Файл: Тема 2 Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований Задания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2 «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований»
Задания
1. Пользуясь теоретическим материалом, выпишите ключевые компетенции ХХI века и проанализируйте их:
1) грамотность в чтении – способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
2) грамотность в математике – способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностный, общественный, профессиональный, научный). Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
3) грамотность в области естествознания – способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Дополнительным видом выступает финансовая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Таким образом, финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих
экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.
2. Сравните портрет выпускника на уровне начального, основного и среднего общего образования в области формирования функциональной грамотности.
Заполните таблицу:
№ | Направление оценки глобальных компетенций | Характеристика портрета выпускника | ||
НОО | ООО | СОО | ||
1 | Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения | любящий свой народ, свой край и свою Родину | любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. | любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции |
2 | Понимание и оценка точки зрения и мировоззрения других | уважающий и принимающий ценности семьи и общества | осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества | осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества |
3 | Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействи | | ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы | уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать |
4 | Содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию | доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение | уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов | готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность |
3. Изучите текст приложения к документу «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований». Выпишите критерии оценивания естественнонаучной грамотности, формируемой на уроках.
Оценивание естественнонаучной грамотности учащихся в исследовании PISA основывается на следующем определении этого понятия: Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношение к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: – научно объяснять явления; – понимать особенности естественнонаучного исследования; – научно интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов. Из этого определения вытекают требования к заданиям по оцениванию естественнонаучной грамотности. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетенций и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий исследования PISA. Блок заданий включают в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. При этом каждый из вопросов-заданий классифицируется по следующим категориям:
компетенция, на оценивание которой направлено задание;
тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;
контекст;
познавательный уровень (или степень трудности) задания.