Файл: Закономерности изменения личности Тема Лекция Первый вопрос это цель развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы и закономерности
изменения личности
Тема 1.9.
Лекция

Первый вопрос — это цель развития
Н. А. Бернштейн даёт такое определение цели развития человека:
«..это закодированная в мозге человека модель потребного организму будущего, она определяется в понятии целеустремлённость и ведёт к развитию целесообразных мотивов и механизмов их реализации».
Л.С.Выготский определяет так: это социализация, развитие ВПФ
По К.Роджерсу — самоактуализация личности
По мнению А. Бандура — это автономия.

Основными областями развития человека следует рассматривать, по мнению Б.Г. Ананьева, следующие

Психофизическая (носителем этой области выступает структура индивида; внешние и внутренние изменения тела человека, сенсорная сфера

Психосоциальная (носитель — личность; развитие структур личности, эмоциональной, волевой, потребностной сфер)

Когнитивная (носитель — субъект деятельности; интеллект, способности

Основными факторами психического развития общепризнанны

Биологические (наследственность, врождённые особенности, прижизненные биологические образования: ИМТ, ….)

Среда

Активность личности
В настоящее время принято рассматривать
3 группы факторов, влияющих на общепсихическое, личностное и социальное развитие, особенно в эпоху взрослости

Нормативно-возрастные

Нормативно-исторические

Ненормативные

Закономерности психического развития в детстве описаны в культурно-исторической теории
Л.С. Выготским.
Это следующие

Цикличность

Неравномерность

«Метаморфозы»

Сочетание эволюции и инволюции

Специфические закономерности развития взрослого человека

Отсутствие метаморфоз обратимость личностного развития

«Временная перспектива личности»

Стабилизация личностного развития

Система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций

Смещение приоритетных потребностей с вещественно-предметных на экзистенциальные

Вариативность индивидуальных ценностных ориентаций

Активность личности – движущая сила её развития во взрослости


Произвольность
Преобладание интринсивной мотивации
Саморегуляция
Факторы развития личности взрослого

Индивидуальное развитие человека, его онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни личности.
В связи с этим любые попытки построения периодизации развития личности сталкиваются с серьезными трудностями, т.к. вне системы отсчета о временных единицах возраста говорить не имеет смысла, а общие закономерности развития человека, интегрирующие представление о социальном, психологическом и биологическом возрасте, до сих пор не описаны.

Возрастная периодизация развития
взрослого человека
При возрастной классификации учитывать закономерности морфофизиологического развития человека, которые опосредуют созревание психических функций, определяющих, в свою очередь, саморазвитие и обучаемость ребёнка или взрослого.
Следует знать, что паспортный возраст (биологический) и возраст «актуального психического развития» могут не совпадать.

«Четыре времени года»
Пифагор
Весна
Период становления до 20 лет
Осень
Расцвет сил
40–60 лет
Лето
Молодость
20–40 лет
Зима
Старость и угасание
60–80 лет

Критерий периодизации – появление
и смены молочных зубов
П.П. Блонский
Беззубое детство
Детство молочных зубов
Детство постоянных зубов

Периодизация А. Гезелла: у него доминирует физическая хронология, расставление любых закономерностей развития личности на физической и биологической временной оси.
Он взял за основу периодизации «ритм и темп внутреннего развития организма».
Пример характеристики юношеского возраста:

10 лет — «золотой возраст», ребёнок доверчив, ровен в общении, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь

11 лет — активное созревание втор. половых признаков, негативизм, бунт против родителей

12 лет — негативизм и конфликты ослабевают, ребенок пытается уйти от семьи, появляется его автономия

13 лет — возникает чувство юмора, появляется интерес к противоположному полу
Таким образом, в основе классификации, хоть автор и пытается приурочить этапы развития психики ребенка к биологическим критериям, реально лежит календарный возраст.


Сензитивные и критические периоды
индивидуального развития человека
Сензитивные периоды
Периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности в данном возрасте к определенного рода воздействиям (обучению, игре)
Критические периоды
«Узловые точки» онтогенеза индивида в возрастном интервале которых повышается чувствительность индивида к неадекватным раздражителям (3, 7, 12 лет)
Гетерохронность развития человека
Неравномерность старения отдельных систем

Этапы жизни по Эрику Эриксону
Предмет конфликта развития
Социальные условия
Возможный итог
Благоприятный исход
Стадия 1
(от рождения до 1 года)
Могу ли я доверять миру?
Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
Доверие /
Недоверие
Надежда
Стадия 2
(от 2 до 3 лет)
Могу ли я управлять собственным поведением?
Разумная дозволенность, поддержка
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
Автономия /
Сомнение
Воля
Стадия 3
(от 4 до 5 лет)
Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
Поощрение активности, наличие возможностей
Отсутствие возможностей, неодобрение активности
Инициатива /
Вина
Цель
Стадия 4
(от 6 до 1 1 лет)
Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания
Плохое обучение, отсутствие руководства
Трудолюбие, творчество /
Чувство неполноценности
Уверенность
1/2

Этапы жизни по Эрику Эриксону
Предмет конфликта развития
Социальные условия
Возможный итог
Благоприятный исход
Стадия 5
(от 12 до 18 лет)
Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных моделей для подражания и положительная обратная связь
Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания
Идентичность /
Путаница ролей
Верность
Стадия 6
(ранняя взрослость)
Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
Душевная теплота, понимание, доверие
Одиночество, остракизм
Близость /
Одиночество
Любовь
Стадия 7
(взрослость)
Что я могу предложить будущим поколениям?
Целеустремленность, продуктивность
Обеднение личной жизни, регрессия
Производитель- ность / Застой
Забота
Стадия 8
(зрелость)
Доволен ли я прожитой жизнью?
Чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью
Целостность /
Отчаяние
Мудрость
2/2


Периодизация Л.С. Выготского
и Д.Б. Эльконина

Отсутствие метаморфоз обратимость личностного развития

«Временная перспектива личности»

Стабилизация личностного развития

Система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций

Смещение приоритетных потребностей с вещественно-предметных на экзистенциальные

Вариативность индивидуальных ценностных ориентаций

Активность личности — движущая сила её развития во взрослости

Позитивные изменения личности (новообразования)
в критические периоды (по Л.С. Выготскому)
Наименование периода
Центральные новообразования (позитив кризиса)
Кризис новорожденности
Индивидуальная жизнь
Психологическая жизнь
Кризис 1 года
Становление ходьбы
Становление речи
Изменения со стороны аффекта и воли (аффективное Я)
Кризис 3 лет
Самостоятельность
Гордость за достижения
Осознание своего физического Я
Кризис 7 лет
Привнесение интеллектуального компонента в аффективную сферу, обобщение чувств
Самолюбие
Самооценка
Кризис 13 лет
Новый уровень самосознания
Личностная рефлексия
Понятийное мышление

В результате выделились 4 типа
жизненного мира

Простой и лёгкий

Простой и трудный

Сложный и лёгкий

Сложный и трудный
Жизненный мир человека и основные линии онтогенеза.
Концепция жизненного пространства («жизненного мира»,
«психологического мира») разработана К. Левиным.

Гедонистическая направленность личности
«Простой и лёгкий» и «простой и трудный» жизненный мир — в основе гедонистический жизненный принцип
4 различных вида направленности личности, опосредующих
4 основные линии онтогенеза, для каждой из которых характерна своя иерархическая структура уровней мотивации
Духовно-нравственная
«Сложный и как бы лёгкий» жизненный мир: принцип ценности (внешней), духовно- нравственные общечеловеческие ценности
1 2
3 4
Эгоцентрическая
«Сложный и трудный» жизненный мир, в основе — принцип реальности, эгоцентрический мотив
Сущностная
«Как бы простой и как бы лёгкий» жизненный мир; ценностный принцип внутреннего порядка, доминирует генерализованный мотив сущностного единения с миром.


В условиях удачной социализации
у человека развиваются 3 вида активности

Физическая

Психическая (потребность в познании всего, в том числе и самопознании)

Социальная — потребность в изменении или поддержании человеческой жизни (своей и других) в соответствии со своим мировоззрением, своими ценностными ориентациями