Файл: Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебнометодическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14
Все эти документы планирования в логическом и содержатель- ном отношениях связаны между собой. Реализация этих документов должна обеспечить необходимую организацию, оптимальный выбор средств и методики педагогического процесса с данным контингентом занимающихся.
В сфере физической культуры преподавателями разрабатывается вся рабочая документация по планированию исходя из отправных, официальных документов – учебного плана образовательного учреж- дения и программы по физическому воспитанию.
Общий план работы по физическому воспитанию является со- ставной частью плана работы образовательного учреждения. Его со- ставляет учитель физической культуры при участии завуча, врача, преподавателя по ОБЖ. В процессе педагогической практики студент- практикант обязан ознакомиться с этим документом.
План включает в себя следующие разделы:
1) организационная работа;
2) учебная работа;
3) физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня;
4) физкультурно-массовая работа во внеурочное время;
5) агитационно-пропагандистская работа;
6) врачебный контроль и медико-санитарный надзор;
7) хозяйственная работа.
План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей.
Основное назначение годового плана-графика учебного процесса по физическому воспитанию заключается в том, чтобы наиболее целесо- образно и эффективно распределить программный материал на учеб- ный год. Этим планом устанавливается порядок изучения программно- го материала по разделам с учетом климатических условий и матери- ально-спортивной базы школы. При разработке плана-графика необ- ходимо выделять этапы учебного процесса (по четвертям). Содержа- ние занятий на каждом этапе должно иметь связь с содержанием пре- дыдущего и последующего этапов.
15
В поурочном (тематическом) плане на четверть более конкретно, чем в годовом плане-графике учебного процесса, указываются исполь- зуемые средства и отражена методика обучения двигательным дейст- виям и воспитания физических качеств. Рабочие планы составляют в графической и текстовой форме. При их разработке необходимо при- держиваться следующих методических рекомендаций:
- учитывать структурную сложность упражнений и готовить учащихся к их овладению;
- проводить обучение технике конкретного двигательного действия на одном или нескольких смежных занятиях, не допуская перерывов;
- строить учебный процесс, используя в максимальной степени эф- фект положительного переноса умений, навыков и исключая отрица- тельный перенос.
В поурочном плане, как правило, отражают содержание основной части урока, материал же подготовительной и заключительной частей урока представляется в конспектах уроков. Поурочный план имеет две части: объяснительную записку к плану и само содержание плана. В объяснительной записке должны быть четко определены и сформули- рованы задачи работы на четверть, указаны объемы изучения материа- ла, приведены контрольные упражнения. В ходе педагогической прак- тики студенты обязаны ознакомиться с данными документами и пла- нировать свою дальнейшую работу в соответствие с ними.
План-конспект составляется студентом на каждый запланиро- ванный урок. Особенности составления этого основного документа раскрываются ниже (см. п. 2.1.).
Дневник практиканта по предмету «Физическая культура». Сле- дует отметить, что творческая работа учителя возможна при условии самостоятельного критического отношения к педагогическим фактам и явлениям, их педагогического анализа, развития педагогической на- блюдательности учителя и навыков самоанализа. Развитию этих ка- честв, способствует ведение педагогического дневника, который явля- ется средством педагогического самообразования и самовоспитания будущего спортивного педагога
16
Ведение дневника помогает осмыслению студентами своей педа- гогической работы, формированию умений видеть каждого ребенка во взаимоотношениях с товарищами и классом. Студент прослеживает динамику развития детского коллектива и личности школьника. Овла- девает методикой правильной оценки дел и поступков детей и своих собственных умений анализировать и оценивать учебно- воспитательный процесс. Педагогический дневник это рабочий доку- мент студента. В нем фиксируется:
- учебная работа на каждый день;
- деятельность школьного коллектива и поступки отдельных учени- ков;
- раскрывается методическая сущность проводимых дел;
- анализируется каждый день, проведенный в школе
- делаются обобщения, выводы, намечаются педагогические пер- спективы.
Педагогический дневник предназначен также для накопления со- временных методических материалов, используемых в работе школы, где студент проходит практику. Студент должен фиксировать рабочую документацию учителя, авторские приемы и методы работы с учащи- мися, нововведения в области физического воспитания школьников, различные средства контроля и другую полезную для будущей про- фессиональной деятельности информацию.
Педагогический дневник является обязательным отчетным доку- ментом практиканта. Дневник заполняется систематически, форма ве- дения дневника произвольная.
2. Педагогический анализ урока физической культуры
Педагогический анализ урока проводится с целью выявления ре- зультативности конкретного занятия. Это выражается в его вкладе в формирование знаний, двигательных умений и навыков, в развитие физических способностей, в совершенствование личностных качеств учащихся. Умение проводить педагогический анализ урока поможет студенту-практиканту объективно оценивать свою деятельность. Для
17
этого необходимо тщательно познакомиться с основными разделами анализа урока по физическому воспитанию.
Общие требования к анализу урока по физической культуре:
1. Анализ урока должен быть многосторонним и достаточно глубоким.
2. Необходимо проанализировать все стороны методики проведе- ния урока и дать письменное пояснение.
3. Субъективная оценка должна быть обоснованной, доказательной, аргументированной.
4.
В уроке обязательно должны быть вскрыты недостатки и даны конкретные практические рекомендации по их устранению.
Общие сведения об уроке:
1. Школа, класс________________ 2. Дата_____________________________
3. Место проведения урока___________________________________________
4. Вид урока________________________ 5. Тип урока ____________________
6. Задачи урока: 1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
7. Число учащихся: а) по списку в журнале____________________________________ б) фактически занималось _________________________________ из них учащихся, относящихся к медицинским группам: основной____________________________________________ подготовительной____________________________________ специальной ________________________________________
8. Фамилия, имя, отчество преподавателя, образование ___________________
9. Анализ урока провел студент ______________________________________
2.1. Подготовка к уроку: анализ конспекта,
подготовка учителя и учащихся к уроку
Решение комплекса педагогических задач урока возможно лишь при тщательной подготовке самого урока учителем к его проведению и школьников к участию в нем.
В подготовке урока различают два последовательных этапа. Це- лью первого этапа является формулировка задач; разработка содержа-
18
ния урока с учетом результатов предыдущих занятий; определение до- зировки упражнений; выбор методов и методических приемов; опре- деление способов передвижений в зале; подбор дидактического мате- риала (наглядных пособий, обучающих карточек, инвентаря и обору- дования); определение рациональной структуры урока; разработка со- держания домашних заданий. Второй этап подготовки к уроку выра- жается в практических действиях по подготовке мест выполнения учебных заданий, определению зон расположения инвентаря и обору- дования, расстановке снарядов. Предварительно проверяется техниче- ская исправность снарядов, мелкого инвентаря, мест приземления в секторах для прыжков, состояние матов, беговых дорожек и покрытия игровых площадок. Особое внимание уделяется проверке прочности крепления гимнастических снарядов. Места расположения инвентаря и дидактического материала должны исключать неоправданные потери времени при их использовании.
Подготовка учителя включает: изучение специальной методиче- ской литературы по теме урока с целью использования достижений педагогической науки и практики; написание конспекта урока; лич- ную двигательную подготовку; речевую подготовку (произношение команд, подсчеты, описание правил игры и т. д.). Подготовку мест за- нятий, оборудования, инвентаря, проверку их санитарно- гигиенического состояния, наличие соответствующей формы одежды и обуви у учителя.
Подготовка учащихся предполагает: наличие спортивной одеж- ды и обуви; предварительное ознакомление с задачами, содержанием предстоящего урока; выполнение домашних заданий; изготовление дидактического материала, который понадобится на уроке и др.
Для того, что бы убедиться в качественной подготовке учителя или практиканта к проведению урока следует уметь проанализировать разработанный ими конспект урока.
Анализ конспекта урока следует проводить по следующим пунктам:
1. Наличие конспекта урока, соответствие его рабочему плану и про- граммным требованиям.
2. Оценка задач урока:
19
- взаимосвязь задач данного урока с задачами предыдущего;
- разносторонность поставленных задач;
- конкретность поставленных задач;
- соответствие задач уровню подготовленности учащихся;
- грамотность формулировки задач.
3. Оценка содержания конспекта:
- правильность подбора средств для каждой части урока;
- соответствие средств поставленным задачам;
- соответствие средств уровню подготовленности учащихся;
- оригинальность подобранных средств;
- правильность подбора методов в каждой части урока;
- соответствие методов задачам урока;
- соответствие методов уровню подготовленности учащихся.
4. Содержательность организационно- методических указаний.
5. Соответствие конспекта общеустановленной форме, грамотность и аккуратность написания.
Характеристика содержания плана-конспекта урока.
План-конспект является документом планирования педагогиче- ского процесса по физическому воспитанию на каждое занятие (урок).
Эффективность любого занятия зависит, прежде всего, от пра- вильности постановки его задач. При постановке задач следует исхо- дить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав занимающихся, их подготовленность, условия места занятия.
Вопрос формулирования задач урока теоретически еще мало раз- работан и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учи- телей. Поэтому, составляя конспект урока, необходимо помнить, что основная задача системы уроков физического воспитания состоит в подготовке всесторонне развитого человека. Но есть частные задачи, которые решаются на протяжении ряда уроков или на отдельных заня- тиях. Например, для развития двигательных качеств необходимо про- должительное время, поэтому каждый урок, в котором применяются соответствующие средства, будет помогать решению этой задачи. На
20
уроках можно различными способами конкретизировать и периодиче- ски контролировать степень развития физических качеств. Например, количество подтягиваний, поднимание определенного веса, количест- во попыток и другие показатели помогут понять, насколько успешно решались поставленные задачи.
Длительный период необходим и для воспитания моральных и волевых качеств, поэтому не всегда можно сделать заключение после одного отельного урока о степени приобретения этих качеств. Но на отдельных уроках можно создавать такие условия (включая в занятие те или иные действия, требующие проявления смелости, решительно- сти, воли и др.), которые помогут проверить, как решались эти задачи.
Проще обстоит дело с обучением и совершенствованием навы- ков, знаний и умений. Во многих случаях сразу после урока можно от- ветить на вопрос, как решена поставленная задача.
Таким образом, при определении задач необходимо знать будет это продолжением работы над воспитанием тех или иных качеств
(двигательных, моральных, волевых) или проверкой степени их разви- тия, кроме того, будет это обучением каким-то конкретным знаниям, умениям, навыкам или же их углублением, совершенствованием, при- менением приобретенного в более сложной обстановке. Рекомендуется все задачи, которые будут поставлены на уроке, делить на 3 группы: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
К образовательным задачам следует отнести формирование раз- нообразных двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, лазании, плавании и др. Сюда же следует включить приобретение различных знаний, судейских и инструкторских навыков, то есть все, что обога- щает двигательную деятельность занимающихся и расширяет их кру- гозор в области специальных знаний. Примеры постановки образова- тельных задач: «ознакомить с техникой кувырка вперед», «разучить прямую нижнюю подачу», «совершенствовать передвижение в защит- ной стойке», «совершенствовать комбинацию на брусьях».
Воспитательные задачи включают формирование свойств и ка- честв личности учащихся, а также воспитание двигательных качеств.
Примерами воспитательных задач могут быть «воспитание смелости
21
во время спуска с гор на лыжах», «совершенствование быстроты и ловкости в игре «Охотники и утки», «воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции».
К оздоровительным задачам относятся укрепление осанки, зака- ливание организма и те задачи, решение которых обеспечивает наи- лучшие условия для оздоровительного влияния упражнений на орга- низм учащихся. Примеры: «провести комплекс упражнений для укре- пления свода стопы», «в конце занятия в целях закаливания провести обтирание холодной водой».
Указанное подразделение задач является условным, так как в процессе решения образовательных задач в той или иной степени ре- шаются и воспитательные, и оздоровительные задачи. Количество на- мечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии.
В практике существуют разные формы составления плана- конспекта. В качестве примера ниже приводится одна из них.
План-конспект урока физической культуры № ___ по __________________________________(вид физической подготовки) дата проведения _______ место проведения ____________ класс ______
Задачи урока:1. _________________________________________________
2. _________________________________________________
3. _________________________________________________
Инвентарь, учебные пособия: _____________________________________
Части урока
Содержание урока
Дозировка Организационно- методические указания
Примечания.
1. В первой графе конспекта «Части урока» указываются подготови- тельная, основная, заключительная и их продолжительность (мин).
22 2. В графе «Содержание урока» последовательно указываются все предусмотренные для проведения физические упражнения. При описании упражнений пользуются терминологией, характерной для соответствующего вида спорта. Обязательно необходимо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Упражнения могут быть изображены в конспекте графически. Если в основной части урока используется групповой метод, то в конспекте записы- вается содержание упражнений для каждого отделения и указывает- ся порядок смены видов упражнений. Отдельно записываются уп- ражнения для мальчиков и девочек при планировании на уроке раз- ного для них учебного материала.
3. В графе «Дозировка» указывается на количество повторений уп- ражнения, затраты времени на его выполнение в минутах, величина преодолеваемого расстояния.
4. В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся со схематичным расположе- нием учащихся в зале или на площадке, методы выполнения упраж- нений, требования к их выполнению – правила техники, а также де- лаются записи типа: «выполнять с громким проговариванием пра- вил техники», «с громким подсчетом количества передач», «обеспе- чить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.
2.2. Методика проведения урока: использование принципов,
средств и методов физического воспитания на уроке,
предупреждение, выявление и исправление ошибок,
домашние задания по физической культуре
Проведение урока характеризуется целесообразным выбором учи- телем принципов, методов и средств физического воспитания в опре- деленной части урока. Поэтому студенту-практиканту следует четко знать основные особенности в проведении отдельных частей урока.
Подготовительная часть урока:
Оценка организации:
- своевременность начала урока;