Файл: Педагогическая практика по физической культуре в школе Учебнометодическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Распределение школьников на медицинские группы
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности детей школьного воз- раста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
Основная медицинская группа формируется из учащихсябез откло- нений в состоянии здоровья и с хорошей физической подготовленно- стью. В качестве основного учебного материала в данной группе ис- пользуют обязательные виды занятий (в соответствии с учебной про- граммой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуют занятия в спортивных секциях.
Подготовительная медицинская группаформируется из учащихся, имеющихнезначительные отклонения в состоянии здоровья и физиче- ском развитии, а также недостаточную физическую подготовленность.
Материал учебной программы в данной группе проходят с облегчени- ем сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений и используют те же виды занятий и контрольные испы- тания, что и в основной группе.
Специальная медицинская группа формируется из учащиехся, имею- щих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются проти- вопоказаниями к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как вре- менный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболе- вания и других отклонений в состоянии здоровья). Перевод из специ- альной в подготовительную, а затем в основную должен производить- ся совместно с врачом и учителем при условии положительных ре- зультатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.
Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий фи- зической культурой после перенесенных заболеваний и травм опреде-
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности детей школьного воз- раста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
Основная медицинская группа формируется из учащихсябез откло- нений в состоянии здоровья и с хорошей физической подготовленно- стью. В качестве основного учебного материала в данной группе ис- пользуют обязательные виды занятий (в соответствии с учебной про- граммой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуют занятия в спортивных секциях.
Подготовительная медицинская группаформируется из учащихся, имеющихнезначительные отклонения в состоянии здоровья и физиче- ском развитии, а также недостаточную физическую подготовленность.
Материал учебной программы в данной группе проходят с облегчени- ем сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений и используют те же виды занятий и контрольные испы- тания, что и в основной группе.
Специальная медицинская группа формируется из учащиехся, имею- щих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются проти- вопоказаниями к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как вре- менный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболе- вания и других отклонений в состоянии здоровья). Перевод из специ- альной в подготовительную, а затем в основную должен производить- ся совместно с врачом и учителем при условии положительных ре- зультатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.
Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий фи- зической культурой после перенесенных заболеваний и травм опреде-
74
ляются врачом индивидуально для каждого учащегося с учетом кли- нических данных, пола и возраста.
2. Организация занятий с учащимися,
отнесенными к специальной медицинской группе
Основными задачами физического воспитания учащихся, от- несенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
• укрепление здоровья, содействие правильному физическому раз- витию и закаливанию организма;
• повышение функционального уровня органов и систем, ослаб- ленных болезнью;
• повышение физической и умственной работоспособности;
• повышение иммунологической реактивности и сопротивляемо- сти организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируе- мой простудными заболеваниями и наличием очагов хрониче- ской инфекции;
• формирование правильной осанки, а при необходимости ее кор- рекция;
• обучение рациональному дыханию; освоение основных двига- тельных умений и навыков;
• воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся.
Для решения этих задач организуются занятия лечебной физиче- ской культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом. В зави- симости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специаль- ной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятия со здоровыми
75
детьми. Комплектование специальных медицинских групп перед но- вым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, пока- зателей физической подготовленности, функционального состояния по данным медицинского обследования. Наполняемость групп – 10-15 че- ловек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы, зави- зированные врачом школы, с печатью детской поликлиники передают- ся директорам школ. Последние должны оформить приказом по школе о создании специальной медицинской группы. Учителя физической культуры совместно с медицинским работником оформляют индиви- дуальные медицинские карты на учащихся. В карте отражаются ре- зультаты медосмотров, диагноз, рекомендации врача и учителя физи- ческой культуры.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разде- лить на подгруппы А и Б, с целью дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов. В А входят школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера. В Б – школь- ники, имеющие тяжелые необратимые изменения органов и систем
(органические поражения сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, печени и др.)
3. Особенности методики занятий со школьниками,
имеющими отклонения в состоянии здоровья
Основной формой физического воспитания учащихся с отклоне- ниями в состоянии здоровья является урок, который строится по стан- дартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части.
Однако от обычных уроков физической культуры он имеет принципи- альные отличия.
А.Н. Крестовников показал, что чем уровень физического разви- тия выше, тем быстрее в его организме совершенствуются приспосо- бительные перестройки для обеспечения возрастающей двигательной деятельности. Из этих утверждений следует, что перестройки совер- шаются медленнее в организме учащихся специальной медицинской
76
группы, так как их физическая подготовленность ниже, чем у школь- ников основной медицинской группы. Учитывая это обстоятельство, учителю физической культуры необходимо помнить, что подготови- тельная часть урока должна быть более продолжительной, чем на за- нятиях с учащимися основной медицинской группы..
В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразви- вающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с ды- хательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать интенсивные нагрузки и большое количество новых уп- ражнений.
При подборе упражнений основной части урока (20—22 мин) предусматривается решение ряда задач: овладение простейшими дви- гательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимаю- щихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы под- вижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки.
Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями.
В заключительной части урока (3—5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.
Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем реко- мендуется выполнять при ЧСС 120—130 уд./мин с постепенным уве- личением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140—150 уд./мин. Двигательные режимы при
ЧСС 130—150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспира-
77
торной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тре- нирующий эффект.
К уроку физической культуры, проводимому со школьниками специальной медицинской группы, предъявляются следующие требо- вания:
1. Обучение рациональному дыханию.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к специальной меди- цинской группе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходи- мо в первую очередь их обучить правильному дыханию. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучать правильному дыханию необходимо в статиче- ских положениях и во время движения. При выполнении упражнений, способствующих расширению грудной клетки, делать вдох. Из анато- мически выгодных положений, способствующих сдавливанию диа- фрагмы (сжатию грудной клетки), всегда делать выдох. Следить за тем, чтобы вдох был полнее. При незначительной мышечной нагрузке вдох следует делать через нос, а выдох – через рот. Вдох через рот де- лается только в тех случаях, когда требуется быстро пропустить в лег- кие большое количество воздуха, а также при интенсивных физиче- ских нагрузках.
Начинать обучение рациональному дыханию необходимо с пер- вых уроков, используя самые простые упражнения и задания: вдох че- рез нос и выдох через рот, вдох и выдох через нос, дыхание при вы- полнении различных упражнений и др. Обращать внимание учащихся на то, что чем активнее выдох, тем глубже вдох. Дыхательные упраж- нения можно использовать как средство, снижающее нагрузку.
Обучение рациональному дыханию способствует: быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы, улучшению окислительно-восстановительных процессов в организме, общему оз- доровлению организма.
2. Формирование правильной осанки и ее коррекция.
Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствует более экономичному расходованию энергии при выполнении физиче-
78
ских упражнений. Формирование осанки – длительный, процесс кото- рый должен осуществляться на протяжении всего периода роста дет- ского организма. Поэтому, помимо систематического выполнения пре- дусмотренных программой специальных упражнений для осанки, учи- тель должен в течение урока обращать внимание учащихся на опти- мальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки.
3. Индивидуальный подход к занимающимся.
Это одно из основных требований к занятиям в специальной ме- дицинской группе. В данной группе могут находиться дети с различ- ными отклонениями в состоянии здоровья и различной адаптацией к физическим нагрузкам. Поэтому на уроке должны быть повышены требования к учету индивидуальных особенностей и дифференцирова- нию нагрузки. Для дифференцирования нагрузки можно применять следующие методические приемы: различное количество повторений упражнений, различные их продолжительность и интенсивность и др.
4. Эмоциональность проведения урока.
Уроки в специальных медицинских группах должны быть уро- ками бодрости, радости, эстетического наслаждения – на уроках физ- культуры дети должны забыть о своих недугах.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оце- ниваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умений осу- ществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполне- нию доступных им двигательных действий.
Кроме уроков используются и другие формы физического воспи- тания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя ги- гиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные ми- нутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.
79
Библиографический список
1. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993. –
128 с.
2. Залетаев И.П, Муравьев В.А. Анализ проведения урока физкульту- ры: М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 92 с.
3. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений /Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.
Под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия»,
2002. 144с.
4. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках фи- зической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 96 с.
5. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2000. 496 с.
6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 480 с.
7. Массовая физическая культура в вузе:
Учеб. посо- бие/И.Г.Бердников, А.В.Маглеваный, В.Н.Максимова и др. Под ред.
В.А.Маслякова, В.С.Мятяжова. М.: Высшая школа, 1991. 240 с.
8. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. М.: Просвешение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
80
Приложение 1
(образец титульного листа)
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
ГОУ- ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ»
Факультет физической культуры
ОТЧЕТ о педагогической практике студента 3 курса (ФИО) группы (№ гр)
Время проведения педагогической практики с _______________по_________________
Екатеринбург
2004
81
(образец оборотного листа)
Руководители практики: ФИО, кафедра, должность
Место проведения практики:
Школа
Адрес
Район
Директор школы
Телефон
Учитель физкультуры
Классный руководитель
82
Приложение 2
Перечень отчетных документов по педагогической практике:
Документ № 1. Тематический план педагогической практики.
В тематическом плане практиканта должны учитываться такие разде- лы, как организаторская работа, учебная работа, внеклассная, агитаци- онная, хозяйственная. План разрабатывается в первые дни прохожде- ния практики и согласуется с учителем физической культуры.
Образец
Недели прак- тики
№ п/п
Содержание работы
I II III IV
1
Вводная конференция по практике +
2
Беседы с руководителями школ +
3
Прикрепление к классу +
4
Ознакомление с классами и документацией планирования учителями физической культуры и классного руководителя
+
5
Просмотр уроков, проводимых учителями в разных классах
+
6
Составление конспектов уроков
+
+
+
7
Подготовка документации учебного планиро- вания
+
8
Участие в проведении уроков в качестве по- мощника учителя
+
9
Оформление дневника практиканта +
+
+
+
10 Подготовка индивидуального плана работы +
11 Утверждение учителем или методистом планов учебной работы
+ +
12 Проведение уроков в прикрепленных классов
+
+
+
13 Разбор уроков учителем и методистом
+
+
+
14 Проведение открытого (контрольного) урока
+
15 Проведение бесед в прикрепленном классе
+
+
83 16 Выполнение хронометража плотности урока
+
+
17 Составление графика динамики пульса
+
+
18 Анализ урока практикантами
+
+
19 Оформление анализа урока
+
20 Проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий
По плану школы
21 Выполнение заданий кафедры ТФК
+
+
22 Оформление уголка практиканта +
23 Подготовка отчетной документации и сдача отчета
+
24 Помощь школе в оформлении наглядной агита- ции и другие виды работы
+ + +
Документ № 2. Конспекты уроков.
Прилагается 3 конспекта уроков с оценками за конспект и проведение урока, заверенных подписью учителя физической культуры.
Документ № 3. Протокол хронометрирования урока.
Прилагается протокол хронометрирования с обязательным анализом общей и моторной плотности по частям урока.
Документ № 4. График регистрации и анализ пульсовых
данных на уроке.
Прилагается протокол пульсовых данных, графическое изображение изменений ЧСС (физиологическая кривая) с приложением краткого анализа. При анализе пульсовой кривой учитываются задачи урока, характер нагрузки и отдыха, последовательность выполнения заданий и подготовленность к уроку.
84
Документ № 5. Развернутый педагогический анализ урока
(на выезде).
Прилагается развернутый педагогический анализ урока. Выставляется итоговая оценка в соответствии с предложенной оценочной картой.
Примерный план письменного анализа урока, а также оценочная карта анализа и эффективности урока
№ п/п
Что оценивается
Оценка Средняя оценка
1 2 3 4
1
1.1 1.2 1.3 1.4
Подготовка к уроку
План-конспект, его анализ
Подготовка места занятия (оборудования, инвентаря)
Подготовка учителя
Подготовка учащихся
4 3
5 4
4.0
2
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6
Проведение подготовительной части урока
Правильность постановки задач перед учащимися
Рациональность размещения и передвижений учащихся
Содержание общей и целенаправленность специальной разминки
Рациональность затрат урочного времени
Целесообразность использования словесных и наглядных методов
Целесообразность использования практических методов
4 5
3 4
4 5
4,0
3
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7
Проведение основной части урока
Оправданность и степень реализации намеченных задач урока
Рациональность применения способов организации уча- щихся
Методика обучения (в том числе применение специаль- ных и подводящих упражнений)
Выявление и исправление ошибок
Методика воспитания физических качеств
Способы регулирования нагрузки
Общая и моторная плотность
4 3
3 2
4 3
4 3.29
4
4.1 4.2 4.3 4.4
Проведение заключительной части урока
Восстановительная направленность, содержание и целе- направленность использования упражнений
Подведение итогов урока
Домашнее задание (содержание, рекомендации по само- подготовке, срок выполнения и проверки)
Продолжительность и своевременность окончания урока
4 5
5 4
4,5