Файл: Психологическое консультирование людей, переживающих личностный кризис.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
− конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка,
выпадение его из системы педагогического воздействия;
− наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».
Выготский выделяет пять основных возрастных кризисов:
1. Кризис новорожденного — это период с рождения до 2-3 лет. На этом этапе ребенок учится основным навыкам, таким как ходьба, говорение и социальное взаимодействие. Это время, когда родители играют особенно важную роль в жизни ребенка, помогая ему развиваться и адаптироваться к миру.
2. Кризис раннего детства — это период с 3 до 6 лет. На этом этапе дети начинают осознавать свою личность и свои чувства. Они учатся контролировать свои эмоции, общаться с другими детьми и развивать свои познавательные способности.
3. Кризис среднего детства — это период с 6 до 12 лет. На этом этапе дети начинают осознавать свою роль в обществе и становятся все более социально ориентированными. Они начинают учиться в школе и развивают свои навыки общения.
4. Кризис подросткового возраста — это период с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки начинают искать свое место в обществе и создавать свою личность. Они начинают испытывать новые эмоции и учатся принимать взрослые решения.
5. Кризис зрелости — это период с 18 до 60 лет. На этом этапе люди начинают осознавать свои ценности и жизненные цели. Они стремятся к удовлетворению своих потребностей и созданию семьи. Одной из основных проблем кризиса зрелости является поиск новых целей и смыслов в жизни. Люди могут начать переосмысливать свои ценности и цели, а также задаваться вопросами о смысле своей жизни. В связи с этим могут возникать чувства беспокойства, тревоги и депрессии. – где ссылки?
Другой проблемой, связанной с кризисом зрелости, является кризис семейных отношений. Люди могут начать сомневаться в своих браках и семейных отношениях, а также начать оценивать свои жизненные выборы.
Кроме того, на этом этапе могут возникнуть проблемы со здоровьем, такие как сердечно-сосудистые заболевания, артрит и другие возрастные заболевания. Это может привести к ощущению того, что время идет быстро и оставляет мало времени на достижение своих целей.
Однако, как и на других стадиях возрастного развития, кризис зрелости может быть преодолен с помощью поддержки семьи, друзей и профессиональных консультантов. Люди могут найти новые цели и смыслы в жизни, заняться новыми увлечениями и начать вести более здоровый образ жизни.
Каждый возрастной кризис может вызвать у человека определенные проблемы и вызовы, но Выготский считал, что это естественная часть процесса развития личности. Важно помнить, что каждый человек уникален и может проходить через эти этапы в разном порядке и с различной интенсивностью.
Продолжая рассматривать нормативные кризисы личности, стоит подробнее остановиться на экзистенциальных кризисах.
Экзистенциальный кризис — это переживание, связанное с осознанием человеком своей собственной смертности, бессмысленности жизни и отсутствии целей и смысла в существовании. Этот кризис может возникнуть в любом возрасте и вызвать у человека чувство тревоги, депрессии и беспокойства.
Существуют различные виды экзистенциальных кризисов, включая:
1. Кризис смысла жизни — это переживание, связанное с отсутствием целей и смысла в жизни. Человек может задаться вопросом, зачем он существует и что он должен делать в жизни.
2. Кризис смертности — это переживание, связанное с осознанием бесполезности и непредсказуемости жизни, а также смертности. Человек может начать задумываться о своей смерти и о том, как ему следует жить, чтобы не упустить возможность жить полноценную жизнь.
3. Кризис свободы — это переживание, связанное с осознанием своей свободы выбора и ответственности за свою жизнь. Человек может начать задумываться о том, насколько он действительно свободен и как ему следует жить, чтобы использовать свою свободу наилучшим образом.
4. Кризис идентичности — это переживание, связанное с поиском своей личной идентичности и места в обществе. Человек может начать задаваться вопросами о своих ценностях, убеждениях и роли в обществе.
Специфической симптоматикой экзистенциальных кризисов являются следующие особенности (Л.Н. Юрьева, 1999): – где ссылки?
− задеты все аспекты бытия (внутренняя и социальная жизнь, все
сферы жизни – профессия, семья, интересы, близкие и друзья);
− чувство постоянной (беспричинной) тревоги, генерализованная
тревога (неперсонифицированные страхи, постоянный тревожный фон вне зависимости от реальных обстоятельств жизни);
− эмоциональная отстраненность от всего мира;
− симптоматика феномена деперсонализации и дереализации;
− состояние оглушенности;
− страхи, чаще – агорофобии, разнообразные социофобии, страх темноты и пр.;
− ночные кошмары;
− хроническое мышечное напряжение, тахикардия, головокружения, дискомфорт и боли в эпигастральной области, повышенное потоотделение, ослабление зрения.
Современная психология выделяет три возрастных экзистенциальных кризиса:
-
кризис юнности
Основным критерием окончания периода юности является завершение напряжённой внутренней работы по формированию мировоззрения (практической жизненной философии). Мировоззрение, которое человек выработал в юности, в своих основных чертах сохраняется на протяжении последующих тридцати лет, вплоть до наступления экзистенциального кризиса пятидесятилетия;
-
кризис пятидесятилетия
главным психологическим содержанием этого периода является предварительное подведение итогов прожитой жизни. Зачастую при этом человек с горечью осознаёт, что те цели и ценности, которые были приняты в юности, так и не удалось полноценно реализовать;
-
кризис старости
Это тот кризисный период, когда старый человек готовится к своему уходу из жизни, остро осознавая приближение смерти. То, что ранее имело большую значимость, перед лицом смерти потеряло весь свой смысл. Человек попадает в настоящий экзистенциальный кризис и выйти из него он может только в том случае, если произведёт полное переосмысление, полную реконструкцию своего мировоззрения, которая завершится обретением новых ценностей, новой опоры и нового смысла;
Экзистенциальные переживания часто появляются у человека надломленного, пережившего крушение, но, что удивительно, подобное состояние может возникнуть и на вершине успеха. Вообще экзистенциальный надлом и соответствующая реакция с переживанием бессмысленности – это симптом завершения какой-либо существенной части жизненной программы человека. В качестве иллюстрации этого положения можно привести высказывание Лао-Цзы о том, что победителей после войны должны встречать плакальщики, необходимые для оплакивания сверхценных идей завершенного дела [14].
Особенности протекания кризисов профессионального развития.
Говоря о нормативных кризисах, следует уделить особое внимание кризисам профессионального развития. Учитывая, что ведущая деятельность взрослого человека – это освоение профессии и, непосредственно, сам рабочий процесс, кризис профессиональный кризис мало кого обходит стороной. Наиболее явно кризисные ситуации может вызывать смена должности, повышение или понижение по службе, смена работы и трудового коллектива, а также профессиональное выгорание и переутомление.
Профессиональное становление личности — это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграция, готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности (Э.Ф. Зеер, 1997). – где ссылки?
Аналогично рассмотрению стадий развития личности в исследованиях, посвященных профессиональному становлению
личности, также выделяются определенные периоды. В частности, А.К. Маркова, рассматривая психологию профессионализма, выделяет «уровни профессионализма»: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм, послепрофессионализм.
Внутри этих уровней выделяются этапы.
-
Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления
с профессией.
-
Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией
в форме мастерства.
-
Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного
владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных
профессий, творческого самопроектирования себя как личности.
-
Непрофессионализм – выполнение труда по профессионально
искаженным нормам на фоне деформации личности.
-
Послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.
Кризисом профессионального становления личности называют периоды фундаментальной перестройки профессионального сознания, которые сопровождаются изменением вектора профессионального развития.
События, вызывающие профессиональные кризисы можно разделить на три группы:
-
Нормативные, то есть обусловленные переходом от одной стадии профессионального становления к другой (оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, мастерство) и изменениями в жизни человека (окончание школы, поступление в профессиональное учебное заведение, трудоустройство, создание семьи, выход на пенсию); -
Ненормативные, то есть события, которые обусловлены случайными или неблагоприятными обстоятельствами (вынужденное увольнение, переезд, ухудшение здоровья, экономический кризис) -
Экстраординарные (сверхнормативные), происходящие вследствие проявления сильных эмоционально-волевых усилий личности: самостоятельное прекращение учебы, инициация продвижения по службе, смена профессии как следствие неудовлетворенности своим положением, статусом др. Кризисные явления могут вызывать как осознание недостаточного уровня своей компетентности, так и более высокий уровень профессиональной компетентности, чем требуется для выполнения нормативной работы.
Для определения основных фаз кризисов профессионального становления принято использовать положения Л.С. Выготского об этапах протекания возрастных кризисов: предкритический, критический, посткритический. – где ссылки?
Знание особенностей протекания кризисов позволяет точнее проводить диагностику и подбирать методы их преодоления.
В предкритической фазе кризиса происходит накопление напряженности вследствие существования проблемы, которая не всегда четко осознается. Из-за этого она может давать о себе знать в форме раздражительности, недовольства организацией или оплатой труда, руководителем, коллегами и т.д.
Неудовлетворенность сложившейся ситуацией осознается, когда наступает критическая фаза. Психическая напряженность нарастает и проявляется в следующих формах: потеря интереса к учебе (работе), утрата перспектив профессионального развития, неудовлетворенность содержанием и способами осуществления профессиональной деятельности, противоречия в межличностных отношениях в трудовом коллективе, неудовлетворенность социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты.
Разрешение кризиса происходит в посткритической фазе.
Выделяют следующие способы разрешения кризиса:
-
Конструктивный выход из конфликта связан с инициацией и
проявлением так называемой «сверхнормативной активности»:
повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального статуса, смена места работы и переквалификация.
-
Профессионально-нейтральный выход из кризиса представлен либо пассивной, либо защитной формой поведения. -
Пассивная стратегия связана с отсутствием стремления личности к независимости, неспособностью принимать ответственность. -
Защитная стратегия характеризуется настойчивой самореализацией в непрофессиональной сфере: в быту, увлечениях, семье. Работа и связанные с ней проблемы как бы уходят на второй план, что чревато остановкой в профессиональном развитии – стагнацией. -
Деструктивный выход из кризиса связан с проявлением и усилением выраженности нежелательных личностных качеств (бездеятельность, безответственность, инертность, пассивность, слабость воли).
Вследствие работы по шаблону, единожды освоенным способом наблюдается чрезмерная эксплуатация довольно ограниченного набора профессионально важных качеств, что может привести к деформации личности и возникновению профессиональных деструкций (нарушений). Результатом неконструктивного поведения может стать нравственное оскудение, профессиональная апатия, девиантные формы поведения (алкоголизм, тунеядство и пр.).