Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
можно разрешить сначала положить на образец элементы мозаики, а потом уже выложить такую же картинку и на чистой карточке.
При повторном проведении упражнения следует переходить к ориентации на нерасчлененный образец, картинки-образцы необходимо заменять новыми.
При повторном проведении упражнения следует переходить к ориентации на нерасчлененный образец, картинки-образцы необходимо заменять новыми.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Вариант 2
Дидактическая задача. Та же, что в первом варианте. Учить планировать действия.
Материал. Аналогичный тому, что в первом варианте (новые картинки).
Руководство. Детям предлагается внимательно рассмотреть контурные образцы и подобрать нужные фигурки, после чего наборы мозаики собираются.
Если у кого-либо не получилось нужное изображение из-за нехватки элементов или неверного их выбора, ему разрешается снова взять набор мозаики и подобрать элементы, руководствуясь расчлененным образцом.
При повторном проведении упражнения следует добиваться, чтобы все дети научились подбирать заранее элементы, пользуясь контурным образцом.
Сложи рисунок*
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить создавать изображения предметов сложной формы по замыслу, пользуясь комбинированием геометрических элементов.
Материал. Раздаточный: у каждого ребенка коробка с шестью различными фигурами: квадрат 5X5 см; квадрат 2,5X2,5 см; большой треугольник
(разрезанный по диагонали маленький квадрат); круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25 см). Всего двенадцать фигур, т. е. два комплекта перечисленных выше геометрических фигур.
Руководство. Воспитатель знакомит детей с материалом и предлагает из имеющихся форм выложить любые предметы, которые они смогут придумать.
По окончании работы воспитатель поощряет детей, отмечает наиболее интересные изображения.
Дидактическая задача. Та же, что в первом варианте. Учить планировать действия.
Материал. Аналогичный тому, что в первом варианте (новые картинки).
Руководство. Детям предлагается внимательно рассмотреть контурные образцы и подобрать нужные фигурки, после чего наборы мозаики собираются.
Если у кого-либо не получилось нужное изображение из-за нехватки элементов или неверного их выбора, ему разрешается снова взять набор мозаики и подобрать элементы, руководствуясь расчлененным образцом.
При повторном проведении упражнения следует добиваться, чтобы все дети научились подбирать заранее элементы, пользуясь контурным образцом.
Сложи рисунок*
Вариант 1
Дидактическая задача. Учить создавать изображения предметов сложной формы по замыслу, пользуясь комбинированием геометрических элементов.
Материал. Раздаточный: у каждого ребенка коробка с шестью различными фигурами: квадрат 5X5 см; квадрат 2,5X2,5 см; большой треугольник
(разрезанный по диагонали маленький квадрат); круг диаметром 1,25 см; полукруг (разрезанный пополам круг диаметром 1,25 см). Всего двенадцать фигур, т. е. два комплекта перечисленных выше геометрических фигур.
Руководство. Воспитатель знакомит детей с материалом и предлагает из имеющихся форм выложить любые предметы, которые они смогут придумать.
По окончании работы воспитатель поощряет детей, отмечает наиболее интересные изображения.
Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущей игре. Усложнение состоит в том, что детям дается тема изображения и вводится элемент соревнования.
Материал. Можно использовать мозаику из наборов «Сложи рисунок»,
«Фигурки из цветной мозаики» и другие наборы. Мозаику можно составить из различных геометрических фигур: прямоугольников (4X5 см; 6X2 см; 6X1 см;
1X2,5 см), квадратов (4X4 см; 1X1 см; 2X2 см), кругов (радиус 0,6 см), полукругов (радиус 0,6 см), треугольников (разрезанный по диагонали квадрат
2,5X2,5 см).
Руководство. Детям предлагают одну и ту же тему при составлении каких- либо предметов. Затем полученные изображения сравниваются, выбирается лучшее.
ВЕЛИЧИНА
Палочки в ряд
Дидактическая задача. Учить детей последовательному расположению в ряд элементов разной величины.
Материал. Десять палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка отличается от стоящей рядом на 2 см.
Руководство. Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки выстроить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание следует выполнять на глаз
(примеривать и переставлять палочки нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право достраивать ряд до конца). «Чтобы выполнить задание верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд»,- поясняет воспитатель.
Сложи дощечки*
Дидактическая задача. Закреплять умение строить последовательный ряд по величине (ширине), упорядочивать ряд в двух направлениях: по возрастанию и убыванию ширины.
Материал. Десять дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Каждая дощечка отличается от рядом стоящей на I см по ширине. (Можно использовать картонки.)
Руководство. Участвующие делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа детей получает набор дощечек. Оба набора помещаются на двух столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны столов. С другой стороны столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна подгруппа по убывающей ширине, а другая по возрастающей). По очереди каждый ребенок подходит к столу и ставит в ряд одну дощечку. Если он сделает правильно, то садится на скамейку, а следующий участник подходит и продолжает ряд. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Если ребенок допустил примеривание или перестановку, он возвращается на место.
Правила. Ребенок, допустивший неточность, тоже возвращается на свое место, его ошибку исправляет следующий. Выигрывает та команда, в которой все дети правильно выполнили задание на глаз (на стульях не осталось ни одного ребенка).
Подгруппы собирают дощечки дважды - сначала по возрастающей, затем по убывающей ширине.
Сломанная лестница*
Дидактическая задача. Учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины, включать недостающие элементы в ряд.
Материал. Десять прямоугольников, величина большего 10Х 15 см, меньшего 1X15 см. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Руководство. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и
сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, го можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят
«сломанную». Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
Три подружки*
Дидактическая задача. Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящиеся -между собой в таком же отношении по величине, как в образце.
Материал. Демонстрационный: набор маленьких матрешек. Раздаточный: наборы больших матрешек. Матрешки должны быть одинаково окрашены, чтобы дети ориентировались только на величину.
Руководство. При первом проведении игры воспитатель ставит перед детьми на отдельном столе три матрешки и говорит: «В наш детский сад пришли новые матрешки. Вам надо встретить их. Пошлите им навстречу трех подружек. А чтобы матрешки не растерялись и догадались, с кем им идти, пусть ваши матрешки так же отличаются по росту, как эти». Затем воспитатель дает словесную характеристику величины каждой новой матрешки: «Эта самая большая. Эта немного выше пояса большой, а самая маленькая матрешка и до пояса большой еще не доросла». При этом воспитатель примеривает матрешек, сравнивает с самой большой. Далее педагог предлагает кому-нибудь воспроизвести соотношение матрешек. Если ребенок не сможет правильно поставить матрешек в ряд, то он использует способ примеривания двух матрешек к большой. При повторном проведении упражнения предварительный анализ соотношений матрешек не проводится Воспитатель ставит кукол и просит найти им подружек.
Купим куклам школьную форму
«сломанную». Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
Три подружки*
Дидактическая задача. Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящиеся -между собой в таком же отношении по величине, как в образце.
Материал. Демонстрационный: набор маленьких матрешек. Раздаточный: наборы больших матрешек. Матрешки должны быть одинаково окрашены, чтобы дети ориентировались только на величину.
Руководство. При первом проведении игры воспитатель ставит перед детьми на отдельном столе три матрешки и говорит: «В наш детский сад пришли новые матрешки. Вам надо встретить их. Пошлите им навстречу трех подружек. А чтобы матрешки не растерялись и догадались, с кем им идти, пусть ваши матрешки так же отличаются по росту, как эти». Затем воспитатель дает словесную характеристику величины каждой новой матрешки: «Эта самая большая. Эта немного выше пояса большой, а самая маленькая матрешка и до пояса большой еще не доросла». При этом воспитатель примеривает матрешек, сравнивает с самой большой. Далее педагог предлагает кому-нибудь воспроизвести соотношение матрешек. Если ребенок не сможет правильно поставить матрешек в ряд, то он использует способ примеривания двух матрешек к большой. При повторном проведении упражнения предварительный анализ соотношений матрешек не проводится Воспитатель ставит кукол и просит найти им подружек.
Купим куклам школьную форму
Дидактическая задача. Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.
Материал. Два набора из четырех картонных фигурок школьниц, последовательно изменяющихся по величине (самая маленькая 5 см, самая большая 9 см); соответствующих размеров школьная форма, фартуки черный и белый, ранцы, банты (цв. табл. 30).
Руководство. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. На двух прилавках магазина раскладывают в случайном порядке все принадлежности для кукол - будущих школьниц. Два ребенка выступают в роли продавцов. Остальные воспитанники делятся на две подгруппы, каждая стоит у своего прилавка. Первым четырем участникам, стоящим ближе к прилавку, раздается по кукле. К каждому прилавку подходит покупатель с одной из кукол и просит показать платье, указывая какого размера вещь ему нужна. Получив товар, примеривает к своей кукле. Если он ошибся и платье не подходит, ребенок отходит, передавая куклу следующему. Если платье выбрано правильно, он продолжает выбирать остальные вещи (по одной). Затем подходит второй покупатель, а первый передает свою куклу другому ребенку. Вещи после покупки возвращаются на прилавок.
Продавцы по ходу игры должны сменяться два-три раза. Каждый ребенок должен минимум один раз побывать в роли продавца или покупателя.
Сестрички идут по грибы
Дидактическая задача. Закреплять умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие двух рядов, находить пропущенный элемент ряда.
Материал. Демонстрационный: фланелеграф, семь бумажных матрешек
(высотой 6 см; 7,5 см; 10,5 см; 11 см; 12,5 см; 14 см) и корзиночки (высотой 2 см;
2,5 см; 3 см; 3,5 см; 4 см; 4,5 см; 5 см). Раздаточный: тот же, но меньшего размера
(высота матрешек от 3 до 9 см, высота корзиночек от 1 до 4 см с разницей 0,5 см).
Руководство. Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы будем играть в игру, как сестрички идут в лес по грибы. Матрешки - это сестрички. Они собираются в
лес. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту». Вызывает ребенка, который на демонстрационном фланелеграфе строит матрешек по росту (в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы»,- говорит педагог. Вызывает второго ребенка, дает ему шесть корзиночек, спрятав одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной матрешке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночек.
Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками. Одна из них остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку Воспитатель дает недостающую корзинку, и ребенок ставит ее на место.
После этого дети получают раздаточный материал, причем в каждом комплекте нет одной корзиночки (первую и последнюю в ряду следует оставить).
У сидящих рядом детей недостающие корзинки должны быть разными по величине. Дети по указанию воспитателя выстраивают в ряд матрешек, а затем под ними - корзиночки. Воспитатель раздает детям недостающие корзинки, дети включают их в ряд. Ребята, сидящие рядом за одним столом, проверяют работу друг у друга, выявляют ошибки.
Педагог проходит по рядам, проверяет, как воспитанники справились с заданием, подводит итог.
КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Цветочный магазин
Дидактическая задача. Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и цветовому тону.
Материал. Листья и цветы.
Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками. Одна из них остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку Воспитатель дает недостающую корзинку, и ребенок ставит ее на место.
После этого дети получают раздаточный материал, причем в каждом комплекте нет одной корзиночки (первую и последнюю в ряду следует оставить).
У сидящих рядом детей недостающие корзинки должны быть разными по величине. Дети по указанию воспитателя выстраивают в ряд матрешек, а затем под ними - корзиночки. Воспитатель раздает детям недостающие корзинки, дети включают их в ряд. Ребята, сидящие рядом за одним столом, проверяют работу друг у друга, выявляют ошибки.
Педагог проходит по рядам, проверяет, как воспитанники справились с заданием, подводит итог.
КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Цветочный магазин
Дидактическая задача. Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и цветовому тону.
Материал. Листья и цветы.
Руководство. Листья и цветы размещают на столе - прилавке. В начале игры роль продавца берет на себя воспитатель. Дети по очереди подходят и подробно описывают цветок или листочек, который хотят купить. Воспитатель задает наводящие вопросы, которые помогают отличить один объект от другого, похожего на него, например: «Какой овал, длинный? А на кончике есть заострение?», «Какой оттенок желтого?» и т. п.
Получив подробное описание цветка или листочка, продавец продает его покупателю.
В дальнейшем продавцами могут становится все дети поочередно.
Аппликация «Калейдоскоп»
Дидактическая задача. Закреплять умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков одновременно, воспроизводить их положение в пространстве.
Материал. Демонстрационный: несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента (цв. табл. 31) с тремя осями симметрии, включающего элементы двух или трех цветов (по два оттенка каждого цвета), двух форм (по две разновидности). Раздаточный: листы бумаги с начерченными осями симметрии
(правильный шестиугольник, сторона 9 см), клей, кисточки для клея, тряпочки, элементы для создания орнамента, аналогичного образцу (по шесть экземпляров каждого вида геометрических фигур).
Руководство. Воспитатель обращается к детям: «Сейчас я вам раздам калейдоскопы. Каждый посмотрит, повернет три-четыре раза и передаст соседу...
Вы видели красивые узоры. Но в калейдоскопе узор не сохраняется - при малейшем, даже незаметном движении он изменяется. А мы сегодня сделаем картинку как в калейдоскопе, только остановившуюся. (Педагог показывает орнамент.) Посмотрите, какой красивый, но очень сложный узор. Он состоит из разных фигур. Давайте рассмотрим, какие здесь фигуры, по каким признакам они различаются и как расположены».
Педагог и дети выясняют, что узор составлен из фигур двух форм, каждая форма имеет две разновидности и три (можно два) цвета - по два оттенка каждого цвета. Затем взрослый обращает внимание на взаимное расположение фигур, на то, что каждая фигура повторяется шесть раз.
После этого воспитатель предлагает детям разложить свои фигуры так же, как в орнаменте-образце. Далее дети, сидящие за одним столом, проверяют друг у друга правильность выполнения работы, а воспитатель, проходя вдоль рядов, обращает внимание детей на допущенные ошибки, предлагает исправить их.
По окончании проверки ребята приклеивают фигуры «калейдоскопа».
Работы вывешиваются и анализируются. Подводится итог.
Лото «Форма и цвет»
Дидактическая задача. Закреплять умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на соотношение признаков.
Материал. Четырнадцать карт, каждая разделена на восемь клеток. В каждой клетке - рисунок кувшина. Клетки различаются между собой по цвету фона, на котором изображен рисунок, цвету самого кувшина и его форме. Всего использовано по два оттенка четырех основных цветов и рисунки кувшинов двух пропорций (цв. табл. 32). 112 карточек, соответствующих всем клеткам больших карт.
Руководство. Одновременно в игре могут участвовать от двух до семи детей. Для начала можно раздать играющим по одной карте, а маленькие карточки рассортировать, отбросив лишние. В дальнейшем количество карт следует увеличить.
Ведущий (сначала воспитатель, а потом один из играющих детей) достает из коробки одну карточку, показывает ее. Дети сравнивают рисунок с рисунками на своих картах, и тот, кто обнаружил у себя точно такой же, получает карточку и закрывает ею соответствующую клетку. Если он ошибся, карточку ему не дают.
Участники игры проверяют его. Ребенок, который первым закрыл все клетки своей карты, считается выигравшим.