Файл: Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебнометодическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63
- практиканту необходима соответствующая предварительная подго- товка к мероприятию, с подключением самих учащихся на всех этапах;
- непосредственное проведение мероприятия;
- подведение итогов проведенного мероприятия.
Студенту-практиканту целесообразно научиться анализировать воспитательные мероприятия, что в дальнейшем поможет избежать допущенных ошибок, добиться больших успехов в организации за- думанного дела.
Анализ воспитательного дела
1. Дата, место проведения, контингент, кто проводил (ф.и.о.).
2. Тема.
3. Цели и задачи мероприятия.
4. Подготовка и организация мероприятия, участие в подготовке са- мих учащихся. Использование методической литературы.
5. Сценарий мероприятия. Краткое изложение мероприятия. Доступ- ность и иллюстративность.
6. Выбор методов, стимулирующих активность, инициативу и само- стоятельность учащихся.
7. Интерес учащихся к внеклассному мероприятию.
8. Выводы и заключение. Педагогическая эффективность, положи- тельные стороны и недочеты при подготовке и проведении меро- приятия. Нарушения дисциплины, чем они вызваны и как устране- ны.
9. Предложения и пожелания. Оценка проведения мероприятия.
В системе школьного физического воспитания внеурочные меро- приятия проводятся в виде бесед, викторин, диспутов, семинаров, на- учных конференций, олимпиад по предмету «Физическая культура», спортивных соревнований различных уровней. Приводим примеры воспитательных дел, проводимых в школах г. Екатеринбурга и Сверд- ловской области. Данные взяты из отчетов по педагогической практи- ке и домашних работ студентов 5-го курса факультета физической культуры УГТУ–УПИ г.Екатеринбурга в период с 1998 по 2003 г.
64
Воспитательные дела
Спортивные мероприятия
Конференции: Актуальные про- блемы спорта; Знатоки олимпиад;
Цена здоровья.
Лекции: Жить развиваясь;
Активный отдых в летние канику- лы; Мемуары о спорте.
Беседы: Первые шаги на пути к большому спорту; Советы доктора
Витаминыча; Вред и польза боль- шого спорта
Дискуссии: Этика спорта – теория и реальность; Не упускай свой шанс; Спорт и бизнес;
Мужские и женские виды спор- та».
Викторины: Экипировка дзюдои- ста; Спортивный меридиан;
Азбука упражнений; Следствие ведут ученики.
Фотовыставки: Лучшие борцы
Свердловской области;
История великих поединков;
Курьезы спорта; Спортивный вер- нисаж.
Клуб интересных встреч: с из- вестными спортсменами; с вете- ранами спорта; со спортивной семьей; Олимпийцы среди нас.
Спортивные вечера: Столкнове- ние интересов; КВС – клуб весе- лых спортсменов;
Танцевальный марафон.
Спортивные праздники: День спорта Прием против лома; День скакалки; Спортивное шоу: Как мы спасали Деда Мороза; Нацио- нальные игры и забавы; Веселые спортивные эстафеты.
Конкурс рисунков: Рисуем спорт;
Олимпийские кольца.
Легкая атлетика: Эстафета Золотая пора; Забеги Рекорды легкой атлети- ки; Личное первенство Круговорот;
Кросс Осенний скороход.
Спортивные игры: Турнир между классами по волейболу и баскетболу
Блок – шкот, Точный бросок; Турнир по футболу среди юношей и девушек
Любовь моя – футбол; Соревнование по футболу Пенальти.
Лыжи: Лыжные гонки Мороз – крас- ный нос; Лыжный пробег Крутые за- носы; Лыжная прогулка Лунная до- рожка.
Коньки: Старты Горячий лед; Эстафе- та Острый конек; Массовое катание
Вечерний лед;
Гимнастика: Турнир: Путешествие в страну пирамид; Конкурс по ритмиче- ской гимнастике Вальс цветов; Сорев- нования по спортивной аэробике Тан- цуй пока молодой.
Плавание: Эстафета Медуза, Первен- ство на лучшего пловца Бегущая вол- на; Соревнование по синхронному плаванию Морской конек.
Туризм: соревнование по ориентиро- ванию Азимут; Туристский слет Линия горизонта; туристическая тусовка У серебряного ручья.
Шашки и шахматы: турнир Золотой ферзь; блиц турнир Конем ходи
Санки: Соревнования на санках Быст- рый спуск.
Внеурочные формы работы по предмету «Физическая культура»
65
Надеемся, что данная информация поможет практикантам в по- иске и выборе интересных воспитательных дел. Обращаем особое внимание на необычные и привлекательные, на наш взгляд, названия внеурочных воспитательных форм работы.
Методика проведения воспитательных дел широко представлена в педагогической литературе. Мы лишь напомним некоторые основ- ные моменты, о которых следует знать при подготовке и проведении отдельных мероприятий.
Беседа.Может начинаться ссообщения фактов, описания явле- ний, событий, демонстрации фрагментов кинофильмов. Условия ус- пешности проведения беседы:
- выбор темы беседы, определение цели проведения;
- подбор необходимой информации, написание плана-конспекта;
- подбор наглядных пособий, формулировка основных и вспомога- тельных вопросов;
- организация и проведение;
- обобщение и выводы по ходу проведения беседы;
- подведение итогов беседы.
При проведении беседы важно правильно формулировать и зада- вать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой и со- ответствовать уровню развития учащихся. Для учителя важно уметь владеть техникой вопросно-ответного общения. Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в беседе, стремились высказывать свое мнение. Пра- вильные ответы и суждения одобряются, ошибочные - комментиру- ются, уточняются.
Лекция.Отличается обилием сообщаемой информации, потому применяется в старших классах. Условиями эффективности лекции являются:
- составление детального плана лекции;
- сообщение учащимся темы, плана лекции;
- логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;
66
- краткие выводы после изложения каждого лекционного пункта плана;
- логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
- эмоциональность изложения, интересные примеры, факты;
- контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельно- стью учащихся;
- оптимальный темп изложения;
- использование наглядности и технических средств;
- подведение итогов лекции в виде контрольных вопросов, тестовых заданий и др.
Дискуссия.Главная функция дискуссии – стимулировать позна- вательный интерес учащихся. Условиями эффективности дискуссии являются:
- предварительная и основательная подготовка к ней учителя и уча- щихся по рассматриваемым вопросам;
- ясность, четкость, краткость высказываемого мнения;
- умение выслушать оппонента и доказательно ему ответить;
- умение контролировать свои эмоции;
- недопустимость высказываний по малознакомым вопросам;
- подведение итогов дискуссии в виде рефлексивных ощущений.
Семинар. Семинарские занятия требуют предварительной подго- товки со стороны учителя и самостоятельной работы по изучению не- обходимого материала со стороны учащихся. Учитель заранее выно- сит на обсуждение ряд вопросов и рекомендует соответствующую ли- тературу для подготовки к семинару. Как правило, на семинарские за- нятия выносятся 4-6 вопросов. В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров: семинар-беседа, семинар- заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, смешанная форма семинара.
Конференция. Подготовка к конференции начинается с опреде- ления темы, подбора вопросов, раскрывающих в совокупности вы- бранную тему. В практике используются тематические, заключитель- ные, обзорные конференции. Главное в конференции – свободное об- суждение проблемных вопросов. Конференция по своей сути близка к
67
семинарам. Требования к докладам и выступлениям значительно вы- ше. Выступления требуют проявления творческих и научных способ- ностей докладчиков. Учитель руководит подготовкой выступлений школьников на конференции. Помогает в отборе материала, примеров и фактов для доклада, в определении структуры выступления, в сборе и оформлении демонстрационного материала.
Спортивный праздник. Проводят, как правило, в начале учебно- го года и в честь окончания учебного года. Во многих школах спор- тивные праздники входят в ряд воспитательных общешкольных меро- приятий, приуроченных к календарным праздникам. Программой спортивного праздника должно быть предусмотрено:
- торжественное открытие, парад участников;
- показательные выступления спортсменов, имеющих высокий уро- вень подготовленности;
- массовые соревнования;
- спортивные развлечения, подвижные игры, аттракционы, выставки, конкурсы, танцы;
- закрытие праздника, награждение победителей.
Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торже- ственной обстановке.
Для подготовки и проведения спортивных праздников обычно создают оргкомитет или штаб.
Основная работа учителя физической культуры связана с орга- низацией и проведением в школе большого количества спортивных соревнований. Считаем, что этот раздел работы следует рассмотреть в отдельном параграфе.
2. Организация спортивных соревнований
в учебном заведении
Большое место в организации внеклассной спортивно-массовой и оздоровительной работы занимают спортивные соревнования.
В системе школьного физкультурного воспитания проводят сорев- нования:
68
- среди учащихся одного класса;
- между параллельными классами;
- между группами классов;
- между всеми классами.
Кроме того, соревнования можно проводить на личное, лично- командное, командное первенство, на первенство школы, спортивных секций и т.д. Соревнования на первенство школы между классами ре- комендуется проводить в форме спартакиады, т. е. по многим видам спорта с комплексным зачетом, посвящая ее и отдельные соревнова- ния различным юбилейным датам: Дню защитников отечества, Меж- дународному дню 8-марта, Дню учителя и т.д.
Подведение итогов спартакиады и отдельных соревнований, а также награждение победителей рекомендуется проводить на школьном празднике или в конце соревнований.
В системе школьного физического воспитания используются сле- дующие способы проведения соревнований: прямой, круговой, с вы- быванием, смешанный. Прямой способ применяется при проведении большинства личных и лично-командных соревнований, в которых ре- зультаты участников оцениваются метрическими единицами (в легкой атлетике, лыжном, конькобежном спорте, плавании и др.) или систе- мой баллов, присуждаемых за качественное или технико-эстетическое исполнение упражнений (в гимнастике, акробатике и др.). Суть спосо- ба в последовательном или одновременном исполнении соревнова- тельных упражнений всеми участниками на одной спортивной арене.
Круговой способ основывается на принципе последовательных встреч каждого участника (команды) со всеми остальными и применя- ется главным образом в спортивных играх и единоборствах.
Способ с выбыванием строится на принципе выбывания участ- ника или команды из соревнования после одного или нескольких по- ражений. Этот способ называют «кубковым» или «олимпийским», что связано с применением его на олимпийских играх и в розыгрышах больших кубков.
Смешанный способ проведения соревнований состоит в последо- вательном сочетании в одном соревновании двух способов – кругового
69
и с выбыванием, при котором первый этап соревнования проводится по одному способу, а второй - по другому.
Успешное проведение соревнований зависит от уровня планирова- ния и подготовительной организационной работы, которые включают:
- составление календарного плана мероприятий,
- разработку положений о соревнованиях,
- составление сметы расходов на каждое соревнование,
- образование оргкомитета по подготовке и проведению крупных со- ревнований,
- подбор судейской коллегии и организацию ее работы,
- организацию обработки заявок на участие в соревнованиях,
- составление расписания соревнований,
- составление ритуала награждения победителей, открытия и закры- тия соревнований,
- обеспечение медицинского обслуживания соревнований,
- проверку подготовленности мест соревнований и инвентаря,
- определение мероприятий по обслуживанию участников соревнова- ний и зрителей,
- обеспечение четкой и своевременной информации о ходе соревно- ваний, об окончательных итогах соревнований.
Поскольку вопросы организации и проведения соревнований хоро- шо освещены в специальной педагогической литературе, мы оставляем за собой право лишь напомнить студентам-практикантам формы за- полнения основных документов, необходимых для проведения сорев- нований школьного уровня. Данные документы прилагаются к отчету по школьно-педагогической практике.
Положение о соревновании. Учитель физической культуры заранее
(не менее чем за один месяц) с физкультурным активом школы разра- батывает положение о соревновании. После утверждения положения директором учебного заведения оно доводится до сведения классных руководителей или физоргов классов.
В положении необходимо предусмотреть основные моменты орга- низации и проведения соревнований с учетом особенностей участни- ков и условий школы.
70
Наиболее типичными разделами являются:
1. Цель и задачи соревнований.
2. Место и сроки проведения.
3. Руководство соревнованиями. Судейство.
4. Участие команды и требования к участникам.
5. Правила проведения соревнований, способ розыгрыша, оценка ре- зультатов, выявление победителей.
6. Порядок награждения команд-победительниц и отдельных игроков.
7. Дисциплинарные проступки, порядок подачи протеста.
8. Порядок и сроки подачи заявки на участие в соревнованиях.
Заявка на участие в спортивных соревнованиях. Заявка на уча- стие в спортивном соревновании принимается в установленные сроки.
Против каждой фамилии участника ставится подпись врача о допуске и печать, ее заверяющая.
Заявка на участие в спортивных соревнованиях на первенство по ____________________________________________________________
(наименование соревнований) от ____________________________________________________________
(наименование спортивного коллектива)
№ п/п
Фамилия, инициалы
Пол
Год рождения
Разряд
Виза врача
Капитан команды:
Врач:
Примечание. Форма заявки по видам спорта, в которых при проведе- нии соревнований нет различных программ (например, спортивные игры, виды единоборств и др.).
71
Заявка на участие в спортивных соревнованиях на первенство по ____________________________________________________________
(наименование соревнований) от ____________________________________________________________
(наименование спортивного коллектива)
Виды программы
№
п
/п
Фамилия
,
Пол
Год рожден ия
Разряд
Бег
100 м
Бег
200 м
Бег
400 м
Метание диска
Толкание ядра
И
т
.д
Виза врача
Капитан команды:
Врач:
Примечание. Форма заявки по видам спорта, в которых при проведе- нии соревнований имеются различные виды программы (например, легкая атлетика).
Немаловажную роль при проведении школьных соревнований играет своевременное подведение итогов соревнований, которые запи- сываются в таблицу результатов. Приведем пример заполнения табли- цы результатов соревнований по спортивным играм при круговой сис- теме розыгрыша как наиболее часто применяемой в практике школы.
72
Таблица результатов соревнований на первенство школы по волейболу
Номер команды
Номер коман- ды
1 2
3 4
5
Очки Место
1 1:2 0
3:0 2
2:1 2
0:3 0
4 III
2 2:1 2
3:0 2
3:0 2
1:2 0
6 II
3 0:3 0
0:3 0
1:2 0
2:1 2
2 Y
4 1:2 0
0:3 0
2:1 2
3:0 2
4 IY
5 3:0 2
2:1 2
1:2 0
0:3 2
6 I
Примечание.
1. Номер команде присваивается на судейской коллегии при жеребь- евке.
2. В данном примере игра ведется до 3 партий, количество партий в одной игре зависит от ранга соревнований.
3. За выигрыш присваивается 2 очка, за проигрыш 0 очков.
4. В случае равенства очков у двух команд места определяются по ре- зультатам встреч между ними.
5. Результаты встреч в других спортивных играх записываются с уче- том набранных очков или голов. За одинаковое количество очков, голов назначается дополнительная игра или командам присваивает- ся «ничья». В таком случае команды набирают 1 очко.
Глава 4. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
73
1 2 3 4 5 6