Файл: Теоретические основы развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста в процессе изобразительное деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– организацию «учебного сотрудничества»;
– создание ситуаций «открытого незнания»;
– моделирование детьми композиционных схем на занятиях изобразительной деятельности
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что период младшего школьного возраста даёт прекрасные возможности для развития композиционных навыков в изобразительной деятельности. Для этого необходимо создавать специальные условия. Важнейшим аспектом, по данным психологов, является систематическое совершенствование, развитие у детей младшего школьного возраста композиционного мышления и целостного восприятия для способности усваивать специальные знания, умения и навыки в композиции. Именно от этих факторов и выделенных условий зависит положительный результат изобразительной деятельности.
1.2. Характеристика изобразительной деятельности в начальной школе
Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, развития у учащихся начальных классов эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Изобразительная деятельность, в наибольшей степени воздействует на ребенка. Она формирует и развивает многие личностные, психические и эстетические качества учащегося. Изобразительное творчество играет важную роль для интеллектуального и художественного развития учащихся начальной школы.
В современной российской системе образования вводятся новые системы и технологии обучения. Поэтому проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день, так как работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание. Некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки учебной деятельности, и практикуются в виде самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.
На основании анализа специальной психолого-педагогической литературы мы можем выделить общие черты изобразительного творчества младшего школьника.
В работах ребят младшего школьного возраста присутствует композиционное мастерство, колористическое совершенство, предельная выразительность, непосредственность и целеустремленность. Одним словом, все то, что характеризует подлинное произведение искусства. Если, изображая озеро, ребенок показывает его стоящим вертикально, а дорогу направляет в небо, или когда ребенок рисует в плане людей и животных и, желая избежать ракурсов, положил их на землю плашмя, то все это характеризует изображение как творческие находки. Между тем учащийся не умеет рисовать иначе, соприкасаясь с изобразительным искусством, само искусство оказывает непосредственное воздействие на духовную жизнь младшего школьника, на развитие его интеллекта и других психических аспектов.
Процесс творчества, в своих работах, специалист по теории творчества и науковедению, кандидат философских наук А.Н. Лук рассматривает путем анализа трех групп способностей, связанных с умственной деятельностью, темпераментом и мотивацией.
Перечислим их: легкость ассоциирования и воображения; критичность мышления; антиконформизм мышления; гибкость мышления; диалектичность мышления; оригинальность мышления; способность к видению (постановке) проблем; способность к свертыванию мыслительных операций, которая выражается в символическом обозначении понятий и отношений между ними; способность генерирования идей (умение развивать их); способность к оценочным действиям и выбору; зоркость в поисках как специфическое качество мышления, дающее возможность человеку не пройти мимо случайных явлений, а распознать в них ключ к разгадке тайны.
Постоянным спутником младшего школьника является творчество. Одним из самых интересных видов творческой деятельности рассматриваемого возрастного периода является изобразительная деятельность. Умственно и физически развиваются учащиеся в процессе рисования, так как функционирование мелкой моторики оказывает прямое воздействие на работу мозга .
Хорошо рисующие учащиеся отличаются тем, что они логично рассуждают, более внимательны. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях мышления, воображения и памяти. К задачам педагогов изобразительной деятельности и творчества относятся:
1. Обогащение знаний и представлений о разнообразии предметов окружающего мира (форма, цвет), о художественно-выразительных возможностях изобразительных материалов (гуашь, фломастеры, кисти, ватные палочки, поролоновые кисти ).
2. Содействие становлению природосообразных умений и навыков, необходимых для передачи замысла изображения и выразительности образа.
3. Обеспечение оптимальных условий развития самостоятельности, творческой активности на занятиях изобразительного творчества.
К приоритетным средствам реализации данных задач относятся:
- Интеграция познавательной и изобразительной деятельности на занятиях;
- Рассматривание предметов, выделение сходств и различий, любование окружающим миром;
- Смешение техник создания графического изображения;
- Безоценочный характер отношения к продукту деятельности;
- Развитие сенсомоторной, зрительной памяти;
- Создание условий для художественной деятельности – изостудия;
- Помощь, совместное решение задач изобразительной деятельности;
- Природосообразная мотивация изобразительной деятельности;
- Диалогический характер общения педагога и ребенка в процессе занятий;
- Обучение правилам работы с инструментами;
- Доступность для использования разнообразность художественных материалов;
- Игры с художественными материалами (анимация);
- Последовательность в освоении возможностей инструментов и материалов для изобразительной деятельности, вариативность в приемах создания графических образов;
- Обогащение среды по отношению к содержанию занятий. Отбор методов и приемов организации познания и изображения в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Таким образом, курс по изобразительной деятельности направлен на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности. Благодаря изобразительной деятельности формируются ценностные ориентиры в области изобразительного искусства, уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей, развиваются самостоятельность и стремление к поиску самостоятельных решений, готовность к отстаиванию своего эстетического идеала, духовная и эстетическая потребность в восприятии прекрасного, а также навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
1.3 Методические аспекты развития композиционных умений у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности деятельности
Методические аспекты развития композиционных умений учащихся состоят из целевого, мотивационного, содержательного, критериального и результативного компонентов.
Рассмотрим каждый из перечисленных.
Целевой компонент. Достижение поставленной цели осуществляется на основе обозначенных принципов обучения: научности, наглядности, последовательности и системности, единства сознания и деятельности, прочности усвоения знаний, умений и навыков, проблемного обучения.
Отдельная роль отведена мотивационному компоненту: методу мотивации внешнего стимулирования, методу самоактуализации, методу поощрения.
Основными исходными положениями функционирования содержательно-процессуального компонента выступают классические принципы дидактики.
Критериально-диагностический компонент модели включает в себя комплекс диагностических методик, а также систему критериев и показателей, по которым можно судить об уровнях развития композиционных умений учащихся системы дополнительного образования.
Результативный компонент оценивает эффективность образовательного процесса, которая проявляется в виде позитивных изменений в уровнях развития композиционных умений учащихся системы дополнительного образования.
Цель преподавания композиции младшим школьникам на занятиях в учреждениях дополнительного образования - развитие композиционных умений, необходимых для создания полноценного художественного образа в контексте композиционного мышления. Как уже отмечалось выше, от понимания сути композиции, от уровня развития композиционных умений как составляющей композиционного мышления зависит и творческое развитие ребенка, и успешность обучения изобразительному искусству.
С учетом того, что цель композиции - художественная выразительность, педагогическая деятельность на занятиях изобразительного искусства обязательно должна включать искусствоведческую и эстетико-художественную компоненты. Тем не менее мы согласны с утверждением, что «В композиции конструкция занимает одно из важнейших мест, определяющих замысел. Это обобщенная и упрощенная форма, выявляющая взаимоотношения между главными и составными частями композиции по их смыслу и построению, предшествующая последующей разработке» .
В композиционной деятельности в начальной школе можно выделить следующие ступени побудительную, подготовительную и исполнительную.
В первой фазе проявляется индивидуальная готовность к художественной деятельности в ответ на действие внутренних (неосознанные потребности в развитии, индивидуальные природные задатки) и внешних факторов (появление нового в окружающей среде, эмоциональная реакция удивления или четко поставленная задача). Появление замысла (видение внутренним взором) дает толчок рождению образа. Вследствие небольшого запаса наблюдений, знаний, неразвитости специальных изобразительных умений детские образы ещё весьма схематичны, подвижны и неустойчивы.
На стадии формирования замысла ученику необходимо актуализировать и обобщить имеющиеся у него знания и личный творческий опыт по заданной теме, стимулировать воображение и придать ему определённую направленность. Эффективно на занятии создавать обстановку, напоминающую «мозговой штурм». Например, при создании тематической композиции каждому предлагается рассказать о ситуации, созвучной названному сюжету, - «всё, что приходит в голову». Вначале идеи не отличаются высокой оригинальностью, но преподаватель наводящими вопросами пытается нащупать свежую ассоциацию. Каждое высказывание стимулирует новую ситуацию, по прошествии некоторого времени шаблонные идеи исчерпываются, начинают возникать необычные. Педагог каким-либо образом фиксирует идеи (быстрым наброском, оперативно подобранной картинкой из интернет - источников). Обстановка на занятии должна поддерживать устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Педагог - координатор, побуждая воображение и фантазию ребенка, обогащая копилку зрительных образов, обращаясь к памяти и пробуждая ассоциации ученика, предоставляет недостающие знания для генерации возможных вариантов решения художественной задачи.
Для придания игрового характера уроку с детьми 7-10 лет их можно разделить на маленькие группы. Каждая группа получает определенный набор загадок. Все загадки заранее продуманы таким образом, чтобы из ответов на них ученики могли сочинить полноценные сюжеты и выполнить тематические композиции.
Замыслу и переживанию придаётся выразительный образ, некоторая мысленная пространственная картина, - первооснова композиционного решения. «Первоначальный композиционный расчет, то есть воображаемая композиционная схема, обычно кладется художником в основу первичной мысли о будущей полноценной картине. Она впоследствии...наполняется живым действием... Схемы играют большую подсобную роль, способны многое упростить, систематизировать, обобщить и уяснить».