Файл: 1. Общественнокультурное движение 18001830х годов. Феномен русского Ренессанса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общественно-культурное движение 1800–1830-х годов. Феномен русского Ренессанса.
2. Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.
3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.
4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Жизнь и творчество поэта до 1814 года.
5. Мир баллад В.А. Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.
6. Творчество В.А. Жуковского 1815–1824 годов. Своеобразие его эстетических манифестов.
7. Путь В.А. Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».
8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.
10. Творческий путь К.Ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.
11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).
13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.
14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
15. Драматургическое новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
16. Личность А.С. Пушкина. Лицейская лирика поэта.
17. Лирика А.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).
18. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.
19. Своеобразие романтизма А.С. Пушкина в лирике Южной ссылки.
25. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве А.С. Пушкина.
26. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина 1820-х годов.
27. Пушкинская лирика периода скитаний (1826–1830).
28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
30. Лирика А.С. Пушкина периода Болдинской осени 1830 года.
31. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина как художественное единство.
32. «Повести Белкина» А.С. Пушкина как прозаический цикл.
33. «Медный всадник» А.С. Пушкина: проблематика и поэтика.
34. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» А.С. Пушкина.
35. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» А.С. Пушкина.
36. Лирика А.С. Пушкина 1830-х годов.
37. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
39. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.
40. Русский исторический роман 1830-х годов.
41. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы
Лирика периода скитаний придала поэзии действительности новый философский масштаб. Это была не столько философская лирика со своим особым языком, понятийным аппаратом, сколько лирика, вобравшая философию жизни и искусства и переложившая ее на язык простых человеческих чувств
28. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Пушкинские герои – молодые интеллигенты эпохи Отечественной войны. В начале пути героям по 18 лет. Историческая эпоха у Пушкина – ещё и время русской культуры, формирование национального культурного сознания. Очень важно и пространство. Время пространственно само по себе. Пушкин описывает русские дороги. Герои Пушкина – герои пути. Пушкин впервые вводит в роман пространственную категорию пути. Путешествие героев – возвышение и воскрешение их души. Пушкин расширяет российское пространство, создаёт духовный мир. Пушкину важна не география, а психология русской души.
Роман заканчивается путешествием Евгения Онегина. Герои Пушкина уходят в жизнь. Вариативность судьбы для Пушкина важнее, чем её законченность. Композиционная рама романа связана с путешествием.
У Пушкина важна семантика гидронимов. Пушкин видит в них движение внутреннего мира героев. Фамилии центральных героев – выражение гидронимов рек, фиксирующих национальную ментальность. В основе гидронимического обозначения лежит героическая семантика. Пушкин подчёркивает статус героев как выразителей общественного сознания. Их антиподом является Зарецкий, «человек за горой», живущий в «философской пустоши». Онегин и Ленский – герои-реки со своими страстями. В романе Пушкина около 100 гидронимов. Для любимых пушкинских героев водные потоки не замерзают. Водная стихия принципиально важна для раскрытия внутренней динамики героев.
В «Евгении Онегине» очень важна семантика дыхания. Пушкин принципиально пропускает строфы. Для него принципиально важно воссоздание дыхания текста. Пушкин называет главы своего романа «пёстрыми». Пестрота – разнообразие, краски фламандской школы живописи. Пёстрые главы – «ума холодного наблюдения и сердца горестного заметы». Роман удивительно музыкален. Своеобразным выражением поэтического воздуха становится онегинская строфа. С количественной точки зрения это сонет с удивительным сочетанием рифм: abab|ccdd|effe|gg. Структура онегинской строфы напоминает архитектурную гармонию. Роман самодвижущейся действительности оказался глубоко продуманным.
В романе около 70 действующих лиц. Это стихия всеобщего самосознания
, процесс рождения русской нации. В центре «Евгения Онегина» 3 героя: Онегин, Татьяна, Ленский. Традиционно допушкинская литература ориентировалась на одного героя (романтизм) либо на влюблённую пару (сентиментализм). У пушкинских героев своя точка зрения, они представляют разные пути развития русской действительности. К героям присоединяется автор. Он дистанцируется от героев. Герои Пушкина близки по духу, их объединяет молодость. Пушкин ставит проблему молодости и ответственности за неё, так как в молодости человек создаёт сам себя. Онегин старше всех героев. Его судьба воспринимается всеми героями как образец. В нём концентрируется опыт жизни. Пушкин находит множество определений молодости. Пушкинские герои – страстные философы. Пушкин рассказывает о героях самостоятельно. Герои воспринимаются окружающими как нечто непонятное. Все три героя – нонконформисты, они не хотят жить по усреднённому принципу. Открытием Пушкина было вхождение женщин в мир героев.
Письмо Татьяны говорит и о любовных притязаниях, и о проблеме интеллектуального голода. Расширяется душа героев. Герои томимы духовной жаждой. Это творческие люди. Пушкин вводит книгу в текст романа. Книга интеллектуальна и одухотворённа. Для Евгения Онегина важен энциклопедизм. Онегин читает и душой, и сердцем. В центре романа – посещение библиотеки, кабинета Евгения Онегина. Татьяна, воспитанная на сентиментальной литературе, читает и живёт сердцем. Впоследствии Татьяна читает всё. Особое место в романе занимает Ленский – тип романтического сознания. Это поэт несбывшихся надежд, его судьба туманна. Для Пушкина проблема героя заключается в его духовном совершенствовании. Пушкинские герои даны в эволюции. Очень важен процесс «осердечивания» человека.
Пушкин вводит в роман любовь – русскую и страстную. Онегин ошибся в выборе – он не разглядел в Татьяне то, что увидел, впоследствии, когда было поздно. Для Пушкина важен зеркальный принцип. В текст письма Онегина переходят целые формулы из письма Татьяны. Эти письма не написаны онегинской строфой. Письмо – то, что невозможно написать рационально точно. Евгений Онегин прошёл огромный путь духовного совершенствования. В его образе потрясает сложность духовного бытия.
«Евгений Онегин» – роман в стихах. Пушкинский роман – лирическая структура. Лиризм – необходимая и важная особенность стиля. В пушкинском романе дана циркуляция лиризма. Синтез сюжетно-эпического и авторско-лирического начала определяет роман. Герой многолик и многозначен – существует около 100 определений.
В герое-авторе Пушкин выразил себя. Автор многолик, он постоянно меняется. В первых главах автор самостоятелен, автор – герой. Дальше автор выступает как режиссёр. В последних главах Пушкин выступает как эпический автор. Автор в романе – художественное сознание, определяющее текст.
29. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».
Хронотоп. Пушкинский романный хронотоп поистине энциклопедичен. Комментаторы романа вычислили с точностью и даты рождения героев романа (1795 г. для Онегина; 1803 для Ленского и Татьяны), и хронологию основных событий в промежутке: зима 1819 г. — весна 1825 г. Ленский убит утром 14 января 1821 г., через день после «Татьянина дня», Онегин уезжает из деревни весной 1821 г., путешествует с 3 июня 1821 г. и попадает в Одессу к 1824 г. В романе с необходимой точностью указана смена времен года; с поэтической силой воссозданы особенности осени («Уж небо осенью дышало...»), лета («Но наше северное лето, // Карикатура южных зим...), зимы («Зима!...Крестьянин, торжествуя, // На дровнях обновляет путь...»), весны («Весна, весна! пора любви!..»). Но не менее, чем природное, важно время историческое. Пушкин не злоупотребляет историческими реалиями. Может быть, только не дошедшая до нас в полном объеме романа десятая глава заполняла эти лакуны. Поэту важен сам дух времени, воплощенный прежде всего в истории жизни и духов- ных исканий его героев. Время историческое для него это — «акт сознания для русского общества». «...В нашем романе время рас- числено по календарю...» (5, 194), — замечал в «Примечаниях» к роману Пушкин. И как бы ни относиться к этим словам поэта, по сути они верны: в «Евгении Онегине» важен не природный календарь, а календарь исторической эпохи. Любопытной особенностью пушкинского хронотопа в «Ев- гении Онегине» является гидротопика. Реки, озера, ручейки, море, океан как реальные, так и мифические
Пушкинское «я», включая многообразие зон контакта с окружающим социумом, обретает миро- моделирующий характер. Именно поэтому представляется ошибочным само понятие «лирические отступления», столь активно вошедшее в практику школьного преподавателя и используемое при анализе других произведений, в том числе поэмы «Мертвые души» Гоголя. В конце пятой главы романа (строфа XL) Пушкин писал: «С изменой юности моей // Пора мне сделаться умней, // В делах и в слоге поправляться, // И эту пятую тетрадь // От отступлений очищать». И это ироническое заявление, связанное с воспоминанием «о ножках мне знакомых дам», вовсе не закрепляет слово «отступления» как повествовательный принцип, а лишь указывает на некоторые «архитектурные излишества». Авторское слово всепроникающее. С ним связана лирическая философия романа. Поэтому можно говорить о циркуляции лиризма в «Евгении Онегине». Все авторские ипостаси (от автора-персонажа до автора-творца) формируют полисемантическое пространство романа. Не