Файл: Психологическое консультирование людей, переживающих личностный кризис.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Самокритика и самобичевание за ошибки и неудачи в прошлом и настоящем. Человек может считать, что он никогда не сможет достичь успеха или быть счастливым.

- Самоизоляция и отчуждение от близких людей. Человек может чувствовать, что никто не понимает его и что он не заслуживает любви и поддержки.

- Употребление алкоголя или наркотиков для уменьшения чувств тревоги или угнетения. Это может привести к зависимости и ухудшению психического здоровья. – где ссылки?

Аффективно-агрессивная стратегия преодолевающего поведения — это стратегия, которую используют люди, чтобы справляться с трудностями и вызовами в жизни через проявление агрессии и насилия. Эта стратегия может включать в себя следующие действия:

- Физическое насилие над другими людьми, животными или окружающей средой. Человек может использовать физическую силу и насилие, чтобы контролировать ситуацию и получить то, что он хочет.

- Вербальная агрессия, такая как оскорбления, угрозы и высказывания, направленные на унижение или угрозу другим людям.

- Использование наркотиков или алкоголя, чтобы уменьшить чувство тревоги и угнетения, которые могут привести к проявлению агрессии.

Эти стратегии могут казаться полезными на короткой дистанции, но на самом деле они могут привести к серьезным проблемам в будущем, таким как уголовное преследование, испорченные отношения с близкими людьми и окружением, а также усиление состояния депрессии и подавленности. Лучше всего обратиться за помощью к специалисту, который поможет разработать конструктивные стратегии преодолевающего поведения, которые описаны выше.

Интересно будет проиллюстрировать способы выхода из кризисных ситуаций примером из литературы. Вспомним знаменитый роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и Наказание». Главный герой романа Родион Раскольников испытывает личностный кризис. Его бедность и образ жизни противоречат его представлениям о самом себе. Рожденный в аристократической семье и получивший хорошее образование, Родион не может осознать себя «обычным человеком, низшим». В попытках выбраться из нищеты и доказать себе, что он не «тварь дрожащая», главный герой совершает убийство. Этот ужасный исход является примером аффективно-агрессивной стратегии, которую выбрал герой. Естественно, такая стратегия не приводит к выходу из кризиса, а лишь усугубляет его, попутно приводя к трагедиям. Конструктивным примером выхода из кризисной ситуации является поведение героя в конце романа, когда при поддержки близкого человека (Сони Мармеладовой) и собственным решительным действиям ( признание в убийстве и сдача властям) он приходит к душевному равновесию.


между параграфами только 2 отступа, с новой страницы начинается только новая глава

1.2. Нормативные кризисы личности

Особенности протекания возрастных кризисов. – это что? название? чего? и зачем если уже есть название параграфа?

Рассматривая нормативные кризисы личности, следует отдельно остановиться на психологических особенностях протекания возрастных кризисов.

Описание психологических особенностей человека в различные периоды его жизни — задача крайне сложная, но интересная. Проблему осмысления истоков возникновения личностного кризиса и ее возрастную динамику исследовали многие авторы. Эрик Эриксон, создатель эго–теории личности, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. Он считал, что каждая из них сопровождается “кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии”. Каждый психосоциальный кризис сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен — возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств.

Стадии психосоциального развития по Эриксону. – где ссылки?

На первой стадии психосоциального развития (рождение — 1 год) уже возможен первый важный психологический кризис, обусловленный недостаточным материнским уходом и отвержением ребенка. Материнская депривация лежит в основе “базального недоверия”, которое в дальнейшем потенцирует развитие страха, подозрительности, аффективных расстройств.

На второй стадии психосоциального развития (1 – 3 года) психологический кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в дальнейшем потенцирует формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, обсессивно–компульсивного симптомокомплекса.

На третьей стадии психосоциального развития (3 – 6 лет) психологический кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости и никчемности, что впоследствии может стать причиной зависимого поведения, импотенции или фригидности, расстройств личности.

На четвертой стадии дети (6–12 лет) приобретают в школе знания и навыки межличностного общения, определяющие их личную значимость и достоинство. Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. В дальнейшем эти дети могут утратить уверенность в себе, способность эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты. Так же на этой стадии дети уже осмысленно осознают, что такое смерть и готовы об этом разговаривать. Однако, если дети 5,5 – 7,5 лет считали смерть маловероятной лично для себя, то в возрасте 7,5 – 8,5 лет они признают ее возможность и для себя лично, хотя возраст предполагаемого ее наступления варьировал в пределах от “через несколько лет до 300 лет”



Подростковый период (12 – 18 лет), или пятая стадия психосоциального развития, традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. Э. Эриксон выделяет этот возрастной период как очень важный в психосоциальном развитии и считает патогномоничным для него развитие кризиса идентичности, или ролевое смещение, которое проявляется в трех основных сферах поведения:

  1. проблема выбора карьеры; (после цифр пишется с большой буквы)

  2. выбор референтной группы и членство в ней;

  3. употребление алкоголя и наркотиков, которое может временно ослабить эмоциональные стрессы и позволяет испытать чувство временного преодоления недостаточной идентичности;

Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я?”, “Как Я впишусь в мир взрослых?”, “Куда Я иду?”

Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая их ценности. Отличной иллюстрирует этот период классическая фраза «в ваши годы мы себя так не вели», которую мы слышали от своих родителей, а те в свою очередь от наших бабушек и дедушек. – где ссылки?

Представление о смерти у подростков, как об универсальном и неизбежном конце человеческой жизни приближается к таковому у взрослых. Ж. Пиаже писал, что именно с момента постижения идеи смерти ребенок становится агностиком, то есть у него появляется присущий взрослому способ мировосприятия. Хотя, признавая интеллектуально “смерть для других”, они фактически на эмоциональном уровне отрицают ее для себя. У подростков преобладает романтическое отношение к смерти. Часто они трактуют ее как иной способ существования.

Именно на подростковый возраст приходится пик суицидов, пик экспериментов с нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активности. Причем подростки, в анамнезе которых неоднократно отмечались мысли о самоубийстве, отвергали мысли о его смертельном исходе. Среди 13–16 летних 20% верили в сохранение сознания после смерти, 60% — в существование души и только 20% — в смерть как прекращение физической и духовной жизни. Для этого возраста характерны мысли о суициде, как о мести за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают мысли типа: “Вот я умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».

В молодости (или ранней зрелости по Э. Эриксону — 20–25 лет) молодые люди ориентированы на получение профессии и создание семьи.


Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Если кризис успешно преодолен, то у молодых людей формируется способность любить, альтруизм, нравственное чувство.

По миновании подросткового возраста, мысли о смерти все реже посещают молодых людей, и они очень редко задумываются о ней. 90% студентов сказали, что они редко думают о собственной кончине, в личностном отношении она для них мало значима (J.Hinton,1972).

Неожиданными оказались мысли современной отечественной молодежи о смерти. По данным С.Б. Борисова (1995), исследовавшего студенток педагогического института Подмосковья, 70% респондентов в той или иной форме признают бытие души после физической смерти, из них

40 % верят в реинкарнацию, т.е. переселение души в другое тело. Однозначно отвергают бытие души после смерти всего 9% интервьюируемых. – где ссылки?

В зрелом возрасте, как считалось еще несколько десятилетий тому назад у человека нет значимых проблем, связанных с развитием личности, а зрелость считалась временем достижений. Однако работы Левинсона “Сезоны человеческой жизни”, Нейгартена “Осознание зрелого возраста”, Ошерсона “Печаль о потерянном “Я” в середине жизни”, а также изменения в структуре заболеваемости и смертности в этот возрастной период заставили исследователей по-иному посмотреть на психологию зрелости и назвать этот период “кризисом зрелости”. В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации (по A. Maslow). Наступает время подведения первых итогов, сделанного в жизни. Э. Эриксон считает, что для этой стадии развития личности характерна также забота о будущем благополучии человечества (в противном случае возникает безразличие и апатия, нежелание заботиться о других, самопоглощенность собственными проблемами).

В эту пору жизни возрастает частота депрессий, суицидов, неврозов, зависимых форм поведения. Смерть сверстников побуждает к размышлениям о конечности собственной жизни. По данным различных психологических и социологических исследований, тема смерти актуальна для 30%–70% лиц этого возраста. Неверующие сорокалетние понимают смерть как конец жизни, ее финал, однако даже они считают себя “чуть–чуть бессмертнее других”. Для этого периода также характерно чувство разочарования в профессиональной карьере и семейной жизни. – где ссылки?


Пожилые люди (стадия поздней зрелости по Э. Эриксону). Исследованиями геронтологов установлено, что физическое и психическое

старение зависит от личностных особенностей человека и от того, как он прожил свою жизнь. Г. Руффин (1967) условно выделяет три вида старости: “счастливую”, “несчастливую” и “психопатологическую”. Ю.И. Полищук (1994) исследовал методом случайной выборки 75 человек в возрасте от 73 до 92 лет. По данным полученных исследований в этой группе преобладали лица, чье состояние квалифицировалось как “несчастливая старость” — 71%; 21% составили лица с так называемой “психопатологической старостью” и 8% переживали “счастливую старость”.

“Счастливая” старость наступает у гармоничных личностей с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности, занимающихся длительное время интеллектуальным трудом и не оставивших этого занятия и после выхода на пенсию. Психологическое состояние этих людей характеризуется, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью и философским отношением к смерти.

Э. Эриксон (1968, 1982) считал, что “только у того, кто каким–то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды предшествующих стадий”. Он полагал, что только в старости приходит настоящая зрелость и называл этот период “поздней зрелостью”.

В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства. Л.С. Выготский понимал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращал внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, – время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса – это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой (Л.С. Выготский, 2005). – где ссылки?

Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:

− наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

− неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения моментов его наступления и окончания;