Файл: Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебнометодическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
- первоначальная организация учащихся;
- постановка задач перед учащимися;
- рациональность размещения и передвижения учащихся.
Характеристика используемых средств:
- соответствие средств подготовительной части урока задачам;
- наличие специально-подготовительных упражнений;
- эффективность комплекса ОРУ для общей и специальной подготов- ки организма учащихся к основной части урока;
- правильная последовательность упражнений в комплексе ОРУ;
- оригинальность подобранных упражнений;
- соответствие средств подготовительной части урока контингенту занимающихся, виду урока, условиям проведения.
Характеристика методов:
- целесообразность применения методов, используемых при органи- зации урока, к деятельности занимающихся;
- использование на уроке словесных методов таких как команда, ука- зание, объяснение, беседа, описание, рассказ и т.д.;
- использование методических приемов, усиливающих словесные ме- тоды (сравнение, изменение громкости произносимых слов, тональ- ность, сочетание слов с жестами и мимикой и т.д.);
- целесообразность использования наглядных методов и методиче- ских приемов обучения (обычный показ упражнения, использование наглядных пособий, технических средств обучения и.т.д.).
Основная часть урока:
Оценка организации:
- целесообразность распределения времени на виды упражнений;
- продолжительность основной части;
- соблюдение мер безопасности;
- рациональное использование площади спортивного зала;
- правильность выбора педагогом места в спортивном зале;
- организация самообучения;
- обеспечение дисциплины на уроке.
Характеристика средств:

24
- соответствие средств решаемым задачам, возможностям занимаю- щихся, условиям проведения урока;
- наличие подводящих упражнений для решения задач обучения;
- многообразие и оригинальность используемых средств.
Характеристика методов:
- целесообразность применения методов, используемых при органи- зации деятельности занимающихся;
- качество применения методов практического разучивания (целост- ного, расчлененного, целостно-расчлененного);
- качество применения методов предупреждения и исправления оши- бок;
- качество применения словесных методов обучения;
- качество применения наглядных методов обучения;
- методические приемы, усиливающие действия словесных и нагляд- ных методов обучения.
Реализация дидактических принципов:
- наглядности;
- доступности и прочности;
- систематичности и последовательности;
- сознательности и активности;
- индивидуализации.
Заключительная часть урока:
Оценка организации:
- решение задач заключительной части;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание (выполнение требований к домашним заданиям);
- своевременное окончание урока
Характеристика средств:
- обеспечение правильного постепенного восстановления организма занимающихся;
- оригинальность в подборе средств.
Характеристика методов:
- организации деятельности учащихся;


25
- выполнения упражнений;
- наглядные и словесные методы.
Осознавая то, что студенты встретятся с определенными трудно- стями в проведении анализа урока, именно в этом разделе мы предла- гаем более подробно раскрыть содержание основных средств, методов и дидактических принципов, применяемых на уроках по физическому воспитанию.
С р е д с т в а м и в физическом воспитании называют совокуп- ность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совер- шенствования. Выделяют следующие виды средств: физические уп- ражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, инвентарь и тренажерные устройства, идеомоторные и аутогенные уп- ражнения. Основным средством в физическом воспитании являются физические упражнения.
Одним из основных вопросов организации занятий является оп- ределение последовательности выполнения различных по характеру упражнений. Общие рекомендации можно свести к следующим:
- выполнять сложные по координации упражнения или разучивать новые движения следует в первой половине основной части заня- тия. Упражнения, предъявляющие высокие требования к вегетатив- ным функциям организма, - во второй половине;
- если главная задача занятия – изучение техники спортивного уп- ражнения, то к концу основной части целесообразно выполнить уп- ражнения для развития силы. Эти упражнения способствуют не только повышению физической подготовленности занимающегося, но и лучшему восстановлению двигательных способностей к сле- дующему занятию. Однако в самом конце занятия следует вновь повторить изучаемое движение.
- если основной задачей занятия является развитие силы, быстроты или гибкости, то упражнения для их развития следует выполнять непосредственно после разминки, когда занимающиеся еще не утомлены;

26
- в большинстве случаев упражнения для развития быстроты должны предшествовать упражнениям, направленным на развитие выносливости;
- если цель занятия – развитие выносливости, то после разминки сле- дует применять упражнения сначала для развития анаэробных воз- можностей (скоростной выносливости), а затем аэробных (общей выносливости).
Любой урок физической культуры предполагает наличие приме- няемых методов и методических приемов в обучении двигательным действиям. Под м е т о д а м и физического воспитания понимают способы применения физических упражнений, а м е т о д и ч е с к и й п р и е м – это конкретный способ реализации метода, осуществляе- мый в соответствии с особенностями какой-либо частной задачи.
В физическом воспитании применяют две группы методов: об- щепедагогические (словесные методы и методы наглядного воздейст- вия) и специфические (методы строго регламентированного упражне- ния, игровой и соревновательный).
При использовании словесныхметодов оценивается:
- точность и логичность изложения, использование образности. По- знавательная и воспитательная ценность рассказа, проверка воспринимаемого;
- четкое определение назначения разучиваемого, убедительность обоснования требований к процессу обучения и его результатам, выявление стремлений привлекать к объяснению учащихся;
- умение педагога вести беседу, направлять обсуждения, подводить итоги.
- целесообразность количества и содержания указаний, побуждение учащихся к творческой активности посредством указаний, их свое- временность, авторитетность, роль в обучении и воспитании;
- умение педагога руководить разбором, обеспечивая его высокий эффект;
- соблюдение терминологии, обеспечение безукоризненного выпол- нения команд учащимися, умение варьировать громкость и интона- цию голоса;


27
- степень объективности оценок, их своевременность и форма объяв- ления.
При использовании наглядных методов оценивается:
- своевременность показа и достаточность его повторения, подготов- ка занимающихся к восприятию демонстрации;
- демонстрация иллюстрированных материалов. Влияние наглядно- сти на процесс обучения и воспитания;
- использование музыки для регулирования темпа, ритма, формиро- вания представления, стимулирования воображения, эмоционально- го воздействия. Умение выбирать музыкальное сопровождение, ру- ководить выполнением упражнения под музыку.
При использовании методов упражнения в процессе обучения и воспи- тания оценивается:
- их целесообразность с точки зрения нагрузки, влияния на эффек- тивность решения поставленных задач, их сочетание со словесными и демонстрационными методами. Обоснованность выбора метода упражнения с точки зрения этапа обучения, состояния организма и психики учащихся, подготовленности и индивидуальных особенно- стей занимающихся;
- применение целостного и расчлененного разучивания; правиль- ность избранного варианта, наличие условий и предпосылок для эффективного использования данных методов. Умение своевремен- но замечать и исправлять ошибки;
- эффективность подводящих и подготовительных упражнений;
- эффективность использования метода игр и соревнований. Умение организовывать команды, распределять игровые роли, излагать со- держание игр и правила их проведения;
- эффективность применения равномерного, повторного, переменно- го, переменно-интервального, комбинированного методов для раз- вития физических качеств, целесообразность и соответствие мето- дов возрасту, задачам, условиям проведения урока.
Кроме всего студентам необходимо знать и использовать методы организации занимающихся на уроке.

28
Методы организации занимающихся подбираются в соответст- вии с задачами урока и зависят от степени новизны и сложности зада- ний, материальной оснащенности, возраста, уровня подготовленности занимающихся и других особенностей. В процессе урока применяют фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой методы и их со- четания.
Фронтальный метод характеризуется одновременным выполне- нием задания всеми учениками (в колонне, шеренгах, вкруг, врассып- ную). При этом обеспечивается высокая моторная плотность урока.
Этот метод успешно применяется при выполнении занимающимися простых упражнений, не требующих страховки. Важным требованием является такое расположение занимающихся, при котором они не ме- шают друг другу и видят преподавателя. Но при использовании этого метода затруднен индивидуальный подход к ученикам.
Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий. Разделение происходит с учетом пола, подготовленности, состояния здоровья, росто-весовых показате- лей (например, на уроках баскетбола); предусматривается соблюдение дисциплины на уроке. Используется преимущественно в средних и старших классах. Но применение этого метода требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников, ограничивает контроль за учащимися и в то же время, уве- личивает возможности индивидуального подхода.
Индивидуальный метод заключается в том, что предполагает вы- полнение индивидуальных заданий, которые выполняются самостоя- тельно. Этот метод может быть применен в различных целях: для вы- равнивания подготовленности учащихся класса, для ликвидации дис- пропорций в физическом развитии учеников, а также для отдельных учеников с ослабленным здоровьем или хорошо физически подготов- ленных. Используется в старших классах, когда ученик овладел навы- ками саморегуляции организма, контроля над выполнением движе- ний, умением выбирать рациональные варианты решения двигатель- ных задач.


29
Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах
(станциях), в основном по кругу. Круг включает от 4 до 10 заданий.
Упражнения подбираются с расчетом на комплексное развитие физи- ческих качеств и повышение функционального состояния организма.
Метод применяется в средних и старших классах. Но при использова- нии данного метода сложно регулировать и дозировать нагрузку, кор- ректировать технику упражнений, организовывать страховку и по- мощь. Уроки проводят в форме круговой тренировки по методу непре- рывной и интервальной работы.
Методику организации урока характеризует также порядок вы- полнения занимающимися заданий по времени: одновременно, пооче- редно, поточно, раздельно.
При проведении урока большое значение для учителя имеет своевременное предупреждение, выявление и исправление ошибок.
К ошибкам следует относить неправильные движения и равным образом те движения, которые по мере овладения двигательным дей- ствием становятся малоэффективными. Общепринятой классификации двигательных ошибок пока не создано. Наиболее распространенной является классификация, предложенная В.В.Белиновичем. Автор предложил парную группировку полярных ошибок, в которой каждая пара имеет собственный признак.
1. Ошибки в конкретных двигательных действиях (например, сгиба- ние ног в коленных суставах при наклоне вперед) и ошибки общие (на- пример, плохая осанка при всех общеразвивающих упражнениях).
2. Ошибки отдельные и комплексные. Отдельные ошибки встреча- ются редко, по крайней мере, на первых шагах обучения. Такие ошиб- ки, если они не слишком грубые, не являются большим препятствием в обучении. Гораздо чаще наблюдаются комплексные ошибки, так как движения, составляющие двигательное действие, взаимосвязаны, и по- явление одной ошибки влечет за собой другую.
3. Ошибки неавтоматизированные и автоматизированные. Первые ошибки чаще всего наблюдаются в начале освоения действия. Устра- нение их при правильной методике обучения не представляет больших

30
трудностей, многие из них сами по себе исчезают. Автоматизирован- ные ошибки возникают в результате многократного повторения непра- вильных движений. Такие ошибки имеют стойкий характер и с боль- шим трудом поддаются исправлению. Иногда приходится временно прекращать повторение данного действия, чтобы в дальнейшем, когда несколько угаснут образовавшиеся нервные условные связи, попытать- ся по-новому подойти к решению неудающейся двигательной задачи.
4. Ошибки существенные (грубые) и незначительные (мелкие). Пер- выми считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. Их необходимо как можно скорее устранять, так как они больше всего мешают обучению. Мелкие ошибки характерны для от- дельных частей действия. К таким ошибкам можно относиться снисхо- дительно, но при условии, если они не повторяются. Превратившись в привычные, даже незначительные ошибки будут помехой в техниче- ском совершенствовании.
5. Ошибки типичные и нетипичные. Некоторые двигательные ошибки, встречающиеся чаще всего, имеют массовый, типичный ха- рактер. Типичными могут быть ошибки из всех описанных выше кате- горий. Появление таких ошибок можно заранее предугадать. Например, в беге детей на короткую дистанцию типичны следующие ошибки: при старте — высокое поднимание таза, при беге на дистанции — чрезмер- ный наклон туловища вперед и др.
Причины ошибок:
- неправильное понимание учеником задачи обучения;
- несовершенство проекта решения задачи, в том числе несоответствие его мышечным ощущениям;
- недостаточная общая физическая подготовленность;
- неуверенность в своих силах, отсутствие решительности;
- отрицательное влияние ранее изученных действий;
- нарушение требований к организации урока, ведущее, в частности, к преждевременному утомлению;
- недостаточная квалификация учителя, плохое владение дидактиче- ским материалом;
- несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования


31
педагогическим требованиям.
Основные правила исправления ошибок:
1. Ошибка должна быть понята учеником. Осознанию причины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ уп- ражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия, кон- сультации с товарищами по занятию.
2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причин- но-следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вызвать ошибки в скорости и амплитуде движений. Исправление ошибок следует начинать с наиболее важных, так как от них часто за- висит появление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключи- тельном движении, а от согласованности звеньев целостного двига- тельного акта. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые на- рушают основу техники.
3. Указание учителя об исправлении ошибки должно соот- ветствовать возможностям ученика в данный момент.
4. Внезапное появление, казалось бы, исчезнувших ошибок требует периодического использования тех подводящих упражнений, с помо- щью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзыва- ние ошибок особенно часто наблюдается при выполнении действия в новой, сложной обстановке.
5. Недопустимо показывать совершенные учеником ошибки в утри- рованном виде.
Способы исправления ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих оши- бок. К таким способам относят:
• повторение пройденного учебного материала;
• применение подводящих и подготовительных упражнений;
• изменение условий выполнения упражнения таким образом, что- бы это стимулировало правильное исполнение (например, ввести разметку разбега при неправильной длине шагов);

32
• изменение техники (акцентирование, утрирование, замедленное выполнение упражнения).
П р и н ц и п ы, регламентирующие деятельность учащихся в про- цессе физического воспитания.
Основные требования к реализации в физическом воспитании об- щеметодических (дидактических) принципов:
• принцип сознательности и активности направлен на фор- мирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам, поставленным в занятии, кроме этого, стимулирует вдумчивый анализ, самоконтроль и сомокорректировку при выполнении физических упражнений; содействует развитию само- стоятельности, инициативности и творческих начал в поведении уча- щихся;
• принцип наглядности обеспечивает сочетание непосредст- венной и опосредованной наглядности в системе мер, обеспечиваю- щих совершенствование двигательной деятельности; комплексное ис- пользование разнообразных демонстрационных средств и способов обеспечения наглядности (показ действия, применение наглядных по- собий, видео и демонстрационной техники и т.д.) в сочетании с имита- ционными и подводящими упражнениями;
• принцип доступности и индивидуализации регламентирует строгое определение меры доступного, последовательное обеспечение методических условий доступности (преемственность, от освоенного к неосвоенному, от простого к сложному, от легкого к трудному), инди- видуализацию педагогических воздействий на основе соблюдения об- щих закономерностей обучения и воспитания;
• принцип систематичности и последовательности выражает специфические закономерности построения физического воспитания:
- непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха;
- постепенное наращивание развивающих и тренирующих воздейст- вий и адаптивное сбалансирование их динамики (при необходимо- сти корректировка суммарной нагрузки с целью предотвращения переутомления);