Файл: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры рекомендовано Учебнометодическим отделом высшего образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17
и полноту полученного результата. Практические задания, представ- ленные в настоящем практикуме, не могут быть выполнены путем ска- чивания информации из интернета. В работе представлены задания, ориентированные как на отстающих, так и на средних студентов. В то же время многие задания требуют углубленной проработки и рекомен- дуются к выполнению успевающими учениками или студентами маги- стратуры.
Представлены в настоящем практикуме также сценарии и методики применения активных форм обучения, которые являются, по сути, методическими рекомендациями для преподавателей по разработке соответствующих интерактивных занятий. Следовательно, разработка конкретных методических рекомендаций для студентов, участвующих в активных формах обучения, возлагается на преподавателя, проводя- щего семинарское или практическое занятие. Мы же только предла- гаем идеи, задумки, имеющие своей целью продемонстрировать, как можно интересно построить занятие.
Самостоятельная работа студентов
организуется в различных формах: а) подготовка и представление групповых проектов; б) анализ судебных решений по определенной категории потреби- тельских споров; в) подготовка рефератов и докладов; г) анализ важнейших международных и национальных нормативно- правовых актов, действующих в сфере защиты прав потребителей; д) изучение базовых и специальных прав потребителей.
Наиболее активным студентам можно засчитывать в качестве само- стоятельной работы работу по своей специальности (в судах, органи- зациях, оказывающих юридические услуги, адвокатских образованиях, общественных объединениях по защите прав потребителей и т. д.), пра- вовое консультирование потребителей в рамках юридических клиник, органов государственной власти и управления и т. д.
В течение семестра возможно проведение промежуточного контроля
знаний студентов
в виде как традиционных (опросы или письменные работы), так и нетрадиционных (игры, конкурсы, междисциплинарные проекты и т. д.) форм. В процессе проведения промежуточного кон- троля наибольшее внимание следует уделять закреплению основных знаний, умений и навыков по следующим направлениям: а) анализ содержания нормативно-правовых актов в сфере потреби- тельского права; б) рассмотрение основных правоотношений с участием потребите- лей и потребительских договоров; в) определение правового положения субъектов потребительских правоотношений; г) разрешение наиболее распространенных правовых конфликтов с участием потребителей;
д) выявление особенностей защиты прав потребителей судебными органами, органами власти и управления, общественными организа- циями.
Значимой формой организации учебного процесса являются учебные
и производственные практики
, наличие которых предполагается ФГОС
ВО по юридическим направлениям и специальностям. Такие практики, проводимые на базе организаций, оказывающих правовые услуги, судебных учреждений, государственных и общественных организаций, органов власти и управления, позволяют познакомиться с практикой применения законодательства о защите прав потребителей, а также знаний и навыков, полученных при изучении потребительского права.
Практики позволяют студентам глубже окунуться в специфику защиты прав потребителей, правовой работы организаций, приобрести соот- ветствующие умения и навыки, необходимые как для дальнейшей про- фессиональной деятельности в правовой сфере, так и для повышения общего уровня компетенции в части овладения базовыми потребитель- скими знаниями.
Значимой формой организации учебного процесса являются учебные
и производственные практики
, наличие которых предполагается ФГОС
ВО по юридическим направлениям и специальностям. Такие практики, проводимые на базе организаций, оказывающих правовые услуги, судебных учреждений, государственных и общественных организаций, органов власти и управления, позволяют познакомиться с практикой применения законодательства о защите прав потребителей, а также знаний и навыков, полученных при изучении потребительского права.
Практики позволяют студентам глубже окунуться в специфику защиты прав потребителей, правовой работы организаций, приобрести соот- ветствующие умения и навыки, необходимые как для дальнейшей про- фессиональной деятельности в правовой сфере, так и для повышения общего уровня компетенции в части овладения базовыми потребитель- скими знаниями.
19
2. Учебно-тематический план дисциплины
«Потребительское право»
№ п/п
Наименова-
ние темы
Содержание темы
Всего
часов
Из них*
Л
С
СРС
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.
Потребитель- ское право в системе юридических наук
Понятие, задачи и значение потребительского права.
Понятия и категории потре- бительского права. Предмет и метод потребительского права. Принципы потреби- тельского права. Источники потребительского права.
Связи потребительского права с другими науками.
Институт защиты прав потребителей в зарубежном законодательстве
8 2
2 4
2.
Правоот- ношения с участием потребителей
Особенности правоотноше- ний с участием потребите- лей. Понятие, содержание и форма потребительских договоров. Основные виды договоров с участием потребителей. Субъекты правоотношений с участием потребителей. Особенности заключения и исполнения потребительских догово- ров. Односторонний отказ от исполнения договора и его расторжение
10 4
2 4
3.
Право потребителя на просвеще- ние в области защиты прав потребителей
Понятие и содержание права потребителя на просвеще- ние в области защиты прав потребителей. Механизм реализации права потреби- теля на просвещение в обла- сти защиты прав потреби- телей
6 2
2 2
20
№ п/п
Наименова-
ние темы
Содержание темы
Всего
часов
Из них*
Л
С
СРС
4.
Право потребителя на безопас- ность това- ров, работ, услуг
Понятие и содержание права потребителя на безопасность товаров, работ, услуг. Средства обеспечения безопасности товаров, работ, услуг. Техниче- ское регулирование в системе обеспечения безопасности товаров, работ, услуг. Права и обязанности изготовителя
(исполнителя, продавца) в обла- сти установления срока службы, срока годности и гарантийного срока на товар (работу)
8 2
2 4
5.
Право потребителя на информа- цию
Понятие и содержание права потребителя на информацию.
Информация об изготови- теле, исполнителе, продавце.
Информация о режиме работы продавца и исполнителя.
Информация о товарах, рабо- тах, услугах. Право на свободу выбора и условий приобре- тения товаров (работ, услуг).
Право потребителя на выбор форм оплаты товаров, работ, услуг надлежащего качества
8 2
2 4
6.
Право потребителя на товары, работы, услуги над- лежащего качества
Право потребителя на товары надлежащего качества. Право потребителя на результаты работ и оказание услуг над- лежащего качества. Средства обеспечения надлежащего качества товаров, работ, услуг
10 2
2 6
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
7.
Права потребителя при продаже товаров
Права потребителя при про- даже товаров ненадлежащего качества. Права потребителя при продаже товаров надлежа- щего качества. Сроки предъ- явления и удовлетворения тре- бований потребителей. Права потребителя при дистанцион- ной, разносной и комиссион- ной продаже товаров, продаже товаров по образцам, продаже товаров в рассрочку и кредит
20 4
4 12
Продолжение таблицы
21
№ п/п
Наименова-
ние темы
Содержание темы
Всего
часов
Из них*
Л
С
СРС
8.
Права потре- бителя при выполнении работ и ока- зании услуг
Права потребителя при обна- ружении недостатков работ и услуг. Право потребителя на отказ от исполнения дого- вора. Сроки при выполне- нии работ и оказании услуг.
Порядок и формы оплаты работ и услуг надлежащего качества
20 4
4 12 9.
Ответ- ственность за нарушение прав потре- бителей
Особенности, виды и формы ответственности за нару- шение прав потребителей.
Уголовно-правовая, админи- стративная и гражданско- правовая ответственность.
Ответственность за нару- шение прав потребителей на безопасность товаров, работ, услуг. Ответствен- ность за нарушение прав потребителей на товары, работы, услуги надлежащего качества. Ответственность за нарушение прав потре- бителей на информацию о товарах, работах, услугах, а также их изготовителях, исполнителях, продавцах.
Ответственность за наруше- ние сроков в потребитель- ском праве. Ответственность за включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей. Ответствен- ность за вред, причиненный потребителям вследствие недостатков товаров, работ, услуг. Внедоговорная ответ- ственность в сфере защиты прав потребителей. Ком- пенсация морального вреда.
Основания освобождения от ответственности перед потребителями. Потребитель- ский экстремизм
22 6
8 8
Продолжение таблицы
№ п/п
Наименова-
ние темы
Содержание темы
Всего
часов
Из них*
Л
С
СРС
10.
Досудебная и судебная защита прав потребителей
Досудебный (претензионный) порядок защиты прав потре- бителей. Судебный (исковой) порядок защиты прав потре- бителей. Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребите- лей. Особенности взыскания неустойки и штрафа за несо- блюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Судебные расходы по делам о защите прав потребителей.
Альтернативные способы раз- решения споров с участием потребителей
16 4
4 8
11.
Государствен- ная и обще- ственная защита прав потребителей
Понятие публичной защиты прав потребителей. Защита прав потребителей органами государственной власти.
Защита прав потребителей органами местного самоуправ- ления. Общественная защита прав потребителей. Обще- ственный контроль в сфере защиты прав потребителей.
Защита прав и интересов неопределенного круга потре- бителей
16 4
4 8
ИТОГО:
144 36 36 72
* Примечание. Л — лекционные занятия, С — семинарские и практические заня- тия, СРС — самостоятельная работа студентов.
Окончание таблицы
23
3. Содержание дисциплины
«Потребительское право»
Тема 1.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
План семинарского занятия
1. Понятие, задачи и значение потребительского права.
2. Понятия и категории потребительского права.
3. Предмет и метод потребительского права.
4. Принципы потребительского права.
5. Источники потребительского права.
6. Связь потребительского права с другими науками.
7. Институт защиты прав потребителей в зарубежном законодатель- стве.
Темы рефератов и докладов
1. Формирование и развитие доктрины потребительского права в России.
2. Потребительское право: отрасль права, правовой институт или область законодательства?
3. Частноправовое и публично-правовое начала в потребительском праве.
4. Международно-правовые акты в системе законодательства о защите потребительских прав.
5. Конституционные гарантии защиты прав потребителей.
6. Применение ГК РФ к правоотношениям с участием потребите- лей.
7. Подзаконные нормативно-правовые акты в системе законода- тельства о защите прав потребителей.
8. Особенности защиты прав потребителей в одной из стран мира.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК
План семинарского занятия
1. Понятие, задачи и значение потребительского права.
2. Понятия и категории потребительского права.
3. Предмет и метод потребительского права.
4. Принципы потребительского права.
5. Источники потребительского права.
6. Связь потребительского права с другими науками.
7. Институт защиты прав потребителей в зарубежном законодатель- стве.
Темы рефератов и докладов
1. Формирование и развитие доктрины потребительского права в России.
2. Потребительское право: отрасль права, правовой институт или область законодательства?
3. Частноправовое и публично-правовое начала в потребительском праве.
4. Международно-правовые акты в системе законодательства о защите потребительских прав.
5. Конституционные гарантии защиты прав потребителей.
6. Применение ГК РФ к правоотношениям с участием потребите- лей.
7. Подзаконные нормативно-правовые акты в системе законода- тельства о защите прав потребителей.
8. Особенности защиты прав потребителей в одной из стран мира.
24
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Изучите первую главу учебного пособия Г. Я. Цехера «Потре- бительское право» и первую главу монографии В. В. Богдан «Теоре- тико-прикладные проблемы защиты прав потребителей в Российской
Федерации». В процессе изучения вышеуказанных работ проследите эволюцию доктрины потребительского права, обоснуйте необходи- мость выделения предмета и метода потребительского права, назовите и охарактеризуйте его базовые и отраслевые принципы.
2. Пользуясь имеющимися в практикуме библиографическими спи- сками, а также общедоступными электронными каталогами (www.
cyberleninka.ru, www.elibrary.ru, www.rsl.ru и др.), выделите не менее десяти авторов, наиболее активно разрабатывающих проблематику потребительского права, и определите круг исследуемых ими проблем теории и практики защиты прав потребителей.
3. Приведите примеры трех-четырех доводов в пользу каждой из нижеприведенных позиций. Какая из позиций вам ближе всего?
Почему? Можно ли согласиться с тем, что у законодательства о защите прав потребителей нет общего предмета регулирования и общих субъ- ектов?
А. Законодательство о защите прав потребителей представляет собой комплексную отрасль законодательства. Классическое граждан- ское законодательство не может и не должно регулировать все вопросы, связанные с защитой прав потребителей. Поэтому существует практи- ческая необходимость в дальнейшем развитии специального законо- дательства о защите прав потребителей, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в отношениях с продавцами (изготовителями, исполнителями).
Б. Защита прав потребителей есть комплексная область законода- тельства, так как действующие в сфере защиты прав потребителей нор- мативно-правовые акты не отличаются однородностью и формально
(или по существу) относятся к различным отраслям законодательства.
Для объединения этих разноотраслевых актов в комплексную отрасль законодательства необходимо наличие общего предмета регулирова- ния этих актов, общих субъектов.
4. Изучите работы Н. А. Баринова в области защиты прав потреби- телей, а также первый номер журнала «Власть закона» за 2015 г. (номер посвящен теоретическому наследию Н. А. Баринова) и выделите наи- более важные вопросы, которые рассматривал Н. А. Баринов в своих трудах. Раскройте содержание теории имущественных потребностей и концепции правовых средств обеспечения имущественных потреб- ностей применительно к правоотношениям с участием потребите- лей. Прокомментируйте понятие «существенный недостаток товара
(работы, услуги)», сформулированное впервые Н. А. Бариновым еще в 1973 г. Какой вклад внес Н. А. Баринов в формирование и развитие российского законодательства о защите прав потребителей?