Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
крупнее, поэтому кладите свои треугольники посередине и поверните их так, как нарисовано. (Следит за выполнением задания.) Внизу у вас нарисованы совсем маленькие треугольнички, положите свои треугольники на них, поверните их так, как повернуты нарисованные». Снова проверяется работа детей, организуется взаимная проверка сидящих рядом.
В конце игры подводится итог.
Мастерская форм
Вариант 1
Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с разновидностями треугольников. Учить воспроизводить их формы.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, палочки. Раздаточный: у каждого ребенка лист бумаги, спички без головок, окрашенные в любой яркий цвет, несколько половинок и четвертушек спичек.
Руководство. Воспитатель: «Дети, сегодня у нас игра -
«Мастерская форм». Вы сами будете выкладывать на своих листах из палочек разные треугольники. Кто может сложить треугольник? А еще какой ты можешь сложить? Посмотрите, какие треугольники сложу я (выкладывает на своем фланелеграфе три разных треугольника). Постарайтесь сложить побольше разных треугольников, чтобы они были не такими, как у меня». Воспитатель убирает образец. Если дети плохо справляются с заданием, вызывает по очереди наиболее подготовленных воспитанников, которые выкладывают разные треугольники на демонстрационном фланелеграфе. В конце игры подводится итог.
Вариант 2
Дидактическая задача.
Познакомить детей с разными видами прямоугольников и овалов, научить воспроизводить эти формы.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, круг, квадрат, овалы и прямоугольники разных пропорций-1:1,5; 1:2; 1:3. Раздаточный: у каждого
ребенка восемь фигур тех же форм и пропорций; фланелеграф; палочки, нитки или гибкая медная проволока.
Руководство. На демонстрационном фланелеграфе - квадрат и все прямоугольники. Воспитатель показывает первый прямоугольник: «Как называется эта фигура? (Ответы детей.) А эта? (Второй прямоугольник.) А эта?»
(Показывает третий прямоугольник.) Дети отвечают, что все это прямоугольники.
«А какая это фигура? (Показывает квадрат.) А чем квадрат отличается от прямоугольника? (Накладывает квадрат на прямоугольник так, чтобы три стороны совпали.) Правильно, прямоугольник длиннее. Давайте обведем пальцами квадрат и прямоугольник. У квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника одинаковые две стороны, а другие две стороны длиннее».
(Показывает все прямоугольники, подтверждая сказанное.)
«А теперь рассмотрим эти фигуры,- говорит воспитатель.- Как они называются? (Ответы детей.) Правильно, круг и овалы». Повторяется тот же анализ, только более сжато.
Затем педагог предлагает ребятам взять палочки и проволочки и выложить на своих фланелеграфах фигуры, с которыми они познакомились. Не следует требовать точного соблюдения пропорций, так как величина палочек ограничивает в этом. Важно, чтобы геометрические фигуры были разных пропорций.
В конце игры подводится итог.
Вариант 3
Дидактическая задача. Закрепить полученные детьми знания и умение воспроизводить разновидности геометрических фигур.
Материал. Раздаточный: у каждого ребенка спички без головок, окрашенные в яркий цвет (в том числе несколько половинок и четвертушек); несколько кусков ниток или проволочек; три-четыре листа бумаги.
Руководство. Воспитатель: «Дети, сегодня мы опять поиграем в
«Мастерскую форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных

фигур, только не выкладывайте совсем одинаковые. Когда вы кончите, я пройду по рядам и посмотрю, кто больше придумал разных фигур».
Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур. Воспитатель проходит по рядам, если необходимо, поправляет или помогает детям. Кому не хватило материала, дает дополнительный.
Победителя воспитатель отмечает особо.
Составные картинки
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.
Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, лодка, человек. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, геометрические фигуры (цв. табл. 22).
Руководство. «Что нарисовано на этих картинках?» - обращается воспитатель к детям. Выслушав ответы, задает следующий вопрос: «Из каких фигур составлена лодочка? Правильно, это треугольник, а это трапеция. Основная часть лодочки - трапеция (показывает на соответствующую картонную фигуру).
Постройте каждый на своем фланелеграфе парусную лодку. Место для нее выберите так, чтобы хватило и для остальных картинок.
Когда ребята выполнят задание, педагог показывает им остальные рисунки:
«Из каких фигур составлен грузовик? (Ответы детей.) Постройте грузовик. (Дети выполняют задание.) Из каких фигур составлен человечек? Чем отличаются овалы, из которых сделаны руки, от тех, из которых сделаны ноги? А туловище?
Сложите такого человечка».
Воспитатель отмечает тех детей, кто безошибочно сложил все предметы
(показывает лучшие работы), особо поощряет аккуратность в размещении фигурок на плоскости фланелеграфа.
Вариант 2

Дидактическая задача. Продолжать учить анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей. Расширять представление о разновидностях геометрических фигур.
Материал. Демонстрационный: нарисованная фигурка девочки (разделенная на составные части), изображение дома (нерасчлененное). Фигурки составлены из разных геометрических форм (рис. 30). Раздаточный: у каждого ребенка изображения фигурок, набор геометрических форм для аппликации, клей, кисть, тряпочка. Аппликация каждой фигурки делается из форм одного цвета.
Руководство. Дети выполняют аппликацию из геометрических фигур по контуру. Сначала в качестве образца им предлагается расчлененное изображение
(фигурка девочки). Фигурка разбирается с точки зрения составляющих ее частей, от основных к периферийным. Детям указывают особенности величины и пропорций форм, особенности их расположения в пространстве.
Затем дошкольники рассматривают нерасчлененное изображение- дом.
Воспитатель дает четкую инструкцию: сначала формы надо разложить строго по контуру изображения, и только потом можно начинать приклеивать детали к

основанию. Следует обратить внимание детей на то, каким образом выкладывается стена дома. Тем, кто быстро справился с заданием, можно предложить еще один образец - кошку (тоже нерасчлененный)
Дидактическая задача. Закреплять умение расчленять изображение на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.
Материал. Демонстрационный: аппликации -«Лошадь», «Робот», «Ваза с цветами», составленные из геометрических форм (рис. 31). Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, наборы геометрических фигур.
Руководство. Воспитатель спрашивает, какие предметы нарисованы на картинках. Вызывает ребенка, который показывает указкой и называет фигуры, из которых составлена лошадь. Следует обращать внимание на последовательность анализа сложной фигуры: надо от рассмотрения основных частей (туловище, голова) переходить к периферийным (конечности, хвост). Воспитатель попутно отмечает расположение фигуры (например, туловище - лежащий овал, шея - наклонный треугольник и т. п.), особенности величины и пропорций фигур (уши - маленькие треугольники, ноги - длинные узкие прямоугольники и т. п.).
В а р и а н т
3

Затем дошкольники самостоятельно выкладывают предметы на своих фланелеграфах. Если кто-либо из детей быстрее других справится с выкладыванием трех предметов, можно предложить ему четвертый с запасным набором фигур.
Лучшие работы ставятся на демонстрационную доску. Авторы работ рассказывают, из каких фигур сложены предметы.
Какая нужна фигура!
Дидактическая задача. Учить подбирать овалы и прямоугольники разных пропорций по образцу.
Материал (цв. табл. 22). Демонстрационный: картинки с изображением желудя, шапки, дома, шарика и грибка. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, геометрические фигуры.
Руководство. Воспитатель вызывает по очереди детей и спрашивает, из каких фигур составлены картинки. Особое внимание уделяет выяснению пропорций овалов и прямоугольников (длинный, короткий, узкий, широкий, почти как квадрат или круг). Педагог задает наводящие вопросы: «Где самый узкий овал (прямоугольник), где самый широкий?» и т.д. (Нельзя употреблять слова «большой» - «маленький».)
ВЕЛИЧИНА
Построим лесенку
Дидактическая задача. Закреплять умение строить ряд из убывающих по величине объемных тел. Учить анализировать нерас-члененный образец
(профильную проекцию).
Материал (рис. 32). Демонстрационный: нерасчлененный чертеж лесенки из пяти ступенек (профиль). Раздаточный: у каждого ребенка пять параллелепипедов
(брусков) одинаковой длины, с разной площадью сечения (длина 10 см, площадь сечения 1X1 см, 1X2 см, 1X3 см, 1X4 см, 1X5 см); куколка (раздаются не сразу).


Руководство. Воспитатель: «Дети, мы сейчас будем строить лесенки. У кого получится хорошая лесенка, по ней походит вниз и вверх куколка. Здесь нарисована лестница, она показана сбоку. Возьмите свой самый большой брусок и положите на длинную узкую сторону, вот так (показывает). Это будет самая верхняя ступенька. А следующий брусок какой вы возьмете? (Ответы детей.)
Правильно, самый большой из оставшихся. Его тоже положите на узкую сторону и так продолжайте строить».
Дети, которые построили лесенку правильно, получают куколку (или матрешку), которые «ходят» по лестнице вверх - вниз: «топ-топ». Остальным воспитанникам педагог помогает строить лесенки, после чего и им раздает куколки.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

У кого какая вещь?
Дидактическая задача. Учить детей различать параметры величины предметов.
Материал. Елочки на подставках (три высокие, три низкие); ленты (три широкие, три узкие) одинаковой длины; шнуры (три толстых, три тонких) одинаковой длины; линейки (три длинные, три короткие) одинаковой ширины.
Если количество детей в группе больше, прибавляется недостающее количество предметов тех же наименований.
Руководство. Дети сидят полукругом вокруг стола, на котором разложены вперемешку предметы. Воспитатель раздает все предметы - по одному каждому
ребенку. Предлагает детям рассмотреть то, что они получили. «А теперь,- говорит воспитатель после того, как дети рассмотрят предметы,- все елочки бегут ко мне.
Посмотрите на елочки, у всех ли они одинаковые? (Дети отвечают, что елочки разные.) А в чем разница? (Надо следить, чтобы ребята держали елочки вертикально.) Правильно, вот эти высокие, а эти низкие. (Дети, державшие елочки, садятся.) Теперь несите мне все ленточки. У кого какие? (Ответы детей.)
Правильно, у тебя широкая, у тебя узкая. Поднимите всё широкие ленточки.
Опустите, поднимите все узкие ленточки».
Затем к воспитателю подходят все дети со шнурами, а потом с линейками. С ними проводится такая же игра. Можно детей расставить- справа с длинными линейками, слева - с короткими.
Когда все предметы снова окажутся на столе у воспитателя, он берет пару однородных предметов, отличающихся по одному параметру, и спрашивает, в чем их различие. Затем эта функция может быть передана ребенку-ведущему.
В заключение воспитатель подводит итог.
Что изменилось?
Дидактическая задача. Закреплять знания параметров величины.
Материал. Две книги (толстая и тонкая) одинакового формата; два карандаша (длинный и короткий); два конуса или две пирамидки (высокая и низкая), две планки (можно картонки) одинаковой длины (широкая и узкая).
Руководство. Дети сидят полукругом вокруг стола с предметами.
Воспитатель показывает детям карандаши, спрашивает: «Чем отличаются эти карандаши? Да, один длинный, другой короткий - они разной длины. А эти пирамидки (конусы)? Правильно, они отличаются по высоте. А планки?
Правильно, по ширине. А книги? Правильно, по толщине.
Теперь мы будем играть в игру «Что изменилось?». Назначается ведущий, который выходит из комнаты или отворачивается, а воспитатель или ребенок в это время убирает один из предметов. Ведущий должен отгадать, чего не хватает.