Файл: Практические кейсы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практические кейсы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики

п/п

Подробные ответы обучающегося на практические кейсы

Кейс № 1

1. Для увеличения охвата лиц с инвалидностью к занятиям адаптивной физической культуры, следует рассмотреть всю систему реабилитации изнутри и определить совокупность целей и задач для достижения интеграции инвалида в общество. Совокупность методов интеграции человека сможет определить шаги к развитию адаптивной физической культуры и вовлеченности инвалида в данный вид реабилитации.

Характеристика закономерностей функционирования и развития адаптивной физической культуры зависит от выполнения ряда принципов (доступности, равенства, безопасности) и сложившейся аксиологической концепцией по отношению общества к инвалидам.

Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья представляют собой реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной политики. Комплексная социализация личности человека с отклонениями в состоянии здоровья крайне затруднена без применения методов АФК.

Адаптивный спорт – социальный феномен, интегрирующий лечебное рекреационное и спортивное направления физической культуры. Главная цель адаптивного спорта – социализация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и повышение уровня качества жизни через участие в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, стремление к максимально возможной самореализации в одном из видов адаптивного спорта.

Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной физической культуре, реализующихся в конкретном субъекте Российской Федерации, а также в муниципальных образованиях, возможны только в случае учета социально-экономических условий региона. При этом финансирование данных программ не должно осуществляться по остаточному принципу. Единственно приемлемым подходом, который реально обеспечивает соблюдение «равных возможностей» для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и который должен реализовываться в каждом регионе, является распределение имеющихся финансовых ресурсов на развитие физической культуры и спорта пропорционально соотношению между двумя категориями граждан региона – здоровыми людьми, с одной стороны, и лицами с отклонениями в состоянии здоровья – с другой.

Ратификация нашим государством Конвенции о правах инвалидов послужила стимулом к совершенствованию службы медико-социальной экспертизы и порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА). Ранняя помощь лицам с инвалидностью, семьям, в которой находится человек с проблемами со здоровьем любого возраста, сегодня становится элементом системы комплексной реабилитации, рассматривается в контексте профилактики инвалидности через организацию системы раннего выявления. Раннее начало двигательной активности. Научные исследования, отечественный и зарубежный опыт показывают, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация, тем она более эффективна. Развивающийся, формирующийся организм более пластичен и чувствителен к воздействию физических упражнений, коррекции и компенсации двигательных и психических нарушений. Реабилитационный потенциал 99 выше, если с ребенком-инвалидом начинать систематические занятия с первых месяцев жизни сначала в семье, затем в дошкольных и школьных (коррекционных) организациях. Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных тренировок.


В законодательстве Российской Федерации, в сфере физической культуры и спорта, полномочия соответствующего федерального органа исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части организации проведения физической реабилитации всех инвалидов, независимо от их профессионального спортивного потенциала с использованием средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, в настоящее время определены не в полной мере.

Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации предполагается осуществлять в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 3081-р, одним из основных целевых показателей которой является увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения.

В связи с этим необходимы дальнейшее совершенствование вопросов обеспечения доступности занятий по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту для всех инвалидов, особенно для детей-инвалидов, посредством развития этих направлений не только в учреждениях и организациях физической культуры и спорта, но и образования и социального обслуживания населения, а также развитие пунктов проката технических средств реабилитации, предназначенных для занятий адаптивным спортом (специальных протезов, колясок и др.), поддержка массовых физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов, в том числе инклюзивных, подготовка кадрового потенциала и др.

Для упорядочения организации работы на уровне региона по реализации раздела ИПРА «физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом», по использованию технологий, основанных на средствах и методах АФК, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта рекомендуется следующий алгоритм действий:

а) определить учреждение (организацию) по сопровождению данного вида деятельности, наделив его соответствующими полномочиями с учетом действующего федерального и регионального законодательства. Это может быть Центр адаптивного (инвалидного) спорта, детско-юношеская спортивно-адаптивная школа, врачебно-физкультурный диспансер или какая-либо другая организация, находящаяся в управлении органа исполнительной власти в сфере (области) физической культуры и спорта;

б) подготовить и утвердить пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок реализации раздела ИПРА «физкультурно-оздоровительные мероприятия, занятия спортом», включая порядок взаимодействия при передаче данных в электронном виде и на бумажном носителе, и соглашение между всеми участниками этого процесса;

в) составить реестр (список) организаций независимо от их ведомственной подчиненности, реализующих физкультурно-оздоровительную работу с инвалидами, детьми-инвалидами, технологии, основанные на средствах и методах АФК, по каждому муниципальному образованию. Привлечь к данной работе лиц, осуществляющих подготовку информации по форме № 3 - АФК федерального статистического наблюдения;

г) составить реестр (список) наименований организационно-методических программ и услуг по реабилитации или абилитации с использованием технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, мест возможных занятий физической культурой и спортом, используемых в организациях (учреждениях) физической культуры и спорта, образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры по каждому территориальному (муниципальному) образованию;

д) разработать порядок отчетности по реализации мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе с инвалидами, детьми-инвалидами, осуществляемой в соответствии с ИПРА в территориальных (муниципальных) образованиях; 33

е) проводить конференции, семинары по обмену опытом работы, определять победителей конкурса на лучшую организацию комплексной физкультурно-оздоровительной работы между территориальными (муниципальными) образованиями, а также между организациями (учреждениями) по ведомственному признаку.

Для достижения целей в области устойчивого развития Межучрежденческой группой экспертов ООН были разработаны соответствующие показатели – «Инициатива «Реабилитация 2030»», которая была запущена в феврале 2017 года и представила «призыв к действию» для согласованных и скоординированных глобальных действий по расширению масштабов реабилитации. Для достижения этого были определены 10 приоритетных направлений деятельности:

– создание сильного руководства и политической поддержки реабилитации на субнациональном, национальном и глобальном уровнях;

– усиление планирования и осуществления реабилитации на национальном и субнациональном уровнях, в том числе в рамках обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них;

– улучшение интеграции реабилитации в сектор здравоохранения и укрепление межсекторальных связей для эффективного и действенного удовлетворения потребностей населения;

– включение реабилитации в программу всеобщего медицинского страхования;

– создание комплексных моделей оказания реабилитационных услуг для постепенного достижения равного доступа к качественным услугам, включая вспомогательные средства, для всего населения, в том числе в сельских и отдаленных районах;

– создание сильного многопрофильного реабилитационного персонала, подходящего для странового контекста, и продвижение концепций реабилитации во всех сферах обучения кадров здравоохранения;

– расширение финансирования реабилитации через соответствующие механизмы;

– сбор информации, относящейся к реабилитации, для улучшения информационных систем здравоохранения, включая данные о реабилитации на системном уровне и информацию о функционировании с использованием Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ);

– наращивание исследовательского потенциала и расширение доступности надежных данных для реабилитации;

– создание и укрепление сетей и партнерств в области реабилитации, особенно между странами с низким, средним и высоким уровнем доходов.

2.  Специалисты по адаптивной физкультуре работают в медицинских, спортивных, санаторно-курортных, досуговых учреждениях.  В их задачу входит физическая реабилитация лиц с различными нарушениями, составление наилучших программ тренировок, наблюдение за изменениями состояния данных лиц.  Работа требует выносливости и стойкости, ведь жалость и сожаление здесь неуместно.  В данной профессии достигают больших результатов те специалисты, которые ведут себя более чем компетентно. Согласно подсчетам, сегодня будущие специалисты по адаптивной физической культуре готовятся лишь в десяти университетах, академиях и институтах физической культуры страны. Учитывая, что некоторые студенты поступают на данную специальность лишь по совету родителей или из-за невозможности поступить на другую специальность, по окончанию обучения выпускники не решаются идти работать по своей профессии. Другой проблемой является отсутствие нормативно-правовой базы для трудоустройства специалистов по адаптивной физической культуре. Дошкольные, образовательные и оздоровительные учреждения также нуждаются в специалистах по работе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. Кроме того, неосвоенными до конца остаются проблемы организационных и научно-методических основ профессиональной подготовки специалистов по АФК: форм получения образования, повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров, модели специалиста (профессиограмма, квалификационные характеристики), технологии и структуры учебного процесса подготовки студентов, программы практик, содержания программного материала по специальным дисциплинам. Возможными путями решения проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре могут служить:

  • Более широкое распространение специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» в высших учебных заведениях России;

  • Обязательное включение в учебный процесс общеобразовательных и специализированных дошкольных и школьных учреждений программу по адаптивной физической культуре;

  • Вовлечение в данную профессию будущих абитуриентов;

  • Создание благоприятных условий для инвалидов, занимающихся адаптивной физической культурой, и их тренеров (обеспечение местом, инвентарем и оборудованием);

  • Более частое проведение и огласка массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

  • Развитие таких адаптивных видов спорта, как гонки на инвалидных колясках, шашки, шахматы,  настольный теннис, мини-футбол, сидячий волейбол и др.

Потребность в специалистах, действительно обладающих высокими уровнями профессиональной деятельности, растет с каждым днем. Инвалиды и люди с ограниченными возможностями нуждаются в поддержке и помощи таких специалистов. И, возможно, благодаря данным путям решения, в нашей стране станет еще больше паралимпийских чемпионов.


Кейс № 2




Кейс № 3




Кейс № 4




Кейс № 5







Дата: _________

______ ___________________

(подпись) (ФИО обучающегося)