Файл: Рецензенты доктор педагогических наук Т. С. Комарова, заведующая яслямисадом 723 Москвы Ф. И. Самсоиова Венгер Л. А. и др.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Захватывание игрушек из рук взрослого (организуется с 3 месяцев)
Дидактическая задача. Развивать зрительно-двигательную координацию.
Материал. Погремушки с ручкой для захватывания, но лучше использовать деревянные ложки с хохломской росписью (цв. табл. 3). Конструкция ложки сходна с конструкцией погремушки с рукояткой, а художественные качества хохломской росписи несоизмеримо выше оформления пластмассовых погремушек.

Руководство. Ребенку, лежащему на спине, показывают красивую ложку, которую взрослый держит таким образом, чтобы рукоятка была свободной.
Взрослый, медленно покачивая ложку, привлекает внимание ребенка и держит ее на расстоянии 20 см от груди ребенка.
Как только малыш сделает попытку взять ложку (раскроет ладонь и слегка направит руки в сторону предмета), взрослый приближает ложку к раскрытой ладони ребенка, позволяя ее захватить.
Если малыш выпускает игрушку из рук, взрослый снова берет ее в свои руки и снова показывает ребенку.
При схватывании игрушки ребенком взрослый обращает внимание на амплитуду движения предплечья и плеча ребенка. Если малыш захватывает предмет только ладонью, не направляя предплечье ему навстречу, то после захвата взрослый берет ложку за черенок ниже руки ребенка и, слегка оттягивая ложку к себе, передает мышечное усилие руке ребенка.
На первом этапе обучения ребенок при виде игрушки рассматривает ее внимательно, раскрывает ладонь и делает слабое, едва заметное движение навстречу предмету, а после захвата удерживает его в руке несколько секунд.
На последующих этапах малыш активно направляет руку к предмету и схватывает игрушку, находящуюся над его грудью. Игра сопровождается неторопливым, спокойным разговором, поощрением ребенка, ласковым поглаживанием его.

Занятие будет интересным малышу длительное время, если использовать разные по расцветке ложки. Ребенок с удовольствием рассматривает ложку, которую самостоятельно держит в руке, приближая ее и удаляя.
Игра проводится два раза в день. Ее продолжительность 3-5 минут.
Постепенно удобная для захватывания ложка может быть заменена другим, менее удобным для захватывания предметом, но сформированный навык схватывания позволит ребенку успешно манипулировать разнообразными игрушками.
Схватывание предметов разной величины (организуется с 3-3,5
месяцев)
Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспособлении движений руки к величине схватываемого предмета.
Материал. Большие и маленькие кольца от деревянной пирамидки
(диаметром 4,5-5 и 3 см). Толщина колец0,5-1,5 см (рис. I).
Следует помнить, что ребенку в руки даются предметы размером не менее 3 см, так как более мелкие предметы малыш может проглотить, засунуть в ухо, нос и т. д.
Желательно в распоряжение ребенка предоставить три больших и три маленьких кольца.
Руководство. В ходе игры-занятия взрослый помещает перед малышом, лежащим на животе, большое кольцо и наблюдает, что будет с ним делать ребенок. Скорее всего ребенок схватит его и потащит в рот. Задача взрослого - помешать малышу это сделать. Мягким движением высвободив кольцо, взрослый опять кладет его перед ребенком, предоставляя возможность схватить предмет снова.
После того как малыш поиграет с большим колечком, перед ним размещают маленькое колечко и снова дают возможность схватить предмет. Взрослый наблюдает за действиями ребенка: рассматривает ли малыш кольцо или же сразу схватывает его и тащит в рот? Маленькое колечко используется также два раза подряд.


Затем перед малышом размещаются все большие и маленькие кольца, и ему предоставляется возможность брать их по собственному усмотрению в любом порядке. Беря поочередно большие и маленькие предметы, ребенок упражняет руку, пальцы, приспосабливает их к захвату, удерживанию и манипулированию предметами.
Отверстия в кольцах для нанизывания на стержень пирамидки имеют большое значение. Ребенок, попадая пальчиком в отверстие, вынужден придерживать кольцо и другим пальцем. Таким образом развивают мелкие движения руки.
Игра длится 5 минут. В ходе ее взрослый ласково разговаривает с ребенком, не отвлекая его от действий с предметами. В конце игры взрослый, высказывая одобрение, улыбается, хвалит малыша, поглаживая его по головке, берет на руки.
Игра долгое время будет интересной, если использовать кольца разного цвета.
Проводится игра в течение трех-четырех дней. После некоторого перерыва она снова становится привлекательной для ребенка.
Примечание. Вместо колец в дальнейшем могут использоваться другие предметы. Важно учитывать общий принцип их подбора, изложенный выше: размер маленького предмета должен быть не менее 3 см, а разница между большим и маленьким предметами составляет 1,5- -2 см.
Схватывание предметов круглой и квадратной формы (организуется с
3,5-4 месяцев)
Дидактическая задача. Упражнять ребенка в приспособлении движений руки к форме схватываемого предмета.
Материал. Предметы круглой и квадратной формы. Диаметр круглых предметов равен 3 см, стороны квадрата равны также 3 см. Толщина предметов составляет 1,5 см. Можно использовать уже знакомое по прежней игре кольцо пирамидки и деревянный брусок из набора строительного материала. Важно, чтобы цвет предметов был одинаков (рис. 2).

Руководство. Перед лежащим на животе ребенком размещаются уже знакомые ему одно-два колечка и предоставляется возможность поиграть с ними.
После того как у ребенка снизится интерес к кольцам, перед ним снова помещаются эти кольца и один квадратный брусок.
Взрослый молча, чтобы не отвлекать внимание малыша, размещает дидактический материал и наблюдает за действиями ребенка. Малыш скорее всего возьмет предмет новой для него формы - квадратный брусок.
В процессе игры несколько раз изменяется взаимное расположение предметов разной формы. При первоначальном показе важно, чтобы новый предмет лежал посередине, в дальнейшем он может находиться и справа и слева в ряду. Промежутки между предметами составляют примерно 5 см. При большем расстоянии малышу труднее переводить взгляд с одного предмета на другой, сравнивая их между собой.
Важно, чтобы малыш, знакомясь с предметами, активно обследовал их руками. Предметы разной формы предполагают соответствующие способы действия с ними: разное раскрытие ладони, поворот кисти руки и т. д. Вначале могут наблюдаться неуклюжие попытки захвата предмета, но постепенно ребенок начинает раскрывать ладонь и размещать пальцы наиболее удобным образом для захвата предмета той или иной формы.


Игра длится около 5 минут. Повторяется в течение трех-четырех дней в зависимости от заинтересованности ребенка.
Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы
(организуется с 4,5-5 месяцев]
Дидактическая задача. Та же, что и в предыдущей игре.
Материал. По три предмета треугольной и прямоугольной формы. Каждая сторона предметов треугольной формы равна примерно 3 см, стороны прямоугольных предметов 3 и 4,5 см. Толщина предметов равна 1,5 см (рис. 3).
В качестве дидактического материала можно использовать детали из набора строительного материала, прямоугольные бруски «кирпичики» и треугольные призмы - «крыши».
Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, кладут вначале один прямоугольный брусок. Взрослый наблюдает, что будет делать малыш с предоставленным в его распоряжение предметом. После того как ребенок схватит игрушку, взрослый кладет перед ним еще один прямоугольный брусок. Как
правило, дети сразу же оставляют прежнюю игрушку и схватывают новую. Таким образом помещается перед ребенком и еще один «кирпичик».
Игра длится около 5 минут и в течение дня может проводиться дважды.
Через день-два среди трех знакомых брусков размещается одна треугольная призма. Постепенно взрослый добавляет к имеющимся в распоряжении ребенка предметам еще две треугольные призмы и фиксирует для себя, каким игрушкам отдает предпочтение ребенок.
Хорошо, если малыш проявляет интерес к предложенному материалу, особенно к предметам новой формы.
Взрослый хвалит ребенка, гладит его по головке, берет на руки, улыбается ему.
Игра проводится в течение трех-четырех дней подряд и может снова заинтересовать малыша после недельного перерыва, но теперь ее целесообразно проводить два-три раза. Продолжительность игры около 5 минут.
Рассматривание декоративных панно (организуется с 5-5,5 месяцев)
Дидактическая задача.
Обогатить ребенка впечатлениями при рассматривании яркого живописного изображения.
Материал. Используется жостовский поднос размером 40 X 18 см с изображением цветов (цв. табл. 3).
Руководство. У хорошо освещенной стенки взрослый размещает горизонтально живописный поднос. Ребенок лежит на животе на расстоянии 80-
100 см от подноса. Взрослый при этом находится позади ребенка или сбоку, стараясь не попадать в поле зрения малыша, привлекает его внимание к ярким цветам, изображенным на подносе.
После 2-3 минут рассматривания при энергичных попытках малыша приблизиться к изображению взрослый приставляет ладонь к стопам ребенка, создавая таким образом упор для ног. Отталкиваясь ногами от ладони взрослого, малыш приближается к подносу, рассматривает его в новой позиции, трогает руками.


Затем ребенка опять кладут на живот на прежнем расстоянии от подноса и предоставляют ему возможность снова рассматривать яркие цветы, приблизиться к ним, энергично отталкиваясь ногами от ладони взрослого.
Игра длится 5-7 минут. При этом панно можно размещать как горизонтально, так и вертикально. Важна его хорошая освещенность.
При периодической замене предметов для рассматривания интерес ребенка к игре не пропадает довольно долго. Интервалы в несколько дней, после которых предмет воспринимается ребенком как новый, также поддерживают интерес.
В дальнейшем с промежутками в один-два дня игра может проводиться в течение трех-четырех недель. Продолжительность игры около 5 минут.
Манипулирование гирляндой больших и маленьких предметов
(организуется с 6 месяцев)
Дидактическая задача. Накопление зрительного, осязательного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной величины.
Материал. Кольца от деревянной пирамидки, соединенные шнуром таким образом, чтобы два больших и два маленьких кольца чередовались (рис. 4).
Кольца закрепляются в гирлянде на расстоянии 2 см одно от другого. Такое расстояние необходимо для обследования величины и формы каждого кольца в гирлянде. Захватывая большие и маленькие кольца, ребенок всякий раз приспосабливает руку для захвата в соответствии с величиной предмета. Плотное соединение деталей погремушек и игрушек мешает обследованию их формы.
. Руководство. Перед ребенком, лежащим на животе, размещается гирлянда колец разных размеров. Взрослый наблюдает за действиями ребенка. Для захвата большого кольца сверху ребенку необходимо широко раскрыть ладонь, в то время как маленькое кольцо можно захватить пальцами. При захвате колец сбоку за ребро ребенок совершает еще более тонкое движение пальцами. Иногда малыш может взять пальцами шнур, соединяющий кольца.
Вначале, как правило, ребенок шлепает раскрытой ладонью по большому и по маленькому кольцу. Шлепнув ладонью по поверхности кольца и не схватив
игрушку, он повторяет движение, меняя при этом движение пальцев таким образом, что достигает желаемого результата, схватывает предмет.
Взяв одно кольцо, малыш затем придвигает другие кольца в гирлянде и, привлеченный ими, берет в руки поочередно большие и маленькие предметы, всякий раз приспосабливая руку для схватывания и удерживания игрушек.
Очень быстро малыш начинает точно направлять руку к предметам разной величины без предварительных примеривающих движений.
При манипулировании разнообразными предметами у малыша развиваются движения рук, глазомер. Движения рук начинают контролироваться зрением. В результате совершенствуется зрение и общая сенсорная активность ребенка.
Соединенные в гирлянду кольца позволяют малышу действовать какое-то время самостоятельно. Те же предметы, представленные порознь, раскатываются, и малыш не всегда может их достать.
Интерес к ним быстро снижается. Немаловажен и вес предметов. У малышей достаточно сильные руки, поэтому более тяжелые деревянные (а не

пластмассовые) кольца необходимы для обеспечения нормальной мышечной нагрузки.
Внимание ребенка привлекает и звук игрушек. Потряхивая гирлянду игрушек, малыш прислушивается к звукам. Перевернувшись на спину, ребенок продолжает манипулировать игрушками, находя их сбоку от себя или в других местах. Продолжительность игры от 5 до 10 минут.
Манипулирование гирляндой предметов разной формы (организуется с
6-7 месяцев)
Дидактическая задача. Накопление зрительного опыта, совершенствование движений рук при схватывании предметов разной формы.
Материал. Гирлянда деревянных предметов разной формы: два бруска и два кольца. Размер брусков: ЗХЗХ',5 см; колец: диаметр 3 см, толщина 1,5 см. Бруски и кольца соединены шнуром в гирлянду и отстоят один от другого на расстоянии
2 см (рис. 5)
Гирлянду можно также сделать из деревянных шариков и кубиков с отверстиями в центре. Цвет и величина предметов одинаковы.
Руководство. Перед лежащим на животе ребенком размещают гирлянду деревянных предметов и предоставляют возможность манипулировать ею.
Если ребенок не видел раньше среди своих игрушек предметов квадратной формы, то скорее всего его заинтересует квадратный брусок. При первой попытке взять предмет пальцы неуклюже скользнут по квадратному бруску. Тогда малыш возьмет всю гирлянду в руки.
Наблюдая за действиями ребенка, можно увидеть, как он поворачивает в руках квадратный брусок, рассматривает его, держа пальцами обеих рук за углы.
При последующих манипуляциях ребенок будет по-разному подготавливать руку к захвату круглых и квадратных предметов. Схватить брусок сложнее, чем кольцо. Захватывая квадратные предметы, малыш распределяет пальцы по сторонам квадрата. При схватывании круглого предмета пальцы руки держатся гораздо свободнее. Взрослый
периодически размещает гирлянду таким образом, чтобы форма предметов была видна ребенку, и наблюдает за способом их схватывания.
Можно сделать гирлянды и из небольших игрушек, деталей от разнообразных погремушек. Именно комплекс игрушек, соединенных между собой, дает ребенку возможность получать разнообразные впечатления, способствующие накапливанию сенсорного опыта.
Продолжительность игры данного типа 5-10 минут в каждый отрезок бодрствования.
Манипулирование бочонком (организуется с 8 месяцев)
Дидактическая задача. Обогащать ребенка впечатлениями. Знакомить с элементарными способами совмещения частей предмета.
Материал. Хохломской бочонок с крышкой высотой 12-14 см (цв. табл. 3).
Руководство. Показав ребенку бочонок на расстоянии полуметра, взрослый вызывает у него желание приблизиться к новому предмету. Если малыш подполз к бочонку и пытается взять его из рук взрослого, не следует сразу отдавать ему предмет. Держа крепко в руках бочонок, взрослый предоставляет возможность взяться за крышку и открыть его. Скорее всего это случится со второй или третьей попытки. Но сколько радости принесет младенцу результат его собственных действий!
Получив крышку от бочонка, малыш начинает рассматривать ее, поворачивает то одной, то другой стороной, перекладывая из руки в руку, а возможно, и тянет в рот. Если ребенок выронит круглую крышку, то, покатившись, она снова привлечет его внимание, и он опять потянется к привлекательному предмету.
После непродолжительного манипулирования ребенка крышкой (1-2 минуты) взрослый закрывает бочонок и снова предлагает малышу открыть его.
Малыш открывает крышку, может катать бочонок, ползти за ним, когда он откатится. Периодически взрослый закрывает бочонок крышкой, предоставляя ребенку возможность упражняться в открывании. Не сразу малышу удается