ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.06.2021
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
Тема 1 Естественная и гуманитарная культуры. Панорама современного естествознания
Лекция 1.
План:
1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
2.Научный метод.
3.История естествознания.
4.Панорама современного естествознания, тенденции развития.
1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
Исторически первые зачатки реалистического естественнонаучного и гуманитарного знания возникли в древности примерно в одно и то же время в недрах религиозных и мифологических картин мира.
Поиски реальной научной основы сначала выявились у знания естественнонаучного, что было связано с потребностью физики, механики, астрономии, математики, градостроительства и некоторых других направлений естественной науки. Вместе с тем и здесь долгие столетия реалистическое, строго научное знание было неразрывно сплетено со знанием нереалистическим, произволом фантазии, что особенно четко проявилось в многообразных натурфилософских концепциях. В свою очередь в сфере гуманитарного знания элементы научного подхода в этот исторический период были безусловно подавлены разнообразными утопическими проектами.
Естествознание постепенно стало первой формой строгого и развернутого научного знания. Произошло это в Западной Европе в XVII—XVIII вв., когда исследователи стали выстраивать результаты исследований на основе четких правил, последовательно разграничивая научные и ненаучные методы подхода к реальности. С большим запаздыванием, лишь в первой половине XIX в., на научную почву начало становиться и гуманитарное знание, во многом перенимая первое на этапе становления методологию и комплекс методов у более развитого естествознания. Позже всех (примерно в последней трети XIX в.) на строгие научные рельсы стали и технические науки, занимающие промежуточное место между естественнонаучным и гуманитарным знанием.
Сегодня наблюдается достаточно проявленное встречное движение, взаимное сближение естественнонаучного, технического и гуманитарного знания. Основой этого принципиального сближения, интеграции основных ветвей научного знания выступает процесс гуманизации науки. Лидерами такой интеграции именно гуманитарные науки.
В результате такого сближения наука все более лишается налета абстрактности, удаленности от непосредственных человеческих целей и ценностей, и все более непосредственно ставит социально ориентированные задачи, связанные с решением проблем роста уровня и качества жизни населения, улучшением среды обитания человеческих сообществ, выяснением физических и духовных возможностей человека. Для продуктивного решения таких социально значимых задач уже сейчас в развитых странах мира создаются комплексные научные группы, объединяющие ученых самых разных специальностей, где все большую роль играют экологи, социологи, психологи, культурологи, юристы и т.п.
2.Научный метод
Наука и ненаука
Чем отличается «наука» от «ненауки», «научная теория» от «идеологии», от «взглядов», от «художественного вымысла», от «религии».
Помимо чисто академического интереса, который проявляет к этому вопросу философия, достаточно часто он переводится в чисто практическую плоскость, и это происходит всегда, когда от ответа на него зависят определенные общественные отношения. Знакомым историческим примером является судьба Джордано Бруно. Его предположение о существовании множества населенных миров, к которому и сейчас существует разное отношение, не без оснований показалось католической церкви того времени, опасным для существующего порядка вещей, в котором эта организация занимала главенствующую роль. Мысли Бруно были объявлены преступными, а сам он казнен. Более близким историческим примером является борьба с кибернетикой и генетикой в Советском Союзе. Эти науки были объявлены властями «ненаучными». Посягательство на создание - пусть даже в очень отдаленной перспективе - искусственного интеллекта или объявление независимости - хотя бы неполной - наследуемых свойств от окружающей среды в то время представляло угрозу существующему порядку вещей.
Сегодня, как и во все прошедшие времена, борьба с носителями радикальных идей не прекращается в рамках самой научной среды. И аргумент «ненаучности» зачастую является решающим. И это также связано с тем, что появление и общее признание новых научных идей могут разрушить существующий порядок вещей, в котором имеются общепризнанные авторитеты. Дело осложняется тем, что невозможно заниматься наукой вне общества и общественных отношений. С другой стороны, определенный консерватизм, конечно, необходим. Он является тем фильтром, который необходимо преодолеть новой теории, новой концепции для доказательства своей жизнеспособности. Поспешное принятие любой новой теории стало бы другой крайностью, и для просто недостаточно образованных и при этом недостаточно самокритичных людей был бы открыт путь для внедрения в науку ложных идей. Поэтому проблема «научности», или, как ее называют, проблема демаркации (разграничения), играет важную роль.
Методы научного познания
Метод — это совокупность способов, с помощью которых достигается цель. В истории естествознания проблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в в 15-16 веках, в период поиска оптимального метода научного познания.
Методы научного познания включают общие приемы методы познания, основными из которых являются анализ и синтез, индукция, дедукция, моделирование, классификация и систематизация и другие, эмпирические (наблюдение и описание, эксперимент и измерение ) и теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод).
Общечеловеческие приемы мышления.
Анализ и синтез представляют важнейший познавательный метод. Разделение (анализ), мысленное или реальное, сложного объектов на части позволяет сузить область неизвестного. Решение сложно проблемы предстает в виде поиска решений ряда простых задач. Решая их по отдельности, можно решить и первоначальную задачу. И знание частей никогда не позволяет познать целое. Поэтому синтез это не только реконструкция полученных в результате анализа данных, но и творческая работа по созданию целого. Для синтеза необходимы различного рода теоретические, философские и общекультурные допущения, которые встраиваются в научную теорию.
Индукции и дедукция. Индукция - метод познания, исходящий из анализа отдельных фактов и синтезирующий на их основе общее правило или закон природы. Дедукция исходит из рационально обоснованной теоретической или философской идеи, предшествующей опыту. Метод дедукции позволяет находить новые объекты познания, формулировать идеи, оказывающие влияние на экспериментальный уровень познания.
Моделирование - метод познания, основанный на изучении свойств модели реальных объектов. При мысленном моделировании в роли модели выступают мысленные представления физических процессов, например демон Максвелла, сортирующий молекулы по энергиям. Физическое моделирование широко распространено в инженерно-конструкторской деятельности. Так, изучение аэродинамических свойств производится на моделях самолетов. Компьютерное моделирование позволяет сократить время при анализе производственного процесса, для которого создана математическая модель.
Классификация и систематизация - установление закономерностей между различными элементами, создание системы из элементарных составляющих. Вне системы знание отрывочно и неполно, его нельзя сопоставлять с другими утверждениями, устранить ошибки и находить более простые решения. В использовании системы как принципиального подхода для описания природы заключено отличие научного мировоззрения от всех других.
Эмпирические методы.
Наблюдение - целенаправленное наблюдение за природным процессом или экспериментом. Проводя наблюдения исследователь накапливает информацию о природе.
Описание - этап, завершающий наблюдение. Без описания нет и наблюдения. Фиксация наблюдений необходима для дальнейшей обработки результатов.
В современности наблюдение часто проводится с помощью приборов а ученый наблюдает показания самих приборов.
Эксперимент — способ исследования каких-либо явлений или процессов путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.
Измерение — это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения, с помощью соответствующих измерительных приборов. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины. Измерение - это установление количественных значений всех изучаемых свойств объекта. Количественные значения пришли на смену качественным характеристикам благодаря деятельности Галилео Галилея в XVII в.
Теоретические методы
Формализация - использование строго определенных понятий и терминов. Благодаря формализации ученые избегают путаницы. Формализация достигает высшего развития в логике и математике. В остальных науках формализация осуществляется с согласия, который вырабатывается учеными на встречах и конференциях относительно содержания определений, терминов, обозначений и др.
Важный вклад в формализацию науки внесли Аристотель, средневековые богословы, Ф. Бэкон (идол площади) и другие ученые.
Аксиоматизация - определение фундаментальных положений, принимаемых без доказательств. В математике первым использовал аксиоматический метод Евклид. Благодаря аксиоматизации становится возможным создание систематизированного знания.
Выбор набора первоначальных положений накладывает отпечаток на построенную на их основе теорию. Если аксиомы противоречат друг другу, то можно получить взаимно исключающие теоретические предположения.
Построенная на основе набора аксиом теория должна иметь исключений и одновременно описывать, все объекты на основе единых правил.
Гипотетико-дедуктивный метод - один из основных методов построения научных теорий. Основания научной теории принимаются как возможные гипотезы. На их основе строятся логически оправданные выводы (дедукция). Экспериментальная проверка полученных выводов позволяет убедиться в правильности исходных. посылок или в их ложности. В зависимости от результатов проверки основания выдвинутой гипотезы уточняются либо пересматриваются.
Эмпирический (экспериментальный) и теоретический уровни познания.
Использование научного метода позволяет получать, научное знание. Это знание разделено на два уровня - эмпирический (экспериментальный) и теоретический.
Экспериментальный уровень познания соответствует данным, полученным в результате наблюдения или эксперимента. Теоретический уровень - результат теоретического осмысления данных эксперимента и правил познания. Ученый не свободен в построении теорий. С одной стороны, он должен учитывать данные экспериментов, с другой - на него оказывают воздействие социально-культурные факторы, такие, как например как социальная среда, религиозное воззрения, философские теории.
Экспериментальный уровень требует интерпретации для связи с теоретическим уровнем. Собственно, из данных эксперимента теории создать нельзя. Дело в том, что ученому необходимо объяснить с их помощью фундаментальные положения, выбранные им для основы теоретических построений.
Теоретический и эмпирический уровни связаны друг с другом, эксперимент не существует вне теоретических положений. Теории не возникают на пустом месте. Для создания теории необходимы данные, получаемые на экспериментальном уровне.
Взаимосвязь экспериментального и теоретического уровня не однозначна. Из данных эксперимента можно создать несколько теорий. А из одной теории могут вытекать различные выводы, противоречащие друг другу – парадоксы.
Важное место во взаимосвязи эмпирического и теоретический уровни познания занимает интерпретация.
Интерпретация – придание, в том числе и философское смысла опыту и теории. В научных теориях всегда используются интерпретация экспериментальных фактов. Один и тот же наблюдаемый факт может быть истолкован или интерпретирован различии способами, в зависимости от приверженности ученого той или эй научной теории. В ситуации создания новой теории создается и новая интерпретация фактов.
И в заключении этого раздела, рассмотрим математику, занимающую особую роль в естествознании и являющуюся его основой. Это обусловлено тем, что развитие современного естествознания неразрывно связано с использованием математики. Результатом научного познания окружающего мира становится открытие закономерностей, выраженное на языке математики. Использование математики позволяет рассчитывать последствия физических, химических, биологических, геологических и других природных процессов. Математика позволяет реализовать мечту каждого человека - рассчитать, т.е. предсказать, будущее, и в этом проявляется величие и мощь как естествознания, так и фундамента естествознания - математики. Отсюда становится понятным включение математики в комплекс естественно-научных дисциплин. Долгое время математике отказывали в праве быть естественно-научной дисциплиной. С точки зрения как философов, так и ученых математика абстрактная дисциплина. Уже в конце XIX в. стало ясно -математика не просто фундамент, она сама является актуальной дисциплиной ровно настолько, насколько соответствует окружающей нас реальности. Достижения математиков часто шли впереди открытий физиков. Тем удивительнее тот факт, что открытия в «чистой» (как первоначально казалось, лишенной связи с реальным миром) дисциплине становились основой для развития последующих физических идей.
Формы научного знания
К формам научного знания обычно относят проблемы, гипотезы, теории, а также идеи, принципы, категории и законы — важнейшие элементы теоретических систем.
К формам знания могут быть отнесены и факты.
Проблема определяется как «знание о незнании», как осознанный учеными вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Уметь правильно выбрать и поставить научную проблему очень важно.
При осмыслении фактов и попытках решения проблем рождается догадка, которая после логической обработки, формулирования и оценки либо отвергается как не имеющая необходимых и достаточных оснований, либо приобретает форму научной гипотезы.