Файл: 1. Общественнокультурное движение 18001830х годов. Феномен русского Ренессанса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.

2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.

3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.

5. Мир баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.

6. Творчество В.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.

7. Путь В.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».

8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.

9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).

10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.

11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).

12. Поэзия Е.А. Баратынского.

13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.

14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

15. Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».

16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта.

17. Лирика А.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).

18. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.

19. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.

20 - 21. Проблема героя и жанра в южных поэмах А.С. Пушкина. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции А.С. Пушкина.

22. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки (1824-1826). Путь к «поэзии действительности».

23-24. Вопросы историзма в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов». Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».

25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.

26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов.

27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).

28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».

30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.

31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.

32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как прозаический цикл.

33. «Медный всадник» А.С. Пушкина: проблематика и поэтика.

34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.

36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.

37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

38. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Природа пушкинского диалогизма.

39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.

40. Русский исторический роман 1830-х годов.

41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы



«19 октября» — ярчайшее проявление поэзии действительности. Оно насыщено литературными реминисценциями, в частности, в нем слышны мелодии и образы элегии «Цвет завета» Жуковского. Но начиная с первых стихов «Роняет лес багряный свой убор, // Сребрит мороз увянувшее поле...», Пушкин настойчиво тему лицейского братства, воспоминания детства и юности сопрягает со своей нынешней жизнью, а биографии своих друзей включает в большой контекст современной истории. Рефреном проходящие слова: «печален я», «я пью один», размышления о бегущих днях, об утратах, горькие признания. «Друзья мои, прекрасен наш союз!..», «Служенье муз не терпит суеты; // Прекрасное должно быть величаво...», «Поговорим о бурных днях Кавказа // О Шиллере, о славе, о любви» — эти поэтические афоризмы, сгустки духовного и творческого опыта, расширяют пространство рефлексии. Судьба лицейского братства не частный случай пушкинской биографии, это духовная биография поколения. Странники, изгнанники, поэты, государственные мужи — все они оказались на пиру жизни и творческого воображения.

23-24. Вопросы историзма в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов». Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».


7 ноября 1825 г., находясь в Михайловском, в Северной ссылке, Пушкин закончил работу над трагедией «Борис Годунов».

За два месяца до декабристского восстания он в русской истории периода смуты прозревал «грядущее прошлое», формировал свою историософскую концепцию и принципы художественного историзма

Пушкина не устраивает дух классицистической трагедии, узки ее правила. Даже лучшие образцы этого направления, связанные с именами французских трагиков Корнеля и Расина, он считает «жеманными и придворными». Пресловутые «три единства» тесны для его фантазии.

Не удовлетворяют его и поиски в области драмы современных романтиков, в частности, Байрона, субъективный дух которого мешает развитию исторического действия и сужает представление о характерах, рисуя только самого себя, «свой портрет»

«Борис Годунов» — сплошное новаторство. И структура действия (отказ от традиционных единств), и композиция (вместо пяти актов — небольшие сцены), и увеличение количества персонажей (вместо десятка — около 60, «народ действующих лиц»), нарушение «единства слога» (индивидуализация речи, введение просторечий, смесь языков), «единства жанра», (Талия и Мельпомена идут в обнимку», «трагедия не для прекрасного пола»), «единства стиха» (вместо классического александрийского (шестистопного ямба) — белый пятистопный ямб, с активным вкраплением прозаических фрагментов) — все это свидетельство рождения новой драматургии, нового театра, новой русской трагедии.


Мрачное семилетие смутного времени от восшествия на престол царя Бориса Годунова и воцарения Самозванца — в центре внимания и изображения Пушкина. Действие свободно переносится из Кремлевских палат на Красную площадь, на Девичье поле, из Кельи Чудова монастыря в палаты Патриарха, из России на Литовскую границу и далее в Польшу, из замкнутого пространства дворца в лес. Кажется, что пространство безбрежно, бесконечно, открыто всем ветрам истории. Но вместе с тем оно заключено в своеобразное кольцо исторической обусловленности и предопределенности.

Пространство пушкинской трагедии — площадное, ибо ее центральные события, связанные с избранием на трон, происходят в атмосфере многолюдия, шума толпы: «Народ идет, рассыпавшись, назад...».

Столь же значим хронометраж трагедии. Сцены с точной датировкой — вехи истории Смутного времени: его начало, связанное с восшествием на престол Бориса Годунова, его кульминация — рождение авантюры Самозванца, его финал — интервенция и смена власти. Происходит смещение акцента с изображения самого события на выявление его причин и следствий. Не столько хроника истории, сколько ее драматургия. Поэтика «двойного времени», которая ещё во многом инстинктивно воплощена в исторических хрониках Шекспира, обрела у Пушкина вполне сознательный и даже программный характер. Ход истории, ее реальное время не нарушены, но подчинены высшему смыслу искусства — правдоподобию страстей и характеров.

Сам Пушкин вполне осознавал новаторскую сущность своего творения. «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы» (7, 622) — замечал он, когда пытался увидеть в печати свою пьесу. Действительно, пушкинская трагедия — смелый прорыв и к режиссерскому театру174, ибо в ней существенно важна организация самого сценического пространства, внутренняя взаимосвязь сцен, а не только «сшибка характеров», актерское их воплощение. Можно без преувеличения говорить о кинематографичности пушкинского произведения

Власть в эпоху смуты — таков историософский и драматургический стержень пушкинской трагедии, где «первая персона Борис Годунов». Несмотря на то что этот герой присутствует лишь в шести сценах из 23, он поистине репрезентант «политической точки» зрения автора трагедии. История его вхождения на престол, почти шестилетнего правления

, столкновения с Самозванцем, мук совести, безвременной смерти, уроков власти, преподанных сыну, свержения превращают каждую из шести сцен в некий концентрат философии и психологии власти. Борис Годунов — фигура трагическая: именно в его судьбе, гибкого политика (способного быть то лисой, то львом), заботливого отца, сомневающегося человека, вызревает трагедийный конфликт человека и власти, нравственности и беспринципности.

Композиция трагедии — чередование сцен с участием Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца. Последний присутствует в девяти сценах, количественно превосходя действенность главного героя. И в этом проявилась пушкинская драматургическая стратегия: Самозванец воссоздает путь к власти, который редуцирован в истории Годунова, и в то же время выявляет его трагический финал.

В хронотопе трагедии Борис Годунов и Дмитрий Самозванец взаимодополняют друг друга как две стороны одной медали. Общая нестабильность ситуации, философия власти в эпоху смуты рождают феномен самозванства как историческую реалию. Борис Годунов уже разочаровавшийся самозванец («Но счастья нет в моей душе»), Гришка Отрепьев — обольщенный самозванец («пью жадно воздух новый...»), но каждый из них — исторический банкрот.

Облик Годунова-человека неотделим от его исторической и политической реальности. Все его благие намерения разбиваются о мнение народное, афористически и точно выраженное юродивым Николкой: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — богородица не велит» (5, 300). Нравственный смысл власти для Пушкина оказывается не менее важен, чем политический.

Борис Годунов и Гришка Отрепьев — самозванцы не только по сути (неправедный путь к власти), но и по своей нравственной позиции (безнравственность средств на этом пути). Их непрекращающийся диалог, лишенный всяких прямых контактных связей, — попытка доказать свою правоту, свое право на власть. Но этот диалог монологичен: в нем определяющее начало — самооправдание, самоутверждение.

И неизменно «мысль народная», «судьба народная», «народ действующих лиц» в конкретном наполнении этого выражения формировали исторический дух и драматургический облик «Бориса Годунова», образ народа. В отличие от всех своих предшественников, в том числе и Шекспира, в хрониках которого нет суверенности этого коллективного образа, у Пушкина не только в трех сценах (сцены 2, 3 «Красная площадь», «Девичье поле». «Новодевичий монастырь», сцена 17 «Площадь перед собором в Москве») этот образ номинирован как центральный и определяющий все действие, выделен заглавными буквами: НАРОД, но и буквально растворен во всем тексте трагедии как образ коллективного сознания


Пушкин не идеализирует народ, не обольщается тем, что мнения народа «правят миром», но, «прилежно и бесстрастно» исследуя феномен народного сознания в эпоху смуты, он в отличие от своих предшественников, от своего великого учителя, памяти которого посвятил трагедию, автора «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, показал парадоксы народных оценок и выявил их причину. Как справедливо замечает Л.М. Лотман, Пушкин через судьбу Годунова выражает трагедийность взаимоотношений носителя высшей власти и народа, взаимоотношений, чреватых конфликтами и потрясениями».

25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.


«Граф Нулин» именно стихотворная повесть. В ней существенно важен сам принцип объективного повествования, рассказывания о малозначительном, но заслуживающем внимания событии. Слова героев лишены монологичности; они ситуативны и наделены всеми атрибутами живой речи: непосредственны, коммуникативны, характерологичны. Нередко речи героев пересказываются автором в форме несобственно прямой речи, сохраняя эмоциональный образный строй высказывания.

Пушкин в «Графе Нулине» не чужд и принципу лирикоиронического авторского повествования. Его лирическая рефлексия о жизни «в глуши печальной», о волнующем сердце «колокольчике дальном», об ожидании товарища «юности удалой» напоминает рассказ-воспоминание о встречах с Пушкиным и Дельвигом в Михайловском.

Но, как это всегда бывает у Пушкина, текст его произведений многослоен, полисемантичен. Казалось бы, «Граф Нулин» достаточно прозрачен: в нем всё как на ладони. Бытовая история и «соблазнительное происшествие», создание римской республики из-за убийства Лукреции и неудача нового Тарквиния из-за пощечины Натальи Павловны, но за всеми этими причудливыми и парадоксальными «странными сближениями» открывались горизонты нового понимания и изображения истории как реального жизненного пространства, истории «без романтических затей».

Накануне восстания и, видимо, накануне написания повести, как известно, Пушкин собрался поехать в Петербург. Но только случайность (заяц, перебежавший дорогу и, согласно приметам, предвещавший несчастье) спасла его от этого необдуманного шага и от непредсказуемых последствий в его дальнейшей судьбе. Пушкин остался в Михайловском, в два утра, 13 и 14 декабря была написана маленькая по объему, но столь значимая в пушкинском творчестве стихотворная повесть «Граф Нулин», и в день ее завершения в Петербурге произошло восстание декабристов. «Бывают странные сближения» — констатировал Пушкин. Что он имел в виду, «нам не дано предугадать», но к своей загадочной и такой пленительной повести он пришел естественно и логично: через раздумья об истории и ее последствиях, через мысли о Шекспире, через освоение принципов изображения поэзии действительности, через сближение поэзии и прозы.