Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волшебные краски
Дидактическая задача. Знакомить детей с оттенками по цветовому тону.
Материал. Демонстрационный: морковь красно-оранжевая, апельсин желто- оранжевый, красная и желтая ленточки (цв. табл. 26). Раздаточный: у каждого ребенка бумага, кисть, палитра, краски - красная и. желтая, баночка с водой, тряпочка.
Руководство. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы рисуем морковь и апельсин. Какого цвета морковь? А апельсин? («Морковь и апельсин оранжевые».) А между ними есть разница? (Держит их вплотную, чтобы различия в оттенках были заметнее.) Правильно, морковь красноватая, а апельсин светлее,
он желтовато-оранжевый. (Если есть необходимость, подсказывает ответ, поднося к моркови красную ленту, а к апельсину - желтую.) Кто расскажет, как можно сделать оранжевую краску?» (Вызванный ребенок отвечает, что надо смешать желтую и красную краски. Воспитатель напоминает, что вначале краску смешивают на палитре, а потом этой краской рисуют на бумаге.)
«Мы уже знаем, что морковь более красная, а апельсин более желтый,- продолжает педагог.- Как нам получить разные оттенки оранжевого цвета?»
Добивается ответа, что для моркови надо взять красной краски больше, чем для апельсина. Уточняет способ смешения к более светлой, желтой краске прибавляется красная. Объясняет и показывает приемы рисования круглого апельсина и моркови - узкий вытянутый треугольник с закруглением.
Далее воспитатель предлагает детям развести на палитре два оттенка оранжевого цвета, а затем приступать к рисованию.
Выполненные работы развешиваются и анализируются с точки зрения соответствия полученных оттенков оттенкам образцов. Дети должны вносить предложения об улучшении оттенка путем прибавления желтой или красной краски. Основное внимание уделяется тому, чтобы оттенки были разными и в то же время чтобы это были оттенки оранжевого цвета, а не красного или желтого.

Разноцветная вода
Дидактическая 'задача. Закреплять представление детей об оттенках по цветовому тону.
Материал. Демонстрационный: две большие банки с наклейками желто- зеленого и сине-зеленого цвета (цв. табл. 26). Раздаточный: у каждого ребенка две баночки с водой, кисть, тряпочка, краски желтая и синяя.
Руководство. Игре с разноцветной водой предшествует подготовка на прогулке (сооружение клумбы из снега, для украшения которой нужен цветной лед).
Воспитатель: «Дети, сегодня мы приготовим цветной лед для нашей клумбы. Кто знает, как можно сделать цветной лед? Правильно, покрасить воду и заморозить ее. А как сделать зеленую воду, ведь у нас нет зеленой краски? Кто догадался? Да, у нас опять волшебные краски, если смешать желтую с синей, получится зеленая. Мы сделаем зеленую воду двух оттенков: в одну баночку положим побольше желтой и немного синей краски, а в другую желтой меньше, а синей побольше. (Показывает, как это делается.) Посмотрите, какие оттенки получились. В первой баночке - желто-зеленый, или салатовый, а во второй -
сине-зеленый, более темный цвет. Желто-зеленые, салатовые, льдинки и будут молодой травкой на клумбе, а сине-зеленые - травой, которая уже потемнела».
Далее ребята делают зеленую воду двух оттенков. Показывают свои баночки с желто-зеленой, а потом с сине-зеленой водой. Если у некоторых детей нужные оттенки не получились, они исправляют ошибки, добавляя недостающую краску. Ребенку, у которого вся вода безнадежно испорчена, надо дать новые баночки с водой и непосредственно руководить его действиями.
После выполнения задания дети приносят все баночки с желто-зеленой водой и ставят на стол около соответствующей большой банки, потом приносят баночки с сине-зеленой водой и ставят около банки с сине-зеленой наклейкой.
Воспитатель сливает воду в банки. Впоследствии вода замораживается, и лед используется для украшения участка.


Подбери предметы похожего цвета
Дидактическая задача. Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету.
Материал. Бытовые предметы, игрушки разных оттенков каждого цвета спектра (чашка, хлебница, нитки; кукольная одежда: кофточка, брюки, туфли; игрушки: флажок, лиса, шар и т. д.).
Руководство. На двух сдвинутых рядом столах расставляются игрушки. В игре участвуют семь детей. Воспитатель дает каждому ребенку предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребенок должен к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их по цвету и назвать.
Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова.
Выигрывает тот, кто быстрее подберет предметы одного из цветов спектра и его оттенков.
Какого цвета предметы в нашей группе!
Дидактическая задача. Учить детей называть цветовой тон с указанием его признака.
Материал. Интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.
Руководство. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, потолка, пола, занавесок и т. д. Затем вызывает ребенка и предлагает сказать, какого цвета в группе занавески. Если ребенок называет цвет правильно, дети хлопают в ладоши, если допустил ошибку, то поправляют. Задание дается каждому ребенку поочередно. В случае затруднения воспитатель помогает детям определить цвет предмета, сравнить предметы по цвету, дать более точное название тому или иному цвету, оттенку.
Аппликация «Чайный сервиз»
Дидактическая задача. Познакомить детей с делением цветов на' теплые и холодные.

Материал. Демонстрационный: картинка с изображением ра дуги.
Раздаточный: на синих и красных листах бумаги наклеены по две белые чашки и одному чайнику; на подносиках вырезанные кружочки разных цветов, клей, кисточки для клея, тряпочки (цв. табл. 27).
Руководство. Воспитатель: «Дети, все помнят цвета радуги, их последовательность? (Просит повторить цвета.) Вот эти цвета: красный, оранжевый, желтый называются теплыми, они, как солнышко, греют (показывает указкой теплую часть спектра). А зеленый, синий, голубой, фиолетовый -
холодные (показывает указкой холодную часть спектра)». Дети повторяют названия теплых и холодных цветов.
«На ваших столиках на цветных салфетках лежит белая посуда,- продолжает педагог.- Художник не успел ее украсить. Давайте поможем ему. У одних детей посуда на красных салфетках, у других на синих. Чтобы получилось красиво, сделайте узор на чашках подходящим к салфеткам: у кого салфетки холодного синего цвета, и чашки украсят холодным узором, а у кого салфетки теплого красного цвета, украсят свою посуду рисунком теплых цветов. Выберите подходящие кружки и разложите красивым узором на посуде».
Воспитатель проверяет у каждого, как выложен орнамент, и тем, кто выполнил работу правильно, предлагает приклеить кружки.
Аппликации выставляются на демонстрационную доску и анализируются с точки зрения выдержанности в теплой или холодной гамме.
В гостях у Солнышка и Снежной королевы
Дидактическая задача. Закреплять представления о группировке цветов спектра на теплые и холодные.
Материал. Демонстрационный: картина, на которой изображены цветик- семицветик, Солнышко, Снежная королева, вырезанные из бумаги; куклы Таня и
Наташа. Раздаточный: у каждого ребенка лист бумаги, на котором в левом верхнем углу наклеен оранжевый круг, в правом - голубой овал. Бумажная посуда

семи цветов спектра (фиолетового и красного по два оттенка); клей, кисть, тряпочка.
Руководство. Воспитатель обращается к детям: «Смотрите, у нас в группе расцвел волшебный цветок - цветик-семицветик. У него лепестки семи цветов, и они идут один за другим, как в радуге. Самый теплый цвет - у оранжевого лепестка, он как солнышко (прикрепляет булавкой Солнышко напротив оранжевого лепестка). А самый холодный расположен напротив. Он голубой, как льдинка, такого цвета дворец у Снежной королевы». Прикрепляет Снежную королеву около голубого лепестка.
Приходят куклы Таня и Наташа. Вызванные дети объясняют куклам, какие лепестки теплых, а какие холодных цветов.
Куклы идут в гости к Солнышку. «Дети, где у вас на листочках нарисовано
Солнышко? Оно угостит Таню и Наташу чаем. Найдите на своих подносиках посуду теплых, солнечных цветов и разложите в левой половине листа, там, где живет Солнышко. Самые теплые цвета поближе к нему, а подальше - менее теплые. Выберите из двух красных чашек одну более теплого оттенка и положите ее поближе, а более холодного - подальше. (Помогает детям исправлять ошибки.)
Приклейте эту посуду так, как она разложена.
А теперь Таня и Наташа пойдут в гости к Снежной королеве. Она угостит кукол холодной водичкой, подаст ее в посуде холодных цветов. Все покажите, где у вас наклеена льдинка - дворец Снежной королевы. Разложите посуду так, чтобы самые холодные цвета были поближе к льдинке. У вас две фиолетовые чашки.
Подумайте, какую надо положить поближе к льдинке, а какую - подальше». После проверки и исправления ошибок дети приклеивают посуду (цв. табл. 27).
Работы вывешивают на доску. Педагог вызывает одного-двух детей, хорошо выполнивших задание. Ребята объясняют, почему расположили цвета именно так.
Если есть работы с грубыми ошибками, где спутаны холодные и теплые цвета, воспитатель просит указать их.
Живые лепестки

Вариант 1
Дидактическая задача. Закреплять представление о системе цветов, взаимосвязи цветов и их оттенков в спектре.
Материал. Двенадцать картонных лепестков (20-25 см в длину), окрашенных в шесть спектральных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый - и в шесть промежуточных оттенков по цветовому тону: красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине- фиолетовый, красно-фиолетовый (пурпурный).
Руководство. Дети сидят полукругом, в центре - воспитатель. Двенадцать ребят получают лепестки. Воспитатель сообщает, что сегодня они будут играть в игру «Живые лепестки»: «Я раздала вам лепестки, и они будут сами становиться на свои места. Рассмотрите, каких цветов и оттенков ваши лепестки. А теперь бегите ко мне красный, желтый, синий лепестки. (Ставит детей в кружок с промежутками.) Какой лепесток станет между красным и желтым? Правильно, беги на место, оранжевый лепесток! А между желтым и синим? Так, беги, зеленый лепесток! А теперь беги на свое место, фиолетовый лепесток. Все основные цвета уже прибежали. Теперь промежуточные оттенки выйдут и найдут свои места по моей команде. Раз-два-три, цветик, выходи!» Лепестки разбегаются по своим местам. Сидящие на местах дети помогают, если есть необходимость, найти каждому свое место.
Воспитатель поправляет ошибки, если они все-таки допущены, после чего дежурный собирает лепестки и раздает их другим детям.
Игра повторяется в более быстром темпе.
Дидактическая задача. Закреплять представление о делении цветов на теплые и холодные.
Материал. Картонные лепестки двенадцати цветовых тонов и оттенков (по количеству детей в группе), оранжевый и голубой круги.
Руководство. Дети сидят полукругом вокруг воспитателя Двум водящим раздаются круги: оранжевый - «солнышко» и голубой - «льдинка». Остальные

дети получают по лепестку. Водящие встают друг напротив друга с поднятыми кружками и зовут: «Я - льдинка, все холодные цвета, ко мне!»; «Я - солнышко, все теплые цвета, ко мне!» Дети-лепестки встают в ряд так, чтобы самые теплые цвета были поближе к «солнышку», а другие дальше от него. Так же располагаются и холодные цвета.
Воспитатель помогает «лепесткам» найти свое место, объясняет, что желто- зеленый цвет должен находиться в промежутке между теплыми и холодными, а с другой стороны располагается красно-фиолетовый (пурпурный), так как этот цвет не теплый и не холодный, а промежуточный. Если оказывается по два лепестка одинакового цвета, они становятся рядом.
ФОРМА
Найди по описанию*
Дидактическая задача. Учить детей последовательно обследовать расчлененную орнаментальную форму, описывать ее словесно и узнавать по описанию.
Материал. Два одинаковых набора карточек. Набор состоит из четырех карточек, на которых в определенных ритмических сочетаниях расположены одноцветные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция) (рис. 33). Ширма.
Руководство. Дети делятся на две подгруппы. Подгруппы рассаживаются по обе стороны ширмы С каждой стороны ширмы лежит по одному набору карточек.
Из каждой подгруппы выходят по одному ребенку и садятся по обе стороны ширмы. Сидящий справа выбирает одну из карточек и дает ее последовательное описание.

Воспитатель находится сбоку ширмы, так, чтобы видеть играющих и проверять точность описания и отгадывания. Вначале он напоминает последовательность описания пространственного расположения геометрических фигур на карточке.
Например:
Воспитатель. Какая фигура находится в центре? Ребенок. Квадрат.
Воспитатель. А сверху и снизу? Ребенок. Трапеции.
Воспитатель. Какие фигуры расположены справа и слева? Ребенок.
Треугольники.
Если ребенок не может дать описание или узнать карточку по описанию, его сменяет следующий из его подгруппы. Выигрывает подгруппа, в которой не было замены (или было меньше).
При повторном проведении игры лучше использовать другой материал.
Незаконченные картинки*
Вариант 1

Дидактическая задача. Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм разной величины (круги, овалы с разным соотношением осей). Развивать глазомер.
Материал. Раздаточный: у каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями восьми предметов. Для их завершения необходимо подобрать круглые или овальные (разных пропорций) элементы.
Восемь бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций (цв. табл. 28). Клей, кисть, тряпочка.
Руководство. Воспитатель предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснят, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках, и наклеить их. До наклеивания воспитатель проверяет правильность подбора фигур.
Законченные работы выставляются, и разбираются ошибки.
Вариант 2
Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с разновидностями геометрических фигур (квадратами, прямоугольниками разной величины и с разным соотношением сторон). Развивать глазомер.
Материал. Раздаточный: у каждого ребенка лист бумаги, на котором восемь незавершенных рисунков. Чтобы закончить рисунки, требуются квадраты и прямоугольники разных пропорций. Соответствующие бумажные фигуры (цв. табл. 28). Клей, кисточка, тряпочка.
Руководство. Воспитатель и дети выясняют, что нарисовано на всех картинках, после чего завершают рисунки, подобрав к ним нужные фигуры.
Вначале фигуры раскладывают на места, а потом приклеивают.
Подводится итог.
Вариант 3
Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с разновидностями геометрических фигур - треугольников. Развивать глазомер.


Материал. Раздаточный: листы бумаги с восемью рисунками, для завершения которых нужны разные треугольники. Бумажные треугольники соответствующих форм и размеров (цв. табл. 28). Клей, кисточки, тряпочки.
Руководство. Упражнение организуется так же, как в первых двух вариантах.
Кто больше увидит
Дидактическая задача. Учить детей последовательному зрительному обследованию и словесному описанию формы предмета.
Материал. Парные игрушки, отличающиеся друг от друга отдельными деталями: две обезьяны, два мишки, две куклы и т. д. Руководство. При проведении обследования и описания дети должны усвоить последовательность этого процесса: 1) выделить общую форму предмета, его контур; 2) выявить основные части предмета и назвать их свойства (овальное туловище, круглая голова и т. д.); 3) определить пространственное взаимоотношение основных частей;
4) указать пространственное взаимоотношение более мелких частей.
При первом проведении игры обследование и описание предмета проводит воспитатель. Обследование других предметов делают дети. Воспитатель, обучая детей приемам обследования, прежде всего дает общую характеристику игрушки, основных ее частей, затем описывает мелкие детали (например,., при описании обезьяны: овальное туловище, круглая голова, тонкие длинные лапы, овальные ладони, полукруглые уши, длинные тонкие губы, круглые глаза и т. п.).
Если дети затрудняются в описании игрушки, то воспитатель задает наводящие вопросы, выделяет какую-нибудь деталь, просит назвать, какой она формы, и т. д. Кто добавит еще одну, последнюю деталь, тот (или та подгруппа детей) выигрывает.
Найди на ощупь*

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предмета.
Материал. Несколько одинаковых наборов мелких игрушек. В наборе пятнадцать игрушек. Их укладывают в мешочек, который дают каждому участнику. Коробка с игрушками у воспитателя. Можно использовать деревянные игрушки набора «Угадай, что в мешочке» или игрушечную посуду.
Руководство. Занятие проводится одновременно с двумя-тремя детьми.
Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. Воспитатель по одному предмету ставит на стол. Ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается, ему предлагают внимательно рассмотреть предмет и дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет.
Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.
Фигурки из цветной мозаики
Вариант 1
Дидактическая задача. Формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.
Материал. Раздаточный: у каждого ребенка карточка с образцами предметных картинок, которые можно собрать из мозаики: с одной стороны карточки расчлененные изображения, а с другой - контурные (цв. табл. 29); чистая карточка. Мозаика в коробке с отделениями, в которых лежат разные формы: треугольники - основание 5 см, высота 2,6 см; трапеции - основание 6 и 4,2 см, высота 1,6 см; прямоугольник 1,6X4,2 см; прямоугольник 2X3 см.
Руководство. Воспитатель предлагает детям сначала выложить из мозаики картинку на чистой карточке, глядя на контурный образец. Если ребенку это не удается, педагог просит перевернуть карточку и выложить тот же рисунок по расчлененному образцу. Тем детям, которые не справляются и с этой задачей,