Файл: Актуальные проблемы квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 540
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
Далее попытаемся дать более полное представление об угрозах транспортной безопасности, которые возникают при внутреннем взаимодействии между транспортом и человеком. Для этого необходимо разделить транспортную деятельность на этапы (или виды). Каждый из них обладает самостоятельным значением. Кроме того, данные этапы отличаются еще и тем, что все они имеют самостоятельную цель, обладают своим собственным характером, а также присущим каждому из них способом взаимодействия между собой и человеком.
Итак, если следовать заданному принципу, то можно выделить три таких этапа: Первый этап - ввод транспортного средства в эксплуатацию; второй этап - эксплуатация и движение транспорта; третий этап - ремонт и техническое обслуживание транспорта. Сразу же возникает вопрос, какого рода опасности для транспортной системы здесь могут существовать? По этому поводу можно отметить следующее. В специальном законодательстве содержатся правила и предписания, которые регулируют движение и эксплуатацию транспорта, а также регламентируют работу различных элементов транспортной системы. Помимо этого, также существуют правила, которые регламентируют особенности ремонта различного вида транспорта
(железнодорожного, водного и т.д.) и порядок ввода его в эксплуатацию.
Таким образом, при внутреннем взаимодействии между транспортом и человеком, основную угрозу для транспортной безопасности несет нарушение указанных правил и предписаний лицами, которые отвечают за безаварийную работу транспорта.
Отталкиваясь от заданного принципа, попытаемся выяснить, какие существуют внешние угрозы, которые несут опасность безопасной работе транспорта.
Прежде всего, такие угрозы несут сами пассажиры, которые могут оказывать различного рода неблагоприятное воздействие на движение транспорта. К примеру, нередки ситуации, когда пассажиры переходят между вагонами поезда тогда, когда это запрещается (например, во время
13 движения); бывают случаи, когда пассажиры высовываются из окон поезда прямо во время движения либо самовольно открывают двери вагона во время движения поезда.
Оказывать неблагоприятное воздействие на транспорт либо его инфраструктуру или ее элементы могут и третьи лица, которые сами непосредственно не являются участниками отношений между человеком и транспортом. К примеру, такое неблагоприятное воздействие происходит тогда, когда какое-либо лицо, руководствуясь различными мотивами, может повредить, привести в негодность (или даже разрушить) транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации и связи или другое транспортное оборудование.
Учитывая технологические особенности транспортной деятельности, выделенные нами факторы внешней и внутренней опасности можно дифференцировать на еще более мелкие подвиды. К примеру, в специализированной литературе содержится детальная классификация всех видов опасностей, связанных с управлением в сфере транспорта [18, c. 231].
Но мы считаем, что с позиции правового регулирования делать это не имеет никакого смысла. С нашей точки зрения, более логично объединить все факторы опасности в крупные группы, для того, чтобы обобщить их и тем самым упростить их восприятие.
Данный подход несет за собой ряд определенных преимуществ. Во- первых, благодаря ему можно будет избавиться от путаницы с терминами.
Во-вторых, если следовать этому подходу, то нет никакой необходимости использовать в нормативно-правовых актах (включая и УК РФ) различные сложные критерии и технические термины, которые трудно воспринимаются обычным человеком, не обладающим специальными познаниями в транспортной сфере. Кроме того, в аналогичных случаях законодатель при построении уголовно-правовых запретов, как правило, использует бланкетные конструкции. Это делается не случайно, а для того, чтобы как можно больше упростить возможность понимания их сущности.
14
Необходимо отметить, что большинство ученых положительно отзывались о преимуществах предложенного нами способа [7, c. 112]. Ведь если максимально детализировать все возможные нарушения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта, то это неизбежно приведет к тому, что появится слишком большое число конкурирующих друг с другом запретов. Кроме того, появится и еще одна проблема - криминализационная избыточность. В конечном итоге, все это приведет к тому, что правоприменитель столкнется с рядом значительных трудностей.
Таким образом, мы предложили вполне рациональный подход, который позволит гораздо лучше уяснить сущность и содержание угроз, которые связаны с безопасностью в сфере транспорта. Одним из достоинств данного подхода является то, что он полностью соответствует уже сформировавшейся системе средств уголовно-правового обеспечения безопасности в сфере транспорта, которая была закреплена в действующем УК РФ. Костяк данной системы составляют четыре нормы.
Защиту от внутренних угроз обеспечивают запреты, касающиеся нарушения правил движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, эксплуатации железных дорог и других его элементов (ст. 263 УК РФ), ремонта и ввода в эксплуатацию железнодорожного транспорта и его элементов работниками железнодорожного транспорта и (ст. 266 УК РФ).
Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта от внешних угроз призваны обеспечивать нормы об ответственности за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.
267 УК РФ) и нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).
Итак, в данной части параграфа был проанализирован механизм обеспечения транспортной безопасности, который установлен в действующем уголовном законе. В результате анализа можно сделать вывод о том, что в настоящее время имеются все необходимые средства для того,
15 чтобы обеспечить стоящие перед этим механизмом задачи. При этом необходимо отметить, что пока еще этот механизм весьма далек от своего совершенства. Поэтому нужно проводить более действенную и последовательную борьбу с различными внутренними и внешними угрозами, которые посягают на безопасность движения и эксплуатации транспорта.
В уголовном законодательстве, регулирующем транспортные преступления, а также в специализированном транспортном законодательстве, имеется немало проблем и пробелов, которые требуют разрешения и восполнения соответственно. Поэтому в будущем потребуется провести большую законодательную работу, направленную на совершенствование законодательства в сфере транспортной безопасности.
1.2 Общая характеристика преступлений против безопасности
движения и эксплуатации транспортных средств в уголовном
законодательстве Российской Федерации
В российском уголовном законодательстве отсутствует понятие транспортного преступления. Что касается теории уголовного права, то среди ученых нет единодушия относительно дефиниции этого понятия, поэтому здесь оно не получило четкого и ясного определения.
Существует множество работ, в которых исследовались транспортные преступления, однако большинство их авторов в основном сосредотачивались на анализе какого-либо отдельного вида транспортного преступления. Следствием этого является терминологическая путаница. Как правило, авторы этих работ использовали в своих трудах такие понятия как:
«автотранспортные преступления», «преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта», «дорожно-транспортные преступления», «воздушно- транспортные преступления», воднотранспортные преступления»,
«преступные посягательства на безопасность мореплавания» и т. д.
16
Необходимо отметить, что в юридической литературе понятие
«транспортное преступление», как правило дается применительно к конкретному виду транспорта. Разумеется, что наибольшее количество терминов было выработано применительно к автомобильному транспорту.
Например, И.Г. Маландин формулировал понятие автотранспортных преступлений следующим образом: «совершенное лицом по неосторожности или умышленно общественно опасное действие либо бездействие, нарушающее правила безопасности движения и эксплуатации средств автомототранспорта и городского электротранспорта и приводящее к наступлению (или реальной возможности наступления) указанных в законе тяжких последствий» [74, c. 14].
А.С. Кузьмина, В.П. Перфилов и некоторые другие авторы в своих работах по сути воспроизвели указанное определение, но с незначительными изменениями.
В. В. Лукьянов отмечал, что понятие «автотранспортные преступления» ошибочно употреблять применительно к транспортным преступлениям. По его мнению, данное определение является по меньшей мере неточным, поскольку оно не способно охватить те транспортные преступления, которые совершаются с применением иных механических транспортных средств. В связи с этим, указанный автор полагает, что правильнее употреблять термин «дорожно-транспортные преступления» и следующим образом раскрывает его определение: «правонарушения, выражающиеся в нарушении каких-либо правил, которые относятся к безопасности движения и влекут за собой последствия в виде уголовной ответственности. Некоторые авторы, например, Н.В. Якубенко определяют дорожно-транспортное преступление аналогичным образом [74, c. 15].
В теории уголовного права также выделяются преступления, которые посягают на безопасность мореплавания». Таковыми признаются общественно опасные деяния (действия либо бездействие), которые посягают на предусмотренный законом либо другими нормативно-правовыми актами
17 порядок безопасной работы (движения и эксплуатации) морских транспортных средств, охрану человеческой жизни на море и окружающей морской среды.
Поскольку в УК РФ понятие транспортных преступлений отсутствует, то мы полагаем, что данная проблема должна исследоваться именно в уголовно-правовой доктрине.
Представляется, что это позволит сформировать общепризнанное определение данного понятия.
Необходимо отметить, что некоторые ученые на страницах юридической литературы высказывают сомнения по поводу слишком широкого использования понятия «транспортные преступления». По их мнению, неточности, связанные с определением этого понятия, приводят к неверному представлению о том, что деятельность в сфере транспорта органически связана с теми или иные преступлениями. Например,
И.М.
Тяжкова считает, что все существующие в уголовно-правовой доктрине понятия «транспортного преступления» являются не вполне неудачными и корректными, и не годятся для того, чтобы быть помещенными в уголовный закон. С ее точки зрения, необходимо вовсе отказаться от употребления понятия «транспортные преступления», а вместо него использовать другие эквиваленты, например, такие как: «преступления, нарушающие правильную работу транспорта», «преступления, нарушающие нормальную деятельность транспорта» [34, c. 18].
Представляется, что данный подход является необоснованным. В законодательстве и в доктрине уголовного права широко употребляются такие термины как: «экономические», «половые»,
«экологические»,
«компьютерные» преступления. Это означает, что если следовать подходу, который был предложен И.М. Тяжковой, то правомерность использования этих понятий также следовало бы поставить под сомнение. Кроме того, те определения, которые предложила
И.М. Тяжкова являются слишком громоздкими. Самый же главный их недостаток состоит в том, что транспортные преступления посягают на другие общественные отношения, а
18 не как считает И.М. Тяжкова, на правильное функционирование транспорта либо его нормальную деятельность.
Известные советские ученые Н.С. Алексеев и Б.А. Куринов также в свое время давали определение понятия «транспортные преступления». При этом в попытке дать его, они пытались идти от единичного к общему.
Н. С. Алексеев давал следующее определение транспортному преступлению: «общественно опасное действие, которое прямо посягает на правильную работу транспорта, которая отвечает интересам государства. По мнению Б. А. Куринова, к транспортным преступлениям относились
«преступные деяния, посягающие на безопасность движения механического транспорта» [40, c. 271].
С нашей точки зрения, оба приведенных определения обладают серьезными недостатками. Главный из них заключается в том, что в данных определениях основное внимание уделяется лишь отдельным признакам транспортных преступлений, а самые устойчивые и характерные признаки транспортных преступлений они не охватывают. Кроме того, та дефиниция, которую дал Н.С. Алексеев, слишком широка, ведь как известно, посягательство на нормальное функционирование транспорта далеко не во всех случаях связано с угрозой безопасности его работы.
В свою очередь определение, которое дал Б.А. Куринов наоборот, излишне узкое, поскольку посягательство на безопасность движения транспорта не сопряжено с угрозой безопасности его эксплуатации.
Транспортные преступления посягают на общественные отношения в области безопасной работы (движения и эксплуатации) транспортных средств. Категория «безопасность работы транспорта» состоит из широкого перечня общественных отношений. При этом важно иметь ввиду, что эти отношения сопряжены не только с обеспечением безаварийного функционирования транспортных средств, но еще и с охраной жизни и здоровья людей, окружающей природной среды, а также ценного имущества граждан и юридических лиц.
19
В этой связи мы полагаем, что весь комплекс данных отношений следует называть «безопасностью транспортопользования». Впрочем, это вовсе не означает, что не следует использовать уже давно устоявшееся понятие «безопасность функционирования транспорта». При действующем подходе им можно вполне адекватно охватить все особенности общественных отношений, которые входят в содержание понятия
«транспортная безопасность».
Безопасной работой транспорта является такое состояние транспортной деятельности, при котором отсутствует какой-либо риск причинения вреда жизни и здоровью людей, транспортным средствам,
окружающей природной среде,
материальным ценностям.
Безопасная работа транспорта обеспечивается при помощи совокупности различных мер, а именно: правовых; экономических; социальных; организационных; технических.
В действующем уголовном законодательстве транспортные преступления были выделены законодателем в отдельную самостоятельную главу 27 («Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»). При этом некоторые ученые, обращали внимание на то, что нормы о транспортных преступлениях рассредоточены по различным главам уголовного закона, а не сконцентрированы лишь в одной 27-й главе. Из этого можно сделать вывод о том, что действующее законодательство нельзя рассматривать в качестве четкого ориентира при попытке установить перечень общественных отношений, которым причиняется вред вследствие совершения транспортных преступлений.
Как итог, появляется следующее противоречие. С одной стороны, необходимо четко знать весь круг транспортных преступлений для того, чтобы иметь возможность определить содержание тех отношений, которые нарушаются вследствие совершения транспортных преступлений. Однако, с другой стороны, возникает вопрос, а как же установить полный круг транспортных преступлений. Представляется, что для этого необходимо в первую очередь понять содержание данных отношений. В результате,
20 возникает порочный круг, из которого есть только один выход. Первым делом, исследователю необходимо отобрать группу преступлений, которые, по его мнению, посягают на общественные отношения в сфере безопасной работы транспорта. Затем, в отобранных преступлениях необходимо будет выделить признаки и свойства, которые оказывают самое большое неблагоприятное воздействие на интересы безопасной работы транспорта.
Наконец в завершении, следует соединить данные элементы в систему отношений, которые нарушаются транспортными преступлениями.
Исходя из предложенных методологических положений, попытаемся проанализировать действующее уголовное законодательство, для того, чтобы обнаружить в нем требуемые составы преступлений.
Как уже отмечалось, в УК РФ 1996 г. содержится специальная группа норм, которые устанавливают уголовную ответственность за преступные посягательства на общественные отношения в области безопасной работы различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного и т.д.).
Примечательно, что российский законодатель посчитал, что к транспортным преступлениям могут относиться только те, которые он поместил в главу 27 уголовного закона («Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»). К ним он отнес следующие преступления:
«Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» (ст. 263 УК РФ);
«Нарушение требований в области транспортной безопасности» (ст.
263.1 УК РФ);
«Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (ст. 264 УК РФ);
«Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию» (ст. 264.1 УК РФ);
21
«Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями» (ст. 266 УК РФ);
«Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» (ст. 267 УК РФ);
«Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств» (ст. 267.1 УК РФ);
«Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта» (ст. 268 УК РФ);
«Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие» (ст. 270
УК РФ);
«Нарушение правил международных полетов» (ст. 271 УК РФ);
«Нарушение правил использования воздушного пространства
Российской Федерации» (ст. 271.1 УК РФ);
С нашей точки зрения, то что российский законодатель решил выделить транспортные преступления в отдельную самостоятельную главу, безусловно стало положительным шагом. Во-первых, благодаря этому получилось наглядно отразить специфику родового объекта транспортных преступлений. Во-вторых, стало легче понимать особенности и степень общественной опасности транспортных преступлений.
В-третьих, улучшилась точность квалификации. В-четвертых, наказание стало более индивидуализированным, а ответственность внутри группы транспортных преступлений дифференцировалась.
Наконец, в-пятых, появилась возможность определять условия и причины, которые вызывают совершение транспортных преступлений.
При работе над УК РФ 1996 г. законодатель стремился выстроить систему норм об ответственности за транспортные преступления наиболее оптимальным и гармоничным образом. С этой целью он конкретизировал перечень преступных и наказуемых деяний, относящихся к транспортным преступлениям. Во-первых, были декриминализованы деяния, которые ранее