Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" Практическое задание №1 Предмет: Основы экологического права Выполнил: студент гр. 40.02.01 Пулькин Д.А. Руководитель практического задания: преподаватель Наумов В.В. 2022 |
Задача №1
При рассмотрении дел об охране окружающей природной среды районные и городские суды N-ской области постоянно испытывали затруднения с решением таких вопросов, как: по каким статьям УК следует квалифицировать деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служебным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам и одновременно произошло загрязнение или засорение вод или загрязнение атмосферного воздуха?
Деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служебным положением должно квалифицироваться по статье 246 Уголовного Кодекса РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», так как объектом экологических преступлений является комплекс фактических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки, осуществление которых обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность.
Что понимать (с юридической точки зрения) под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха? Каковы юридические критерии, при наличии которых сброс (выброс) веществ следует квалифицировать как уголовное преступление или административное правонарушение?
Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об охране атмосферного воздуха" статья 1: «Загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях
, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха».
Согласно Водному кодексу Российской Федерации" от 16.11.1995 N 167-ФЗ (ред. от 31.12.2005): «Загрязнение водных объектов - сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов».
Юридический критерий отнесения такого деяния как сброс (выброс) веществ к уголовному преступлению, является совершение лицом деяний, предусмотренных диспозицией соответствующей статьи УК РФ или КоАП РФ.
Что понимать под «причинением существенного вреда здоровью людей», являющимся квалифицирующим признаком по статье, предусматривающей уголовную ответственность за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха?
Причинения существенного вреда здоровью человека означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами.
Где: в Законе «Об охране окружающей природной среды», подзаконных нормативных правовых актах, судебной практике – можно найти разъяснения по данным вопросам?
Разъяснения по данным вопросам можно найти во всех представленных источниках. Из нормативно-правовых актов большое значение имеют Правительственные нормативо-правовые акты.
Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источником экологического права?
Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права непосредственно, но они оказывают косвенное влияние на совершенство экологических отношений
Задача №2
При проведении государственного экологического контроля государственными инспекторами Министерства экологии и природных ресурсов РТ было выявлено, что у ООО «Фикс» строительство кирпичного полуподземного здания гаражей на 86 машиномест с встроенной ремонтной автомастерской ведется без положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Какие требования природоохранного законодательства были нарушены?
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду.
2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные технологии, способствующие предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, охране окружающей среды.
3. Архитектурно-строительное проектирование, строительство и реконструкция объектов капитального строительства, которые являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, и относятся к областям применения наилучших доступных технологий, должны осуществляться с учетом технологических показателей наилучших доступных технологий при обеспечении приемлемого риска для здоровья населения, а также с учетом необходимости создания системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ.
4. При ценообразовании и сметном нормировании в области градостроительной деятельности должны учитываться расходы на проведение мероприятий по охране окружающей среды.
Какие санкции предусмотрены за данное нарушение?
Административная ответственность по статье 9.4 КоАП РФ
Норма статьи 9.4 КоАП РФ направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.
Частью 1 этой же статьи установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Может ли госинспектор вынести предписание о прекращение хозяйственной деятельности, осуществляемой с нарушением требований в области охраны окружающей среды?
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.