Файл: Тб при эксплуатации латт особенности эксплуатации тс в сложных дорожных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УТВЕРЖДАЮ

ПЛАН

проведения занятия с владельцами индивидуальных

транспортных средств войсковой части 21527-3

Тема: ТБ при эксплуатации ЛАТТ особенности эксплуатации ТС в сложных дорожных условиях.
Занятие: Лекция.
Цели: Довести до личного состава особенности управления ТС в условиях плохой видимости и в сложных погодных условиях.
Время: 50 минут.
Место: класс.

Материальное обеспечение: план, руководящие документы.

ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть - 3 минуты.

1. Проверяю наличие личного состава.

2. Довожу тему и цель занятия, время и порядок его проведения.

3. Довожу требования мер безопасности при проведении занятия.
II. Основная часть - 45 минут.

Особенности управления ТС в условиях плохой видимости и в сложных погодных условиях.

Наблюдение за дорогой и взаимодействие участников движения сильно ухудшается в условиях недостаточной видимости и в тёмное время суток. Правила дают чёткие определения этих понятий. Управление транспортным средством становится опасным при видимости дороги менее 300 м, что возможно при тумане, дожде. Условия недостаточной видимости характерны для переходного периода от светлого к тёмному времени суток и наоборот, т.е. в сумерки.

С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположение на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь ограниченный участок дороги, причём объекты появляются в освещённой зоне внезапно, для опознания их требуется большое времени, чем днём. Время реакции водителя ночью увеличиваться в среднем в 2 раза.

В тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости почти невозможно цветоощущение предметов. Они отличаются не по цвету, а по яркости, причём яркость объектов дорожной обстановки (транспортные средства, пешеходы) и контрастность их относительно дороги сильно снижаются. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращаются почти в двое по сравнению со светлым временем, однако водителю кажется, что они находятся на большем расстоянии. Вообще в вечерние сумерки и на рассвете у многих водителей появляется так называемый оптический обман. Контуры предметов расплываются, автомобили небелого и не ярко-жёлтого цвета сливаются с фоном и покрытием дороги. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги.


Резкие частые изменения освещённости и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зрения, в результате чего глаза водителя быстро утомляются. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается, а зачастую и совершенно пропадает. Если при ослеплении водитель не выполнит предписание правил («не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться»), то в течении времени темновой адаптации движение автомобиля окажется неуправляемым, причём даже при малой скорости (30-40 км/ч) автомобиль проходит 100м и более. В этих условиях водитель может не только не увидеть опасность или

препятствие, но и не выдержать траекторию движения автомобиля. Как правило, он следит лишь за тем, чтобы рулевое колесо не меняло положения. Более всего подвержен ослеплению утомлённый водитель.

Статистика показывает, что на тёмное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжёлыми последствиями. Аварийность увеличивается в частности, из-за ослабления контроля за движением. Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность в том, что можно двигаться с более высокой скоростью и свободнее маневрировать, чем днём, а ослабление контроля порождает чувство безнаказанности.

В дождь ухудшается сцепление с дорогой, увеличивается тормозной путь. В самом начале дождя дорожная пыль, смоченная водой, превращается в жидкую смазку и возможен занос. Ухудшается видимость, поскольку стеклоочистители очищают только часть ветрового стекла, а боковые стёкла теряют прозрачность. Возрастает опасность, так как эти обстоятельства возникают у всех автомобилей. Пешеходы в такую погоду спешат, поэтому менее осторожны. Всё это требует повышения внимания и снижения скорости.

Попадая на тормозные колодки и диски или барабаны, вода резко снижает эффективность действия тормозов. Выехав из луж, ручьёв, потоков от дождя, необходимо просушивать тормоза, слегка притормаживая при движении в течении нескольких секунд.

При подъезде к участкам дороги, где часто скапливается вода, необходимо снижать скорость. Если чувствуете, что рулевое колесо вращается очень легко – надо сразу снизить скорость, чтобы «сцепиться» с дорогой. Лужи лучше объезжать, опасаясь камней и ям, или проезжать через них медленно.



При въезде на скорости необходимо держать крепче руль, его может вырвать из рук, а лучше сбрасывать скорость.

В тумане предметы кажутся более отдалёнными, жёлтый цвет слегка краснеет, а зелёный – жёлтеет. Перед светофором снижай скорость, проверь правильность восприятия цвета сигнала. Скорость движения надо выбирать с учётом видимости. Дальний свет в тумане хуже ближнего – его лучи направлены выше, чем ближнего света, и отражаясь от частиц тумана, создают яркую белую завесу, мешающую разглядеть дорогу. Ухудшение видимости способствует и оседанию конденсата на тёплых стёклах автомобиля. Стелоочистители помогают очистить от него ветровое стекло, но боковые становятся непрозрачными.

В тумане необходимо включать подфарники, ближний свет или противотуманные фары, некого не обгонять, увеличить дистанцию, держаться правой стороны, отвечать на звуковые сигналы других водителей и время от времени сигналить тоже. Ориентироваться необходимо по линиям разметки, если они видны, или по краю дороги. Если видимости не превышает 10 м, то скорость движения должна быть не более 5 км/ч. Туман может быть настолько густым, что даже фары не пробивают его. Лучше остановиться и дождаться когда он рассется.

III. Заключительная часть - 2 минут.

Напоминаю тему проведенного занятия, провожу выборочный опрос по изученным вопросам, оцениваю ответы военнослужащих, объявляю оценки, ставлю задачи на самостоятельное изучение материала, отвечаю на возникшие в ходе проведения занятия вопросы.

Командир войсковой части