Файл: Автономная некоммерческая профессиональная организация Национальный социальнопедагогический колледж Программа среднего профессионального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.
Упражнение на разыгрывание историй.
Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.
«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».
История 1 «Хорошее настроение»
«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».
Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
История 2 «Умка».
«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».
Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
Игра с зеркалом.
«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»
Этюд «Встреча с другом»
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Упражнение «Изобрази…»
Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».
Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…».
Задание 2. Составьте рекомендации для родителей «Семейные игры, направленные на эмоциональное развитие детей».
Ответ:
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Взрослые: родители, педагоги - должны понять: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя.
Развитие эмоциональной сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это, не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.
Игры на развитие эмоциональной сферы помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение. Учтите, что для всех этих игр (особенно тех, в которых принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей.
Основные эмоциональные проблемы
Агрессия
Довольно часто родителям приходится сталкиваться с агрессией ребенка. Агрессивность может проявляться по-разному, начиная от резкого и неприятного высказывания, заканчивая физическими действиями. Чаще всего сложно найти общий язык с детьми.
Как правило, агрессия вызвана такими причинами:
-
Стремление получить желаемое. -
Стремление быть первым. -
Месть, защита. -
Ущемление достоинства другого. -
семейное неблагополучие, -
лишение чего-то желаемого, -
разница между желаемым и возможным.
Спровоцировать агрессивное поведение могут такие факторы:
-
Неразвитая игровая деятельность. -
Сниженная самооценка. -
Недостаток уровня интеллекта. -
Повышенная возбудимость (травма, болезнь).
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, проблема педагогов, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо,
которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.
Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Основная ошибка взрослого в данной ситуации – подавление детской агрессии. Это очень опасно, потому что взрослые не избавляют ребенка от неприятной эмоции, а еще больше бессознательно накапливают ее. Все заканчивается яростным взрывом.
Чтобы преодолеть проблему требуется психокорректирующая помощь.
На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (предупредить родителей, педагогов об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.
Игры, способствующие снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».
Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар. Видя, в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие.
Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать мифы, способствующие релаксации.
Повышенная тревожность
Неприятная эмоция появляется в результате внутреннего конфликта
, которую могут спровоцировать такие факторы:
-
Завышенные требования в школе, дома. -
Унижение ребенка, его зависимость от положения. -
Противоречивые требования в саду, школе и дома.
Обращаем ваше внимание, что тревожный ребенок постоянно держит проблемы в себе. Он является беспокойным, всего боится, ожидает худшего. Как правило, растет беспомощный человек, отказывающийся познавать что-то новое. Дети становятся самокритичными и ставят высокие требования к себе. При этом снижается их уровень самооценки, они уверены в своей уродливости, неуклюжести и тупости. Хотя на самом деле, всего этого нет.
Работать с тревожным ребенком очень сложно. Психолог в данном случае использует методы для:
-
Повышения самооценки. -
Снятия напряжения с мышц. -
Обучения контролировать себя в конкретной ситуации.
ИГРЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Упражнение «Горячо, утюг!»
Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику.
Цель: Отработка навыков взаимодействия ребёнка и взрослого в экстремальной ситуации.
Содержание: Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребёнок. Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребёнка.
ВАШ РЕБЁНОК:
-
Тянет руку к горячему утюгу -
Пытается включить газовую плиту -
Собирается сбросить на пол хрустальную вазу -
Перегибается через перила на 6 этаже. -
Подносит ко рту рюмку с водкой -
Выбегает на проезжую часть улицы -
Замахивается лопаткой на злую соседку -
Размахивает клюшкой перед витриной магазина -
Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати
10. Открывает кран с горячей водой
11. Целится из рогатки в вашего гостя
12. Хочет кинуть камень в экран телевизора
13. Суёт палец в пасть злой собаке
14. Стремительно выбегает на тонкий лёд пруда
15. Вот-вот наступит на крышу полуоткрытого люка
16. Пытается открыть работающую стиральную машинку
17. Убегает в переполненном метро в противоположную сторону
18. Засовывает карандаш в электрическую розетку
19. Тянет в рот иголку
20. Запихивает маленькую пуговицу в ухо
21. Протягивает руку к чашке с горячим чаем
22. Собирается валить суп из тарелки в аквариум
23. Хочет попробовать еду из собачей миски
24. Сопит соду вместо соли в кипящий суп
25. Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.
-
Упражнение «Психологическая скульптура»
Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при этом зафиксировать