Файл: Методические рекомендации для прохождения учебной практики по пм. 02 Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций.pdf
Добавлен: 05.11.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение
профессиональная образовательная организация
Фармацевтический колледж «Новые знания»
Методические рекомендации
для прохождения учебной практики
по ПМ.02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях
аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций»
(наименование профессионального модуля)
УП.02.01 Учебная практика
(наименование практики)
33.02.01 Фармация
(код названия специальности)
1 курс 2 семестр
Разработчик: к.ф.н., преподаватель профессиональных дисциплин
Аршинова О.Ю.
Москва, 2023
2
1.
Введение
Учебная практика УП.02.01 является неотъемлемой частью и этапом освоения профессионального модуля: ПМ.02 «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций».
Практика проводится с целью дальнейшей профориентации и непосредственного знакомства студентов с организацией процесса изготовления и контроля качества лекарств по индивидуальным прописям, соблюдением и выполнением всех действующих нормативных документов в условиях аптеки и направлена на адаптацию будущего специалиста к производственным условиям аптек.
Настоящие методические указания составлены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 «Фармация» и на основании профессионального модуля ПМ. 02 ««Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций».
2.
Компетенции
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен освоить основной вид деятельности: «Изготовление лекарственных препаратов в условиях
аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций» и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции.
2.1 Перечень общих компетенций
Код
Наименование общих компетенций
ОК 01.
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 02.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ОК 12
Оказывать первую помощь до оказания медицинской помощи гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и
3 заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.
2.1 Перечень профессиональных компетенций
Код
Наименование основного вида деятельности и профессиональных
компетенций
ОВД
Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных
организаций и ветеринарных аптечных организаций.
ПК 2.1.
Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям медицинских организаций.
ПК 2.2.
Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
ПК 2.3.
Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
ПК 2.4.
Оформлять документы первичного учета по изготовлению лекарственных препаратов.
ПК 2.5.
Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, порядок действия при чрезвычайных ситуациях.
3. Цели и задачи учебной практики
Учебная практика направлена на формирование у обучающихся практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модуля ОПОП СПО по основному виду деятельности (ВД)
«Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций» для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.
Цель и задачи практики: расширение теоретических знаний, развитие и закрепление практических навыков и умений для решения конкретных задач по изготовлению и оценке качества лекарственных средств на основании теоретических положений, требований НД, физико-химических свойств ингредиентов.
С целью овладения указанным основным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- приготовления лекарственных средств;
- проведения обязательных видов внутриаптечного контроля лекарственных средств и оформления их к отпуску.
уметь:
- готовить твердые, жидкие лекарственные формы;
- проводить обязательные виды внутриаптечного контроля качества лекарственных средств, регистрировать результаты контроля, упаковывать и оформлять лекарственные средства к отпуску, пользоваться нормативной документацией.
4. Общие требования к оформлению отчета и документов
По окончании практики студенты представляют руководителю практики отчет.
Отчет выполняется на бумаге любого производителя для принтеров формата А4 и распечатывается на листе с двух сторон.
Допускается применение формата А3 для приложений отчета, если такое требуется; текст отчета должен быть выполнен на компьютере в текстовом редакторе
Microsoft Word с одинаковым межстрочным интервалом (одинарный) шрифтом Times
New Roman (размер шрифта всего текста 12, в таблицах допускается размер шрифта 10) с абзацным отступом 1,25 см.
4
Пронумерованные листы отчета брошюруются в папку-скоросшиватель, которая оформляется по установленному образцу.
Отчет должен состоять из ряда разделов и содержать иллюстративный материал в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков (при необходимости).
В заключение отчета формируются выводы и предложения, итоги практики. Кроме того, важным разделом отчета о практике являются приложения: первичные документы, рецептурные бланки, заполненные этикетки и др.
При оформлении отчета по практике его материалы располагаются в следующей последовательности:
1. Титульный лист
2. Задание на учебную практику
3. Рабочий график (план)
4. Дневник прохождения практики
5. Характеристика руководителя практики
6. Аттестационный лист
7. Содержание отчета
8. Введение к отчету
9. Основная часть отчета
10. Заключение
11. Список использованной литературы
12. Приложения (графики, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и т.д.)
5. Учебные задания по практике
Дозирование в аптечной технологии
Задание 1. Ознакомиться с устройством ручных, тарирных и электронных весов.
Зарисовать в тетради схему ручных весов с обозначением основных деталей.
При ознакомлении с устройством ручных весов обратить внимание на основные детали: обоймицу, опорную призму, находящуюся между щечек обоймицы, подушечки, коромысло, стрелку, чашки, серьги.
Задание 2. Ознакомиться с разновесами, применяемыми при дозировании по массе.
Записать в тетради названия количеств массы, применяемых при выписывании рецептов:
Зарисовать миллиграммовый разновес, пометить число гирь и массу каждой гири в граммах.
Задание 3. Решите ситуационные задачи:
А. Фармацевт должен изготовить порошок по прописи:
Rp.: Anaesthesini 0,2
5
Magnesii oxydi 0,3
Мisce fiat pulvis
Da tales doses № 12
Signa. По 1 порошку 3 раза в день.
Вопросы к рецепту: 1.Опишите физико-химические свойства веществ, входящих в состав. 2. Выберите весы и набор разновесов для взвешивания ингредиентов и дальнейшей развески порошков.
Б.Фармацевт занимается изготовлением мази по прописи:
Rp.: Mentholi
Diphenhydramini aa 0,05
Zinzi oxydi 0,5
Lanolini 5,0
Vaselini 10,0
Misce fiat unguentum
Da.Signa. Смазывать слизистую носа при насморке.
Для дозирования ингредиентов фармацевт выбрал весы ВР-5 для сыпучих веществ и электронные весы для взвешивания компонентов основы.
Вопросы к рецепту: 1. Опишите физико-химические свойства веществ, входящих в состав.2.Проанализируйте выбор фармацевта.
Задание 4. В
аптеку поступил рецепт на индивидуальное изготовление капель
Rp.: Camphorae 0,3
Tincturae Leonuri 10 ml
Tincturae Menthae 5 ml
M.D.S. По 20 капель 3 раза в день.
Вопросы: 1.Выберите мерную посуду для отмеривания настоек. 2.Составьте алгоритм действия при проведения отмеривания прописанных объемов.
Задание 5.
Назовите мерную посуду и определите группу:
1.
______________________
2.
_________________________
3.
__________________________
4.
__________________________
6 5.
_______________________
1) мерная посуда на «НАЛИВ»: _________________________________
2) мерная посуда на «ВЫЛИВ»: _________________________________
Примерные прописи рецептов для изучения, изготовления и контроля
качества в лаборатории колледжа
(*возможны другие прописи рецептов предложенные преподавателем)
Порошки
Rp.: Thiamini bromidi
Riboflavini ana 0,005
Glucosi 0,3
S. По 1 порошку 3 раза в день.
Rp.: Dimedroli 0,005; 0,01; 0,015; 0,03
Ас. ascorbinici 0,05; 0,1; 0,1; 0,15
Glucosi 0,2; 0,5; 0,3; 0,5 (seu Calcii gluconatis)
S. По 1 порошку 3 раза в день.
Водные растворы
Rp.: Solutionis Calcii chloridi 10% -100 ml
Da. Signa. По 1 стол. ложке 3 раза в день.
Rp.: Solutionis Calcii chloridi 5% -100 ml
Glucosi 5,0
Misce. Da. Signa. По 1 стол. ложке 3 раза в день.
Rp.: Solutionis Natrii bromidi 3% -100 ml
Da. Signa. По 1 стол. ложке 3 раза в день.
Rp.: Natrii benzoatis
Natrii hydrocarbonatis ana 2,0
Aquae purificatae 100 ml
Misce. Da. Signa. По 1 стол. ложке 3 раза в день.
Rp.: Solutionis Hexamethylentetramini 2% - 100 ml
Sirupi simplicis 5 ml
Misce. Da. Signa. По 1 стол. ложке 3 раза в день.
Rp.: Solutionis Kalii iodidi 3% -100 ml
Tincturae Leonuri 10 ml
Misce. Da. Signa. По 1 стол. ложке 3 раза в день.
7
Rp.: Natrii hydrocarbonatis
Natrii benzoatis ana 4,0
Aquae purificatae 200 ml
Misce. Da. Signa. По 1 стол. ложке 3 раза в день.
Rp.: Solutionis Acidi borici 3% - 100 ml
Da. Signa. Для полоскания горла
Особые случаи растворения
Rp.: Solutionis Furacilini 1:5000 -100 ml
Da. Signa. Полоскание для горла.
Rp.: Solutionis Aethacridini lactatis 0,2% -100 ml
Da. Signa. Для примочек.
Rp.: Solutionis Кalii permanganatis 1% -30 ml
Da. Signa. По 20 кап. на стакан воды.
Rp.: Solutionis Lugoli 20 ml
Da. Signa. Для смазывания слизистой оболочки рта.
Rp.: Iodi 0,1
Kalii iodidi 0,2
Aquae purificatae ad 10 ml
Misce. Da. Signa. По 5 кап. на стакан воды для полоскания горла.
Неводные растворы
Rp.: Acidi borici 2,0
Spiritus aethylici 70% - 50ml
Misce. Da. Signa. Протирать кожу.
Rp.: Solutionis Mentholi spirituosae 1% -50 ml
Da. Signa.Протирать кожу.
Rp.: Mentholi 0,5
Novocaini
Anaestesini ana 1,0
Spiritus aethylici 70% -50ml
Misce. Da. Signa. Растирание.
Rp.: Anaesthesini 2,0
Acidi borici 1,5
Picis liquidae 5,0
Olei Ricini 2,5
Spiritus aethylici 96% ad 50 ml
Misce. Da. Signa. Растирание.
Rp.: Acidi borici 2,0
Olei Ricini 1,0
Spiritus aethylici 95% 50ml
Misce. Da. Signa. Втирать в кожу головы.
8
Капли
Rp.: Solutionis Acidi borici spirituosae 3% - 10 ml
Da. Signa. По 3 капли 3 раза в день в оба уха.
Rp.: Solutionis Novocaini 0,5% 10 ml
Dimedroli 0,05
Misce. Da. Signa. По 3 капли 3 раза в день в нос.
Rp.: Solutionis Furacilini 1:5000 - 10 ml
Acidi borici 0,1
Misce. Da. Signa. По 3 капли 3 раза в день в нос.
Rp.: Novocaini 0,1
Papaverini hydrochloridi 0,2
Aquae Menthae 20 ml
Misce. Da. Signa. По 20 кап. 3 раза в день.
Rp.: Novocaini 0,1
Papaverini hydrochloridi 0,2
Aquae Menthae 20 ml
Misce. Da. Signa. По 20 кап. 3 раза в день.
Rp.: Camphorae 0,2
Tincturae Valerianae
Tincturae Leonuri ana 5ml
Misce. Da. Signa. По 20 кап. 3 раза в день.
Rp.: Natrii bromidi 1,0
Tincturae Valerianae
Tincturae Menthae ana 5ml
Misce. Da. Signa. По 20 кап. 3 раза в день.
Суспензии и эмульсии
Возьми: Серы осажденной 1,0
Глицерина 2,0
Воды очищенной 60 мл
Смешай. Дай. Обозначь. Протирать кожу лица.
Возьми: Сульфадиметоксина 2,0
Воды очищенной 100 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 4 раза в день
Возьми: Ментола 1,0
Масла миндального 20,0
Воды очищенной 120 мл
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
Возьми: Эмульсии из масла миндального 100,0
Камфоры 1 ,0
Масла мяты перечной 5 капель
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 2 раза в день
9
Возьми: Эмульсии из масла 100,0
Натрия бромида
Кофеина-натрия бензоата поровну по 1,0
Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 3 раза в день
Настои и отвары
Rp.: Infusi rhizomatis cum radicibus Valerianae 10,0-200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Rp.: Infusi herbae Adonidis vernalis 6,0 (8,0; 10,0) 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 3-4 раза в день.
Rp.: Infusi rhizomatis cum radicibus Valerianae 10,0-200 ml
Natrii bromidi 4,0
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день.
Rp.: Inf.herbae Leonuri 10,0-200,0 (12,0-200) ml 12,0-200 ml
Natrii bromidi 4,0 (3,0)
Rp.: Inf. rad. Althaeae 6,0 - 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 3-4 раза в день после еды.
Rp.: Inf. Thermopsidis 0,6 - 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 3-4 раза в день.
Rp.: Dec.fo1.Vitis idaei 10% (20%) - 200,0 ml
M.D.S. По 1 чайной ложке 3 раза в день.
Rp.: Dec.fo1 Uvae ursi 10% (20%) - 200,0 ml
M.D.S. По 1 чайной ложке 3 раза в день.
Микстура Бехтерева
Rp.: Codeini 0,12
Inf. herb. Adonisidis 6,0 - 200 ml;
Natrii bromidi 6,0.
M.D.S. По l столовой ложке 3 раза в день.
Контроль качества лекарственных средств
Задание 1. Ответить на вопросы, заполнив таблицу
Латинское название борной кислоты ?
Химическая формула борной кислоты?
Какого цвета кристаллы борной кислоты и каковы они на ощупь?
В каких растворителях легко растворима кислота борная?
Какая реактивная бумага применяется для идентификации борат-иона?
На чем основана реакция идентификации борной кислоты с куркумовой бумагой?
В какой цвет окрашивается куркумовая бумага
10 при смачивании ее борной кислотой, кислотой хлористоводородной и высушивании?
В какой цвет окрашивается куркумовая бумага при смачивании ее борной кислотой, кислотой хлористоводородной и аммиаком?
Чему равен фактор эквивалентности при количественном определении кислоты борной?
Почему невозможно непосредственно титровать кислоту борную щелочью?
Метод, способ титрования и индикатор применяемые для количественного определения кислоты борной при проведении внутриаптечного контроля?
Какое свойство борной кислоты используется для усиления ее кислотных свойств?
С каким именно веществом взаимодействует гидроксид натрия при количественном определении кислоты борной при проведении внутриаптечного контроля?
Задание 2. Приготовить раствор кальция хлорида 10% - 100 мл, оценить качество раствора и привести методики качественного и количественного анализа.
Sol. Calcii chloridi 10% - 100ml
D.S…………..
Задание 3. Проанализировать показателей качества различных лекарственных форм
А. Сера осажденная (Sulfur praecipitatum)
Описание.
_______________________________________________________
Растворимость.
_______________________________________________________
Подлинность.
_______________________________________________________
Применение.
_______________________________________________________
Хранение.
_______________________________________________________
Б. Нитрат серебра (
Argenti nitras)
Описание.
_______________________________________________________
Растворимость.
_______________________________________________________
Подлинность.
_______________________________________________________
Применение.
_______________________________________________________
Хранение.
_______________________________________________________