета «хоровое сольфеджио» является использование только вокального звучания во всех формах работы (фортепиано выполняет вспомогательную, сопровождающую функцию в некоторых заданиях).


Практика показывает, что работу над развитием гармонического слуха можно и должно начинать с раннего возраста или на первых этапах обучения. Это — период накопления слуховых впечатлений, заполнение «кладовых мозга». Известно, что первые впечатления особенно ярки и прочны. Многие считают, что основным содержанием занятий сольфеджио на начальном этапе является развитие мелодического слуха, работа над одноголосием, а работа над гармоническим слухом может начаться только параллельно с курсом гармонии. Это в корне неправильное мнение; оно ведет к тому, что развитие гармонического слуха всегда отстает от мелодического. Главная задача — накопить слуховые впечатления, создать базу для дальнейшего развития гармонического слуха.

Важной формой в развитии гармонического слуха является участие в создании многоголосия. Это прежде всего пение в хоре, в ансамбле. По определению Теплова, гармонический слух представляет собой способность воспринимать (в одновременности) множество звуков как единое целое.

Гармонический слух проявляется прежде всего в способности воспринимать многоголосие. Основную роль в этом восприятии играют эмоциональные ощущения, поэтому главный принцип методики развития слуха в целом — сначала явление должно быть услышано, прочувствовано, а затем теоретически осмыслено — приобретает в работе над развитием гармонического слуха особенно большое значение.

Гармонический слух активно развивается при сочинении музыки, импровизации всякого рода (в хоре, за инструментом), и очень жаль, что забыты традиции импровизации многоголосия, которыми так богато народное пение.

Главная задача в работе над созданием многоголосия — воспитание чувства строя. Умение подстроиться, найти свое место в хоре или ансамбле, услышать общее звучание и являются основой чувства строя! Учащиеся. начинают ощущать строй уже при исполнении одноголосных мелодий хором. Но особенно важны первые попытки создания многоголосия, то есть начало работы над двухголосным звучанием. При этом следует прежде всего обратить внимание учащихся на красочное богатство двухголосного звучания по сравнению с одноголосной мелодией и только затем — на мелодические линии каждого голоса, которые и создают это двухголосие. Основная задача многоголосного пения — воспитание чувства ансамбля, строя, умения слышать целое, а не только свой голос.

б )приёмы и методы работы по развитию музыкального слуха на занятиях по хоровому сольфеджио

В практике работы над многоголосием существуют следующие

направления:

1 .Наиболее целесообразно начинать работу с упражнений:

с плавным переходом от унисона к двухголосию и обратно. Главная задача — услышать и почувствовать разницу между одноголосием и


двухголосием. Например:

упражнения с образованием двухголосия при одном выдержанном звуке. Умение выдержать звук при движении другого голоса.

Например:

упражнения с образованием двухголосия скачком на разные интервалы от унисона. Задача — правильно спеть ход мелодии своего голоса от унисона на тот или другой интервал и закрепить полученное двухголосие.

Например:


подстраивание консонирующих интервалов к данному звуку

Например:



Приемы работы: при пении внимательно вслушиваться в образующиеся интервалы. Первый звук может быть взят на инструменте, может быть спет педагогом или одной группой учащихся. Петь в свободном ритме, по руке педагога. Использовать цепное дыхание.

2.Методически наиболее целесообразно изучение многоголосия начинать с народных песен подголосочного склада, отличающихся очень естественным голосоведением. Партия вторы в народной песне, участвуя в создании основной мелодии, как бы приобретает свой облик, а не становится только добавлением к первому голосу. Поэтому партия вторы легче, выразительнее, чем партия второго голоса в примерах гомофонно-гармонического склада. Встречающиеся унисоны как бы выравнивают голоса, а появление после них двухголосия звучит особенно ярко и образно. Например:

Практика показывает, что этот метод в дальнейшем дает наилучшие результаты. Работа над двухголосием (и многоголосием) необходима и для выработки чистоты интонации: гармоническое слышание помогает почувствовать точную интонацию линии каждого голоса. Например:

Пойду ль я, выйду ль я |

! . Обоаботка Л. Мекалииой t

3. Пение канонов, имитаций


Приемы работы: сохраняя строй, изменять динамическое соотношение звучания голосов ( подчёркивание, выделение темы, отдельных голосов). Например:

Простой бесконечный канон поможет подойти к исполнению произведений, в которых встречается имитационная полифония. Мелодия канона сначала твёрдо выучивается всеми вместе. Затем хор

разбивается на две, три, четыре группы, которые поочерёдно вступают через каждые два такта. Таким образом, канон можно исполнить на два, три или четыре голоса, в зависимости от подготовленности певцов.

л'

4.Воспитание чувства строя на наиболее удобных гармонических интервалах терциях, секстах и на трезвучиях. С самого начала ставится задача уметь «подстроиться» к данному звуку, например: (спеть в терцию)


Например:

Ещё один пример терцового двухголосия. Исполнение довести до. быстрого темпа. Исполнять легко. Скороговоркой.

!i

Освоение терцового двухголосия в диапазоне полного мажорного звукоряда.


Двухголосные секвенции из пройденных интервалов.

Приемы работы: при пении секвенции не рекомендуется разучивать каждый

голос отдельно — новое звено должно возникнуть из слуховой памяти.

i

i


Выстраивание чистых квинт и сопоставление тонов и полутонов в двухголосии. Например:

i


i

5.Освоение элементов трёхголосия.

Обратить внимание певцов на чередование устойчивых звуков с неустойчивыми. Например:



Наслаивание голосов при одной звучащей гармонии, постепенное вступление голосов

Приемы работы: при исполнении следует использовать цепное дыхание,

чтобы выдержанный звук звучал все время полно и насыщенно. Например:


Образование новой гармонии от движения одного, двух или трех

ГОЛОСОВ

Приемы работы: упражнение поется в свободном ритме, по знаку педагога. Смена гармонии должна происходить без перерыва звучания. Педагог может словами называть ноты, изменяющие гармонию («до в верхнем голосе переходит на ре» и т. д.) или показать их указкой. Например:


i

. • Последовательности аккордов с параллельным движением голосов Основная задача — добиться чистоты строя каждого аккорда. Приемы работы: петь аккорды с названиями нот, на слоги или с закрытым ртом.

Это упражнение требует многократного повторения. Например:

Например:



|

Сложные сочетания аккордов

Приемы работы: предлагаемое упражнение должно быть хорошо разучено, чтобы достичь чистого и красивого звучания. Поется оно хором, а затем проверяется исполнением в четыре голоса (каждый учащийся ведет партию одного голоса). Педагог может сам строить подобные последовательности и разучивать их на уроках. Например:

в) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике Блиц-опрос по пройденной теме. Вопросы: 1. Дать понятие «гармонический слух»

2.Назвать основные приёмы и методы работы по развитию музыкального слуха на занятиях по хоровому сольфеджио

г) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению

Подобрать примеры из музыкальной литературы (2-х, 3-х гол. по изученным направлениям способствующим развитию гармонического слуха)

д) подведение итогов урока

i


Развитый гармонический слух предполагает, что человек, владея навыками в определении разных сторон многоголосного звучания, синтезирует их и тем самым может полностью осознать воспринимаемую музыку, то есть может проанализировать, сыграть и записать ее. В течение многих столетий хоровое пение являлось тем основным стержнем, по которому шло развитие музыкальной культуры нашего народа. На основе народнопесенной культуры возникло и поднялось могучее русское профессиональное музыкальное искусство. В процессе развития отечественной хоровой культуры создались хоровые коллективы, не знающие равных себе по исполнительскому мастерству. Они принесли нашему народу всемирное признание в области музыкального искусства и утвердили за ним славу народа - песнетворца. Наша святая обязанность беречь эти традиции,

развивать и приумножать.