Файл: Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебнометодическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

33
- циклическое построение системы занятий;
- возрастную адекватность направлений многолетнего процесса фи- зического воспитания (в том числе учет темпов изменения некото- рых показателей развития физических качеств у детей и подрост- ков).
Большую помощь в проведении урока может оказать актив клас- са (помощники), особенно при организации групповых занятий. Для этого учителю необходимо предварительно инструктировать помощ- ников, капитанов команд, судей. Им необходимо знать характер мате- риала, который предстоит изучать, последовательность заданий, спо- собы страховки и оказания помощи, возможные ошибки и пути их устранения.
Конечно же, эффективность проведения урока зависит от умений помощников, но необходимо помнить, что они не могут полностью заменить педагога, поэтому их деятельность в ходе урока должна кон- тролироваться учителем. Эти умения необходимо оценить при анали- зе урока.
Качество проведения урока зависит также от умения учителя сформулировать д о м а ш н е е з а д а н и е по физической культуре.
С помощью домашних заданий решаются следующие учебно- воспитательные задачи: повышение двигательной активности школьни- ков; укрепление основных мышечных групп; формирование осанки; подготовка к выполнению учебных нормативов.
Следует привести ряд требований, предусматривающих жизне- способность домашних заданий:
• рекомендации по заданиям должны быть как общими для класса, так и индивидуальными (с учетом возраста, пола, уровня физиче- ской подготовленности, состояния здоровья);
• задания должны быть доступными, разнообразными, эмоциональ- ными;
• учащихся следует заинтересовать и убедить в пользе выполнения домашнего задания;
• следует сообщать школьникам сроки обязательной проверки зада- ний с выставлением оценок;

34
• необходимо поощрять учащихся за выполнение домашних зада- ний;
• задания должны быть легко проверяемыми самим учащимся в до- машних условиях;
• из заданий должен быть исключен материал на разучивание и за- крепление техники двигательных действий, упражнения, требую- щие страховки.
1   2   3   4   5   6

2.3. Анализ физической нагрузки на уроке: определение
плотности урока, регистрация и анализ пульсовых данных
При проведении урока физической культуры студенту- практиканту необходимо учитывать ряд требований для соблюдения оптимальности физической нагрузки:
1. Рациональность используемых приемов регулирования нагрузки.
2. Соответствие нагрузки:
- возрастным и половым особенностям занимающихся;
- физической подготовленности учащихся;
- задачам урока;
- условиям проведения.
3. Общую и моторную плотность по частям и на уроке в целом, их соответствие виду и типу урока.
4. Регистрацию и анализ пульсовых данных на уроке
(физиологическая кривая).
Учитывая, что физическая нагрузка оказывает большое воздей- ствие на организм школьников и связана с особенностями здоровья учеников, мы более полно останавливаемся на характеристике этого понятия.
Ф и з и ч е с к а я н а г р у з к аэтоопределенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.
М е р а н а г р у з к и – это определенная ее величина: объем и интенсивность.
О б ъ е м – это количественная сторона нагрузки, которая опре- деляется затратами времени на упражнение, отрезками преодоленных

35
дистанций, количеством подниманий того или иного веса и другими показателями.
И н т е н с и в н о с т ь – это напряженность усилий за определен- ный период времени, их концентрация. Показатели интенсивности: темп и скорость движений, ускорения, частота сердечных сокращений и другие.
Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать объем и интенсивность. Соотношение между объемом и интенсивностью пред- ставляет обратно пропорциональную зависимость: чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность, и наоборот. Физические на- грузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам, что обеспечивает тренировочный эффект. Недоста- точные нагрузки неэффективны, так как ведут к потере времени, а чрезмерные наносят вред здоровью.
Варьируя объем и интенсивность нагрузки (дозируя нагрузку), можно регулировать усилия занимающихся, т.е. достигать наилучшего эффекта от упражнения. Существуют следующиеспособы регулиро- вания параметров нагрузки, которые предполагают изменение:
• количества повторений одного упражнения;
• суммарного количества упражнений;
• скорости одного упражнения;
• условий (усложненных или облегченных);
• длины дистанций;
• исходных положений;
• практических методов;
• характера отдыха;
• интервалов отдыха.
Основными показателями эффективности проведения урока яв- ляются рациональное использование времени урока для обучения дви- гательным действиям, что характеризуется плотностью, также выбор оптимальной величины физической нагрузки, которая графически вы- ражается пульсовой кривой.


36
Определение плотности урока физической культуры
Одним из показателей эффективности урока является его плот- ность. Под плотностью понимают степень рационального использо- вания учебного времени. Различают общую и моторную плотность.
Но для того, чтобы рассчитать эти показатели, необходимо про- вести хронометрирование видов деятельности преподавателя и уча- щегося на протяжении всего урока, а результаты записать в специ- альном протоколе, форма которого приводится ниже.
Протокол хронометрирования урока
Урок провел___________________Дата __________Время_______________
Школа___________ Класс______________ Место проведения____________
По списку учеников___________ Присутствовало ______________________
Занималось _______________________
Фамилия наблюдаемого ___________________________________________
Задачи урока: 1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
Хронометрировал урок ____________________________________________
Распределение времени по видам деятельности
Содержание деятельно- сти одного ученика
Показа- ния секундо- мера
Объяс- нение и показ
Выпол- нение упраж- нений
От- дых
Пере- строе- ния
Про- стой
При меча ния
Подготовительная часть
Основная часть
Заключительная часть
ИТОГО:

37
При хронометрировании урока в протокол заносятся сведения в первую графу: «Распределение времени по видам деятельности» и
«Показания секундомера» Остальные графы заполняются после урока.
В них вносятся затраты времени на каждое действие, а также нерацио- нальные затраты (простои). Для этого вычисляется разница между временем окончания данного действия и показаниями секундомера, соответствующего окончанию предыдущего действия. Затем все вре- менные данные суммируются по всем графам с выделением затрат времени в подготовительной, основной и заключительной частях и в целом по уроку. На основании этих данных вычисляются процентные показатели общей и моторной плотности и заносятся в таблицу:
Таблица 1
Общая и моторная плотность урока
Части урока
Общая плотность
Моторная плотность
Подготовительная часть
Основная часть
Заключительная часть
Урок в целом
О б щ а я п л о т н о с т ь урока –это отношение педагогически оп- равданных затрат времени к общей продолжительности урока.
ОП=t оз 100% : t общ.
ОП – общая плотность; t оз – педагогически оправданные затраты времени, мин; t общ – продолжительность урока, мин.
Педагогически оправданные мероприятия:


38
• организация занимающихся, проверка домашних заданий, по- становка учебных задач;
• выполнение общеразвивающих упражнений;
• помощь, страховка;
• подготовка и уборка снарядов;
• изучение техники выполнения упражнений;
• использование наглядных пособий;
• педагогический контроль;
• подведение итогов.
К снижению общей плотности урока относятся педагогически неоп- равданные траты времени:
• неоправданные простои на уроке (несвоевременная подготовка мест занятий);
• неподготовленность учителя к уроку;
• излишняя словесная информация;
• неудовлетворительная дисциплина.
Общая плотность должна приближаться к 100%.
М о т о р н а я п л о т н о с т ь урока:Это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность уча- щихся, к общей продолжительности урока.
МП= t фу100% : t общ.
МП – моторная плотность; t фу – суммарное время, затраченное на двигательную деятельность, мин; t общ – продолжительность урока в мин.
Показатели моторной плотности зависят от типа урока и задач, по- ставленных на уроке. Она не может достигать 100%, так как подобное построение занятия приведет к снижению эффективности учебной работы.

39
Регистрация и анализ пульсовых данных на уроке
Частота сердечных сокращений является важным показателем воздействия физической нагрузки на организм учащегося. Этот пока- затель подсчитывается через равные промежутки времени в конце ка- ждой 4-й мин. (3-5) в течение 10 секунд и показатели заносятся в про- токол.
Протокол изменения ЧСС на уроке физической культуры
Школа________ Класс______ Дата_________ Место проведения ___________
Урок провел________________________________________________________
Наблюдения проводил________________ за учеником____________________
Задачи урока: 1._____________________________________________________
2. ____________________________________________________
3. ____________________________________________________
ЧСС
Действия, предшествующие подсчету пульса
Время под- счета пульса от начала урока за 10 сек за 1 мин
Построение
Выполнение строевых команд
Разминочный бег
…………...
0 4
8 10 12 20 60 72 120
Величины ЧСС в пересчете за минуту заносятся в систему координат
(ЧСС по вертикальной оси, время в мин по горизонтальной оси). Если ис- пользовать инструментальные методы, например, применение портативных радиорегистраторов ЧСС, то кривая на графике будет более достоверна и ин- формативна.

40
График регистрации пульсовых данных
ЧСС, уд/мин
180 170 160 150 140 130 120 110 100 90 80 0 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 44 Время, мин
Практиканту необходимо выполнить анализ полученной кривой, а именно, проанализировать изменения ЧСС в соответствии с выбором учителем средств и методов физической культуры для решения постав- ленных на уроке задач. На контрольных уроках и уроках изучения нового материала анализировать данные ЧСС не следует. При анализе пульсовой кривой прежде всего оценивается общий ход сглаженной (аппроксимиро- ванной) кривой, т.е. насколько она повторяет закономерности изменения физической работоспособности. Далее дается характеристика абсолют- ных величин ЧСС, особенно наивысших и наименьших с учетом пола, возраста учащегося и характера нагрузки: положения тела, выраженности статического компонента, эмоциональной окраски. В конце анализа по данным протокола подсчитывается средняя величина ЧСС за урок и средняя за время выполнения физических упражнений. Такой подсчет будет сделать легче, если изначально при регистрации ЧСС в протоколе цифры, полученные во время упражнения или тотчас после его выполне- ния, будут выделены. Анализ ЧСС завершается кратким выводом о соот-


41
ветствии физической нагрузки типу и задачам урока, о достаточной, чрезмерной или недостаточной нагрузке.
2.4. Техника безопасности на уроках физической культуры
Проблеме соблюдения техники безопасности на уроках физиче- ской культуры, несомненно, отводится одно из важных мест в систе- ме организации учебно-воспитательного процесса школьников. Наша задача состоит лишь в том, чтобы еще раз напомнить важность этой проблемы для студентов-практикантов в период прохождения школь- но-педагогической практики.
Учитывая то, что школьно- педагогическая практика проводится в третью учебную четверть, мы приводим рекомендации по предупреждению травматизма на уроках физической культуры применительно для базовых видов спорта дан- ного времени года (февраль-март). Более полную информацию вы мо- жете получить, познакомившись с литературой, указанной в списке использованных источников.
Лыжный спорт
1. Занятия по лыжному спорту проводятся согласно расписанию при температуре воздуха не ниже – 20° С, без ветра.
2. Обувь и одежда занимающихся должны соответствовать установ- ленным требованиям. Лыжные ботинки подобираются по размеру ноги, они должны быть мягкими, сухими, хорошо пропитанными жиром. Необходимы теплая одежда, шерстяные носки, перчатки или варежки.
3. Следует проверить исправность лыжного инвентаря: креплений, лыж, палок.
4. Проверить подготовленность лыжни: отсутствие опасностей, кото- рые могут привести к травматизму.
5. Соблюдать интервал 3-4 м при движении на лыжах по дистанции.
При спусках с горы – не менее 30 м. При передвижении впереди должен идти преподаватель. Замыкающим колонну назначают хо- рошо подготовленного школьника.

42 6. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.
7. После спуска не останавливаться у подножия горы во избежание столкновения с другими лыжниками.
8. Следить за учащимися и немедленно принимать меры при пер- вых же признаках обморожения.
9. При неисправности, поломке инвентаря прекратить занятия и вер- нуться в образовательное учреждение.
10. При несчастном случае оказать возможную медицинскую по- мощь. Прекратить занятие, вернуться в образовательное учрежде- ние и сообщить о происшествии администрации школы.
Конькобежный спорт
1. Необходимо следить за состоянием льда, устранять наплывы, тре- щины и выбоины, своевременно удалять бумагу и другой мусор.
2. Следует пользоваться хорошо наточенными коньками. Обувь не должна плотно облегать ногу, или быть тесной. Одежда не должна стеснять движений и в то же время должна быть достаточно теп- лой.
3. Не допускаются катание на коньках и игра в хоккей на общем катке.
4. Необходимо следить за тем, чтобы конькобежцы двигались по до- рожке и по кругу в одном направлении, и запрещать встречное движение катающихся.
5. Нельзя допускать одновременного катания на беговой дорожке на простых и на беговых коньках.
6. Учитель должен проводить с учащимися обязательный инструктаж, обучать их методам самостраховки и безопасному падению на льду.
7. Катание детей допускается при температуре воздуха не ниже 14° С.
Спортивные и подвижные игры
1. Занятия по спортивным и подвижным играм должны проводиться в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
2. При проведении занятий должна быть медицинская аптечка, уком- плектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.