Файл: Вид занятия классногрупповое Отводимое время (ч.) Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для проникновения в помещения и сооружения персонал объекта должен предоставить ключи. При их отсутствии вскрыть двери и решетки шанцевым или механизированным инструментом. В задымленных помещениях большой протяженности (тупиках, подплатформенных коридорах, коллекторах, электроподстанциях) для ориентации рекомендуется использовать направляющие тросы.

Сооружений эскалаторного комплекса:

  • применять для ликвидации пламенного горения компактные струи из стволов с большим расходом;

  • использовать для охлаждения конструкций тоннеля распыленную воду из стволов с большим расходом, а также для охлаждения продуктов горения на путях эвакуации и ввода огнетушащих веществ;

  • использовать стволы с малым расходом для тушения помещений эскалаторных станций, а также в подбалюстрадном пространстве как наиболее маневренные;

  • использовать пену средней кратности для объемного тушения эскалаторных тоннелей и машинных залов;

  • использовать для подачи пены в машинный зал эскалатора вход в демонтажную шахту, расположенный с тыльной стороны наземных вестибюлей;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

Генераторы пены средней кратности (ГПС) должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом.

Подвижного состава:

  • использовать распыленную воду из стволов с малым расходом для тушения на станции и в тоннеле;

  • применять тушение пеной средней кратности при горении в кабине машиниста и в подвагонном оборудовании;

  • проникать при малой скорости вентиляционного потока к зоне горения только в теплозащитных костюмах и под защитой распыленных струй;

  • подавать стволы с правой и левой сторон поезда, в дверные и оконные проемы;

  • проводить дотушивание конструкций вагонов вслед за продвигающимися ствольщиками с проникновением внутрь салона;

  • применять распыленную воду для защиты конструкций тоннеля;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

Кабельных сооружений:

  • использовать пену средней кратности стволов ГПС, а также пеногенераторных установок к дымососам;

  • проводить подачу пены через люки в полу распределительного зала и платформы;

  • предотвращать растекание пены в торцах коллектора установкой брезентовых перемычек;

  • подавать пену в кабельные подвалы электроподстанций через люки в полу 1-го этажа и через проемы, выходящие в перегонные тоннели;

  • производить изоляцию зоны горения при невозможности тушения в коллекторе возведением из негорючих материалов герметичных перемычек как можно ближе к очагу пожара;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.


ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ЗЕМЛЕ

При пожаре возможны:

  • быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

  • угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;

  • быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летательном аппарате;

  • интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

  • взрывы баллонов со сжатым газом;

  • быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;

  • трудность доставки к месту пожара (аварии) при пожаре вне территории аэродрома пожарных автомобилей и огнетушащих веществ, а также значительное удаление от водоисточника.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

  • сосредоточить требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуации и спасения, медицинский персонал на автомобилях скорой помощи;

  • организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса в специально обозначенных местах для срочной эвакуации и спасания людей;

  • осуществлять взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта, согласовывать с ними действия по тушению пожара;

  • ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь в районе эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водяные струи, и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;

  • подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распространения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;

  • производить тушение внутри двигателя пеной различной кратности, порошками или двуокисью углерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя и (или) гондолу. Ликвидацию горения разлитого и истекающего топлива производить несколькими стволами одновременно;

  • ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специально проделанные в обшивке отверстия;

  • ликвидировать горение шасси компактными струями воды со смачивателями из стволов с большим расходом со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;

  • развернуть по возможности летательный аппарат с помощью тягачей в целях ограничения распространения огня по ветру;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.


При сильном ветре - ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра - покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

Летательных аппаратов на стоянках и в ангарах:

  • организовать немедленный отвод в безопасную зону и защиту, охлаждая водяными струями соседние летательные аппараты;

  • задействовать имеющиеся стационарные установки пожаротушения, подавать мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара;

  • использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные лестницы;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА МОРСКИХ И РЕЧНЫХ СУДАХ В ПОРТАХ, СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДАХ

Общее руководство действиями подразделений по тушению пожара и эвакуации людей на судне, находящемся в ремонте или отстое без экипажа и принятом по акту, осуществляет руководитель объекта или уполномоченное им лицо. Во всех других случаях руководство действиями по тушению пожара и эвакуации людей осуществляет капитан судна или лицо, его замещающее. Прибывающие оперативные подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные партии с других судов действуют согласно указаниям капитана горящего судна или лица, его замещающего.

При пожаре возможны:

  • возникновение паники среди пассажиров;

  • быстрое распространение огня по сгораемым материалам внутренней отделки и коммуникационным пустотам и системам вентиляции;

  • быстрое блокирование огнем и высокотемпературными токсичными продуктами горения судовых помещений и путей эвакуации;

  • сложная планировка, стесненность, ограниченное количество входов и выходов, затрудняющих эвакуацию и спасение людей на пассажирских судах;

  • сложность проникновения к очагу пожара и введения средств для его тушения;

  • незначительная огнестойкость и хорошая теплопроводность конструктивных элементов судна;

  • сосредоточение на ограниченной площади большого количества груза, имеющего различные физико-химические свойства, требующего определенных веществ и средств для тушения;

  • ограниченная площадь сосредоточения сил и средств;

  • наличие значительного количества горючих материалов, в том числе высокотоксичных;

  • большое количество механизмов, работающих при высоких температурах и давлениях на жидком топливе и масле;

  • образование взрывоопасных концентраций с воздухом продуктов пиролиза при неполном сгорании или под действием высоких температур и взрывов;

  • выход из строя пожарных насосов, силовой и осветительной сети при пожаре в машинном отделении;

  • наличие на отдельных судах энергетических ядерных установок или оборудования для их технологического обслуживания.


Если общее руководство аварийно-спасательными работами осуществляет капитан судна, РТП действует в точном соответствии с его распоряжениями и отвечает за отведенный ему боевой участок. В обратном случае РТП следует действовать в соответствии с нижеизложенным.

При ведении действий по тушению пожаров необходимо:

  • установить количество и место нахождения людей, степень угрозы их жизни, пути, способы и первоочередность эвакуации и спасения;

  • выявить место возникновения очага пожара и вид горящего материала;

  • потребовать от капитана судна, руководства порта, судостроительного или судоремонтного завода план-схему устройства горящего судна;

  • выяснить наличие на судне опасных грузов, их наименование, количество и места складирования, способ упаковки, рекомендуемые вещества для тушения и способы их защиты, индивидуальных средств для защиты личного состава от возможных опасных факторов;

  • установить возможность использования имеющихся на судне стационарных систем пожаротушения, средств и судовых механизмов для эвакуации людей и грузов, а также портальных кранов дока или других судов;

  • определить необходимость отвода горящего судна от других судов или береговых сооружений, учитывая, что непосредственное сообщение с судном будет затруднено;

  • поддерживать постоянную связь с диспетчером порта (завода), капитаном, оперативным штабом и задействованными судами, согласовывать свои действия с администрацией порта, пароходства, объекта;

  • развернуть судно так, чтобы предотвратить распространение горения и обеспечить благоприятные условия для тушения пожара и эвакуации;

  • перекрыть все краны и клапаны на топливопроводах;

  • перекрыть по возможности доступ воздуха к очагу пожара путем задраивания дверей, люков, иллюминаторов и отключения вентиляции;

  • производить постоянно охлаждение водяными струями запасных и расходных топливных цистерн, цистерн с маслом, пусковых баллонов с воздухом и металлических переборок;

  • установить постоянное наблюдение за судном (возможен крен или дифферент), при необходимости организовать откачку воды из отсеков;

  • обеспечить ствольщиков при наличии угрозы поражения электрическим током резиновыми ботами и перчатками, а также соединение с корпусом судна стволов и генераторов пены;

  • производить прокладку рукавных линий по трапам и грузовым лифтам, подачу огнетушащих веществ осуществлять через световые, загрузочные, вентиляционные люки или специально проделанные отверстия;

  • держать действующий водяной ствол у места вскрытия конструкций судна;

  • применять при недостаточной видимости средства освещения привлекаемых сил и средств;

  • производить в крайних случаях затопление судна с посадкой его на мель;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.


При тушении целесообразно применять:

  • внутри помещений - водяные стволы с малым расходом с распылителями;

  • в небольших помещениях - тонкораспыленную воду, в том числе и с ПАВ;

  • в надстройке и наружных помещениях - водяные стволы с большим расходом;

  • если нельзя проникнуть к очагу пожара - объемное тушение воздушно-механической пеной средней и высокой кратности;

  • при пожаре в трюме, машинно-котельном отделении - компактные и распыленные струи воды или пену различной кратности;

  • при ликвидации горения топлива под котлами - пар и тонкораспыленную воду из стационарных систем судна;

  • в сухогрузных трюмах - компактные водяные струи со смачивателями, пену.

На нефтеналивных судах (танкерах), кроме этого, необходимо:

  • выяснить вид наливного груза, уровень заполнения танков и степень опасности;

  • остановить все виды работ по наливу или откачке груза, удалить сливо-наливные устройства, задраить люки негорящих танков;

  • установить характер повреждения палубы, если был взрыв, количество вскрытых танков и их уровень заполнения, определить площадь горения;

  • выбрать средства тушения и способы их подачи с учетом конструктивных особенностей танкера и характера повреждений;

  • расположить силы и средства тушения вверх по течению от горящего судна;

  • организовать охлаждение горящих танков, палубы и бортов судна распыленными струями из водяных стволов с большим расходом;

  • заполнить по возможности пустые танки водой или инертным газом;

  • смывать и отсекать в случае выброса или вылива горючего на поверхность воды мощными водяными струями от других судов и береговых объектов;

  • установить боновые заграждения для предотвращения растекания ГЖ и ЛВЖ по акватории;

  • оставлять на боевых позициях только личный состав, непосредственно связанный с тушением пожара;

  • производить тушение последовательно при недостатке сил и средств, начиная с наиболее опасного танка, огонь которого больше всего угрожает смежным;

  • при достаточном количестве сил и средств допускается тушить сразу несколько танков.

При пожаре на судах с ядерными энергетическими установками и оборудованием для их технологического обслуживания необходимо получить допуск на тушение, а также постоянно производить замер уровня радиации, а при его повышенном уровне создавать участки тушения пожара.