Файл: Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебнометодическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52
дуальными особенностями их развития. Например, чтобы добиться прироста в развитии выносливости или силы, необходимо несколько месяцев регулярных занятий. В то же время, чтобы добиться достовер- ного прироста в развитии гибкости или отдельных координационных способностей, необходимо от 4 до 12 тренировок или занятий. Добить- ся прироста в результатах тестирования у ребят, которые начинают за- ниматься «с нуля», проще, чем у тех, которые занимаются продолжи- тельное время.
Для того, чтобы тестирование отвечало поставленным задачам, не- обходимо соблюдать определенные стандартные условия:
• способ выполнения теста;
• условия выполнения теста;
• точность измерения;
• суточное время проведения теста;
• характер предшествующей деятельности.
На результаты тестирования могут влиять внешние и внутренние факторы, которые учитель или практикант должны учитывать: попут- ный или встречный ветер, теплая или холодная погода и др. Тестиро- ванию подлежат все физические качества, а уровень их развития опре- деляется с помощью табличных данных.
53
Таблица 3
Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет
Уровень
Физические способности
Контрольное упражнение
Воз- раст
Пол низкий средний высокий
Скоростные Бег 30м, с 7 8
9 10
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
7,5 и выше
7,6 7,1 7,3 6,8 7,0 6,6 6,6 7,3-6,2 7,5-6,4 7,0-6,0 7,2-6,2 6,7-5,7 6,9-6,0 6,5-5,6 6,5-5,6 5,6 и ниже
5,8 5,4 5,6 5,1 5,3 5,1 5,2
Координа- ционные
Челночный бег
3·10 м, с
7 8
9 10
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
11,2 и выше
11,7 10,4 11,2 10,2 10,8 9,9 10,4 10,8-10,3 11,3-10,6 10,0-9,5 10,7-10,1 9,9-9,3 10,3-9,7 9,5-9,9 10,0-9,5 9,9 и ниже
10,2 9,1 9,7 8,8 9,3 8,6 9,1
Скоростно- силовые
Прыжок в длину с места, см
7 8
9 10
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
100 и ниже
85 110 90 120 110 130 120 115-135 110-130 125-145 125-140 130-150 135-150 140-160 140-155 155 и выше
150 165 155 175 160 185 170
Выносли- вость
6-минутный бег 7 8
9 10
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
700 и менее
500 750 550 800 600 850 650 750-900 600-800 800-950 650-850 850-1000 700-900 900-1050 750-950 1100 и выше
900 1150 950 1200 1000 1250 1050
Гибкость
Наклон вперед из положения сидя, см
7 8
9 10
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
1 и ниже
2 1
2 1
2 2
3 3-5 6-8 3-5 5-8 3-5 6-9 4-6 7-10 9 и выше
12,5 7,5 11,5 7,5 13,0 8,5 14,0
Силовые
Подтягивание на высокой перекла- дине из виса
(мальчики); на низкой пере- кладине из виса лежа (девочки), колл раз
7 8
9 10
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
1 и ниже
2 1
3 1
3 1
4 2-3 4-8 2-3 6-10 3-4 7-11 3-4 8-13 4 и выше
12 4
14 5
16 5
18
54
Таблица 4
Уровень физической подготовленности учащихся 11-15 лет
Уровень
Физические способности
Контрольное упражнение
Воз- раст
Пол низкий средний высокий
1 2 3
4 5 6 7
Скоростные Бег 30м, с 11 12 13 14 15
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
6,3 и выше
6,4 6,0 6,2 5,9 6,3 5,8 6,1 5,5 6,0 6,1-5,5 6,3-5,7 5,8-5,4 6,0-6,4 5,6-5,2 6,2-5,5 5,5-5,1 5,9-5,4 5,3-4,9 5,8-5,3 5,0 и ниже
5,1 4,9 5,0 4,8 5,0 4,7 4,9 4,5 4,9
Координа- ционные
Челночный бег
3·10 м, с
11 12 13 14 15
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
9,7 и выше
10,1 9,3 10,0 9,3 10,0 9,3 9,9 8,6 9,7 9,3-8,8 9,7-9,3 9,0-8,6 9,6-9,1 9,0-8,6 9,5-9,0 8,7-8,3 9,4-9,0 8,4-8,0 9,3-8,8 8,5 и ниже
8,9 8,3 8,8 8,3 8,7 8,0 8,6 7,7 8,5
Скоростно- силовые
Прыжок в длину с места, см
11 12 13 14 15
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
140 и ниже
130 145 135 150 140 160 145 175 155 160-180 150-175 165-180 155-175 170-190 160-180 180-195 160-180 190-205 165-185 195 и выше
185 200 190 205 200 210 200 220 205
Выносли- вость
6-минутный бег 11 12 13 14 15
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
900 и менее
700 950 750 1000 800 1050 850 1100 900 1000-1100 850-1000 1100-1200 900-1050 1150-1250 950-1100 1200-1300 1000-1150 1250-1350 1050-1200 1300 и выше
1100 1350 1150 1400 1200 1450 1250 1500 1300
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
11 12 13 14 15
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
2 и ниже
4 2
5 2
6 3
7 4
7 6-8 8-10 6-8 9-11 5-7 10-12 7-9 12-14 8-10 12-14 10 и выше
15 10 16 9
18 11 20 12 20
55 1 2 3
4 5
6 7
Силовые
Подтягивание на высокой перекла- дине из виса
(мальчики); на низкой пере- кладине из виса лежа
(девочки), кол. раз
11 12 13 14 15
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
1 и ниже
4 1
4 1
5 2
5 3
5 4-5 10-14 4-6 11-15 5-6 12-15 6-7 13-15 7-8 12-13 6 и выше
19 7
20 8
19 9
17 10 16
Таблица 5
Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет
Уровень
Физические способности
Контрольное упражнение
Воз- раст
Пол низкий средний высокий
Скоростные Бег 30м, с 16 17
М
Д
М
Д
5,2 и выше
6,1 5,1 6,1 5,1-4,8 5,9-5,3 5,0-4,7 5,9-5,3 4,4 и ниже
4,8 6,1 4,8
Координа- ционные
Челночный бег
3·10 м, с
16 17
М
Д
М
Д
8,2 и выше
9,7 8,1 7,2 8,0-7,6 9,3-8,7 7,9-7,5 9,6-8,7 7,3 и ниже
8,4 7,2 8,5
Скоростно- силовые
Прыжок в длину с места, см
16 17
М
Д
М
Д
180 и ниже
160 190 160 195-210 170-190 205-220 170-190 230 и выше
210 240 210
Выносли- вость
6-минутный бег 16 17
М
Д
М
Д
1100 и ниже
900 1100 900 1300-1400 1050-1200 1300-1400 1050-1200 1500 и выше
1300 1500 1300
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
16 17
М
Д
М
Д
5 и ниже
7 и ниже
5 и ниже
7 и ниже
9-12 12-14 9-12 12-14 15 и выше
20 и выше
15 и выше
20 и выше
Силовые
Подтягивание на высокой пере- кладине из виса
(мальчики);
На низкой пере- кладине из виса лежа (девочки), кол, раз
16 17
М
Д
М
Д
4 и ниже
6 5
6 8-9 13-15 9-10 13-15 11 и выше
18 12 18
56
Методика тестирования физической подготовленности
Тест 1.Бег 30 м с высокого старта. В беге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к ли- нии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» принимают положение старта и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с.
Тест 2. Челночный бег 3х10 м. В забеге могут принимать участие один или два человека. Перед началом забега на линии старта для каж- дого участника кладут два кубика. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются и бе- рут по одному кубику. По команде «Марш!» бегут к финишу, кладут кубик на линию финиша и, не останавливаясь, возвращаются за вто- рым кубиком, который кладут рядом с первым. Бросать кубики запре- щено. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в мо- мент касания кубиком пола. Время фиксируется с точностью до 0,1 с.
Тест 3. Прыжки в длину с места. На площадке проводят линию, перпендикулярно ей закрепляют сантиметровую ленту (рулетку).
Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем, отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Даются три попыт- ки, лучший результат идет в зачет.
Тест 4. Шестиминутный бег. Бег можно выполнять как в спор- тивном зале (по разминочной дорожке), так и на стадионе (по кругу). В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением длины дистанции. Для более точного подсчета беговую дорожку целесооб- разно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 минут бегуны ос- танавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Тест 5. Наклон вперед из положения сидя на полу. На полу ме- лом наносится линия А, а от ее середины – перпендикулярная линия, которую размечают через 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки ока- зались на линии А. Расстояние между пятками – 20-30 см, ступни вер-
57
тикально. Партнер (или двое) фиксируют колени тестируемого. Вы- полняется три разминочных наклона и затем четвертый, зачетный. Ре- зультат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
Тест 6. Подтягивание. Мальчики выполняют из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки – из виса лежа на подвесной перекладине (до 80 см). По команде «Упражнение начинай!» произво- дят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки.
Выполнять плавно, без рывков. При сгибании тела, сгибании ног в ко- ленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола.
2.7. Деятельность учителя и учащихся на уроке
Характеризуя деятельность учителя на уроке и оценивая его по- ведение, обычно определяют следующее:
- характер предлагаемых учителем задач и заданий;
- обеспечение связи уроков с самостоятельной деятельностью;
- степень использования наглядности. Обеспечение педагогом точно- сти и восприимчивости демонстрируемого упражнения, правильно- го выбора времени демонстрации;
- соблюдение меры в показе движений, сочетание показа с требова- ниями самоотчета занимающегося о воспринятом, пути предупреж- дения слепого копирования показанного;
- умение обеспечить продуманные переходы от более известного, ин- тересного и увлекательного, более легкого и простого к новому, более сложному, трудному, мало эмоциональному, утомительному;
- умение вносить в напряженную работу элементы необходимого от- влечения, успокоения, временного отдыха, регулирования дыха- тельной и сердечно-сосудистой систем;
- степень учета педагогом возрастно-половых различий между маль- чиками и девочками при определении учебных заданий и нагрузок, а также, выбор методических приемов обучения и воспитания, ор- ганизацию и оценку учебной деятельности;
58
- проявление заботы о стимулировании и последовательном развитии индивидуальных особенностей учащихся, о поддержании творче- ской инициативы тактичным устранением недочетов в двигатель- ных проявлениях и поведении;
- сохранение учителем руководящей роли в процессе самостоятель- ных проявлений учащихся, побуждения к самоконтролю, коррекции самооценок, оценки самостоятельных действий учеников;
- речевую и двигательную подготовку учителя. Ясность и краткость речевого общения, правильность и четкость команд, доступность формулировок, требований, правил, терминов, логичность и образ- ность рассказа, беседы. Умение варьировать тоном, интонацией го- лоса.
- подготовленность к выполнению показываемых упражнений, прие- мов страховки. Соответствие костюма и обуви содержанию и усло- виям проведения занятий, эстетическим и гигиеническим требова- ниям. Умение пользоваться жестами, мимикой.
- умение контролировать и оценивать работу помощников.
При оценке деятельности учеников определяют следующее:
- понимание учащимися конкретных задач и заданий;
- характер задаваемых вопросов учащимися, уровень мобилизации мышления, воли в становлении сознательного отношения к предла- гаемому учебному материалу;
- уровень личной ответственности занимающихся за качество и эф- фективность работы;
- наличие стремления учащихся приобщаться к поисковой деятельно- сти, участвовать в проблемных ситуациях, овладевать знаниями, умениями, навыками, осуществлять самоконтроль, самооценки, взаимооценки.
1 2 3 4 5 6
2.8. Учет успеваемости и подведение результатов урока
Для определения успеваемости учеников на уроке студенту- практиканту необходимо знать ряд критериев оценки успеваемости
(количественные и качественные показатели), кроме этого, владеть ме-
59
тодами контроля усвоения знаний, двигательных умений и навыков, уровнем физической подготовленности учащихся и способами осуще- ствлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
При подведении итогов урока следует учитывать:
- образовательную, воспитательную и оздоровительную ценность урока;
- основные положительные стороны деятельности учителя;.
- основные недостатки в работе учителя;
- отметку урока по пятибалльной шкале.
Выполнение положения Закона о физической культуре и спорте предусматривает выставление по итогам учебного года каждому уче- нику оценки по физической культуре. Критериями оценки по физиче- ской культуре являются качественные и количественные показатели.
Качественные показатели успеваемости – это степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и на- выками, способами осуществлять физкультурно-оздоровительную дея- тельность.
Количественные показатели успеваемости –это динамика изме- нений результатов физической подготовленности каждого ученика за определенный период.
Оценивают успеваемость по следующим разделам программы: знания, двигательные умения и навыки, уровень физической подготов- ленности учащихся и умения занимающихся владеть способами осу- ществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
При оценке з н а н и й учащихся по предмету «физическая куль- тура» необходимо учитывать их глубину, полноту, аргументирован- ность, умение использовать их к конкретным случаям и занятиям фи- зическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонст- рирует глубокое понимание сущности материала, логично его излага- ет, используя в деятельности.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
60
Оценку «3» получают за тот ответ, в котором отсутствует логи- ческая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания в практике.
Оценка «2» выставляется за непонимание и незнание материала.
С целью проверки знаний используют различные методы: опро- са, программированный, демонстрации.
Оценка т е х н и к и владения двигательными действиями и на- выками:
«5» - двигательное действие выполнено правильно, точно, в надлежащем темпе, легко и четко; учащийся по заданию учителя ис- пользует его в нестандартных условиях.
«4» - двигательное действие выполнено правильно, но недоста- точно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
«3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
«2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
В числе методов оценки техники владения двигательными дейст- виями являются методы наблюдения, вызова, упражнения, комбини- рованный.
Ф и з к у л ь т у р н о – о з д о р о в и т е л ь н а я деятельность: оценка «5» - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной двига- тельной способности. При этом учащийся может самостоятельно орга- низовать место занятий, подобрать инвентарь, контролировать ход вы- полнения заданий и оценивать его; оценка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной дея- тельности; оценка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и де- монстрации упражнений, испытывает затруднения в подборе инвента- ря и с трудом контролирует ход и итоги занятия.
61
Умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятель- ность оцениваются методами наблюдения, опроса, практического вы- полнения индивидуально или фронтально во время любой части урока.
Чтобы правильно и точно оценивать уровень физической подго- товленности учащихся, преподавателю следует учитывать два показа- теля. Первый – исходный уровень подготовленности в соответствии с комплексной программой физического воспитания. Второй – сдвиги ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития опреде- ленных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изме- нения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учеников.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовитель- ной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за ис- ключением тех видов двигательных действий, которые им противопо- казаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оце- ниваются по овладению ими разделом «Основы знаний», а также уме- ний осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и вы- полнять доступные им двигательные действия.
При анализе урока оценивают степень решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и коррекционных задач урока, по- ложительные его стороны, ошибки и недочеты в работе учителя, а также причины недостатков и возможные пути их устранения, даются рекомендации по повышению эффективности урока. Выставляется дифференцированная отметка, которая в конечном итоге и является количественным показателем результативности проведенного урока.
62
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
1. Организация воспитательных мероприятий:
воспитательные дела, спортивно-массовые мероприятия
В процессе педагогической практики по воспитательной работе ре- шается ряд задач:
- овладение умениями планировать и вести внеурочную воспита- тельную работу в классе с отдельными учениками;
- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с уче- том специфики разного типа школ;
- овладение методами и приемами изучения возрастных и индивиду- альных особенностей школьников.
В процессе практики студенты самостоятельно разрабатывают и проводят с учащимися отдельные виды воспитательных дел: беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии, трудовые десанты, познавательные игры, спортивно-оздоровительные мероприятия, оформляют спортивные бюллетени, уголки здоровья, организуют часы активного отдыха в группах продленного дня.
Воспитательная работа проводится, как правило, в соответствии с календарем спортивно-оздоровительных мероприятий, разработанным учителем физической культуры в начале учебного года, или с учетом плана воспитательных мероприятий школы, если речь идет о крупных внутришкольных праздниках, например приуроченных к датам кален- даря. Практикант также может быть подключен к проведению вне- урочных занятий в прикрепленном к нему классе по плану классного руководителя.
При проведении воспитательного дела следует учитывать ряд мо- ментов:
- должна быть соответствующая реклама, заранее указаны сроки и место проведения;
- тема должна быть интересной для данного возраста учащихся;
- практикант должен осознавать цель проводимого мероприятия;