ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
1.1 Базовые основы обучения двигательным действиям в волейболе
1.2 Формирование двигательных навыков и этапы обучения
1.3 Психофизиологические особенности обучения двигательным действиям детей 9-11 лет
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ
2.1 Методика использования подвижных игр в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов
2.2 Выявление влияния подвижных игр на обучение и совершенствование техники игры
При обучении волейболу, наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренными программой, использую подготовительные упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств, необходимых для успешного овладения приемами техники игры и движениями; подвижные игры, а также специальные упражнения (с мячом), применяемые для закрепления и совершенствования приемов техники игры в условиях, приниженных к игровым, и двусторонней игре. Необходимо, чтобы при выполнении подготовительных упражнений учащиеся поняли, какие качества воспитываются с их помощью. Такой подход вызывает серьезное отношение и интерес к выполнению некоторых «неинтересных» упражнений.
Специальные упражнения и тактические комбинации подбираю с учетом их доступности для учащихся по принципу «от простого к сложному».
Чтобы повысить интерес учащихся к занятиям, организовываю соревнования. Так при обучении или совершенствовании определённых элементов в волейболе у обучающихся ставить определённые задачи, которые позволяют обучающимся стремится к совершенствованию. Этот методический прием можно применять и при обучении подаче, нападающему удару, блокированию, приему мяча, защитным действиям.
Итак, применение игровых методик в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида деятельности. Так же игра способствует возникновению у спортсменов повышенную заинтересованность в двигательной деятельности, воспитании физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься волейболом и совершенствовать свои умения и навыки. Сам учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию состоит из различных видов подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. Так, физическая подготовка позволяет быстрее овладеть не только техническими, но и тактическими приемами волейбола.
При использовании игрового метода совершенствование техники и тактики игры в волейболе осуществляется в тесной взаимосвязи. Совершенствование техники игры в волейбол следует начинать с выполнения в игровой обстановке стоек и перемещений волейболиста. К перемещениям относятся ходьба, бег, прыжки, приставные шаги, остановки, падения с последующим перекатом бедро - спина и др.
Одним из основных технических приемов в волейболе является передача мяча. Вначале проводят закрепление техники выполнения верхней и нижней передач двумя, а затем одной рукой. Не менее мощным средством нападения в волейболе является подача. Ее совершенствование в соревновательной - игровой обстановке начинается с нижней прямой и боковой подачи, а далее - верхней. Наиболее трудным разделом техники являются нападающие удары, основные из которых - прямой и боковой. При их освоении одновременно начинают отрабатывать блокирование как один из основных способов защиты от нападающего удара.
Совершенствование тактических действий в нападении и защите происходит параллельно и складывается из индивидуальных и групповых действий. Сюда входит выбор места и целесообразность применения того или иного технического приема в зависимости от создавшейся обстановки. Наиболее сложными для освоения являются командные тактические действия, которые заключаются во взаимодействии всех игроков команды. Их совершенствование лучше всего проводить в учебных играх, вначале до предела упрощенных, затем с постепенным усложнением. Различают три системы игры в нападении и две - в защите. Система игры в нападении отрабатывается в учебных эстафетах или подводяших играх (со второй передачи через игрока передней линии; со второй передачи через игрока задней линии (выходящего); с первой передачи). Система игры в защите строится «углом вперед» или «углом назад», в зависимости от подготовленности игроков и команды в целом. На определенном этапе подготовки учащиеся применяют ту или иную систему защиты или нападения, закрепляя ее в соревновательно-игровой обстановке.
В учебном и учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение разминки и в конце основной части занятия.
Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащённости учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), возраста и уровня подготовленности занимающихся, в зависимости от всего этого существует множество групп подвижных игр.
Определенная группа подвижных игр является подводящей к освоению тактических действий в волейболе. Эти игры в той или иной мере воспитывают у начинающих волейболистов умение видеть поле и направлять мяч в незащищенное место площадки, правильно выбирать позицию, совершать переходы из зоны в зону, своевременно подстраховывать партнеров, взаимодействовать с игроками в нападении и защите. Эти тактические навыки применяются в сочетании с техническими действиями, что позволяет выявить слабые места в подготовке игроков. Разучивание современных комбинаций, нивелирование тактических действий возможны в непосредственной игре в волейбол лишь после достаточной подготовки.
Подвижные игры, направленные на развитие нападающий удара призваны помочь волейболистам в соревновательной, эмоциональной форме освоить и закрепить нападающий удар. В некоторых играх включается и противодействие сторон, связанное, в частности, с постановкой блока. - одним из сложных элементов волейбола, а усложняется данный элемент координацией движения. Сам по себе нападающий удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Для обучения и совершенствования нападающего удара возможно использовать такие подвижные игры как: «Перестрелка», «Подвижная цель», «Огонь по крепости», «Удары с прицелом», «Бомбардиры».
Составляющими элементами техники нападения является перемещения. Перемещения включается в себя действие игрока при выборе места на площадке. Сюда входят стойки и перемещения как отдельные элементы. Стойка же в отличии от перемещения представляет из себя исходное положение игрока, которое он принимает, готовясь к выполнению игрового приема. Для совершенствования стойки можно применять такие игры как: «Перехвати шар», «Салки», «Светофор», «Пятнашки», «Защищай товарища», а на перемещение игры, связанные с ловкостью и смекалкой: «Зоркий глаз», «Вперед-назад», «Падающая палка», «День и ночь», «Встречная эстафета»:
Следующим техническим приемом в волейболе прием мяча. Прием мяча - это технический прием защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперника. Осуществляют его тремя способами: двумя руками сверху, двумя руками снизу, одной рукой снизу.».
Передача и прием мяча являются взаимосвязанными техническими элементами так как оба элемента связанны с возможностью оставления мяча в игре после подачи или нападения соперника. Это одни из основных технических приемов при организации игры. Все подвижные игры, направленные на защитный элемент, применяют в себе и передачу мяча одним из способов: нижним или верхним. Верхняя передача мяча «Мяч в воздухе». «Передал - садись», «Перехвати мяч», «Вызов номеров», Эстафета парами. К играм, направленным на прием мяча можно отнести: «Оборона крепости», «Защитники», «Организуй оборону!», «Защити свою зону!», «Ловушка в кругу».
Блокирование «Имитация блокирования». «Коснись, но не ошибись», «Не пропусти мяч», «Кто быстрее и лучше», Эстафета «Прыжок».
Подача - это неотъемлемый элемент игры, так как он связан с вводом мяча в игру. Так же подачу можно использовать как один из способов нападения. Так как подача связана с точностью то можно использовать следующие игры: «Игра четыре мяча», «Снайперы», «Подай и попади», «Прими подачу», «Подача в щит».
Все выше перечисленные подвижные игры можно использовать в учебно-тренировочной работе, так как они позволяют улучшить прием игры в защите и нападении, так и для обучения тактическим действиям. Игры, подобранные на освоения перемещений и передачи мяча, ориентированы на зрительный сигнал, что в волейболе очень важно.
Все игры можно адаптировать к различным условиям и к различным возрастным группам посредствам усложнения задачи игры. Усложнение игры может быть с путем введения в игру не одного мяча, а двух или трех, так же можно менять какие-то тактические задачи.
2.2 Выявление влияния подвижных игр на обучение и совершенствование техники игры
Если спортивная игра в высокой степени аккумулирует в себе технические и тактические действия, то подвижные игры «по ниточкам» помогают создать высокоорганизованную «ткань» спортивной игры. Опытные преподаватели волейбола не проводят двусторонней игры до тех пор, пока занимающиеся не научатся основным приемам в более простых и доступных играх. Поэтому мы, подобрали такие игры и упражнения, которые, по нашему мнению, наиболее подходят для учеников среднего звена. При обучении как можно чаще применять подвижные игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приемы, игры по упрощенным правилам, соревнования в выполнении отдельных технических элементов волейбола. Основу игры в волейбол составляет техника владения мячом.
Поэтому во всех играх и упражнениях используется волейбольный мяч. А где игра с мячом, там должно быть умение правильно расположить свое тело по отношению к мячу. Для каждого приема «свое» правильное расположение. В опорном положении это достигается довольно просто (один лишний шаг вперед, назад, в сторону), а вот в безопорном положении – за счет координации тела м отдельных его частей. Поэтому развитие координации и чувства ориентировки в пространстве – одна из основных составляющих при обучении технике игры.
На первом этапе эксперимента, мы у 30-ти учеников среднего звена провели уровень технической подготовленности. На втором этапе эксперимента ввели на секционных занятиях, для экспериментальной группы дополнительные подвижные игры. На третьем этапе эксперимента, после тестирования, сравнили полученные результаты между двумя группами, вычислили средне-математический показатель.
Подвижные игры, способствующие быстрому овладению техническими элементами волейбола для экспериментальной группы:
-
над собой и о стену -
мяч в воздухе -
пионерский мяч -
летучий мяч -
баскетбол -
кто точнее? -
Назад по колонне и по кругу -
Передачи по вызову -
Треугольник -
Гонка мячей -
Встречная эстафета с мячом -
Мяч среднему -
Сумей принять -
Оборона крепости -
Защитники -
Кто лучший? -
Мяч ловцу -
Подай и попади -
Точная подача -
Воздушный мяч -
Снайперы -
Метко в цель -
Между двух огней -
Перестрелка -
По наземной мишени -
Бомбардиры -
Удары с прицелом -
Подвижная цель -
Огонь по крепости