Файл: Дипломная работа по теме Стратегия совершенствование ассортиментной политики на примере магазина Магнит зао "Тандер" пм 04. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1974
Скачиваний: 46
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, сущность ассортимента товаров
1.2. Показатели ассортимента товаров
1.3. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации
1.4. Управление анализом ассортимента продукции
1.5. Планирование ассортиментная политика
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАЗИНА «МАГНИТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия «Магнит»
2.3. АВС- анализ ассортимента продукции магазина
2.4. XYZ-анализ ассортимента продукции магазина
2.5. БКГ – анализ ассортимента продукции магазина
В данной товарной группе наибольший удельный вес занимают товары из подгруппы «Средства для бритья» и «Средства после бритья», 31,52% и 21,58% соответственно. Снижения объёма выручке по данным подгруппам, а также по подгруппе «Станок для бритья» привело общему снижению показателя объёма продаж всей группы. Основываясь на том, что товары из подгруппы «Станок одноразовый», а также «Станок для бритья» имеют наименьший удельный вес, а также на том, выручка по товарам из подгруппы «Станок для бритья» упала, можно сделать вывод о том, что данные подгруппы товаров вносят незначительный вклад в общий товарооборот, но исключать их из товарооборота также является нецелесообразным. Это связано с тем, что доля товаров «Станок одноразовый» и «Станок для бритья» в составе оборотных средств невелика, а также они не имеют срока годности, то будет целесообразным, оставить их в структуре ассортимента, чтобы не страдала его полнота. Касаемо товаров из подгруппы «Средства после бритья», то их исключение также негативно отразиться на полноте товарного ассортимента, что, в свою очередь, может привести к потерям от продаж среди других товарных групп.
Следующая ассортиментная группа представленная в магазине «Магнит» это «Уход за полостью рта». Она состоит из трёх подгрупп. Показатели объёма выручки и его изменения отражены в таблице 2.15
Таблица 2.15
Объём проданной продукции из ассортиментной группы «Уход за полостью рта»
Уход за полостью рта | Годы | Темп роста, % | ||||
2012 | 2013 | |||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Зубная щётка | 17405,10 | 18,14 | 17387,5 | 18,24 | -17,60 | 99,89 |
Зубная паста | 59318,40 | 61,84 | 62570,7 | 65,63 | 3252,30 | 105,48 |
Лосьоны для полоскания | 19205,4 | 20,02 | 15380,48 | 16,13 | -3824,92 | 80,08 |
Всего: | 95928,90 | 100 | 95338,68 | 100 | -590,22 | 99,39 |
В данной ассортиментной группе наблюдается снижение объёмов продаж по двум из трёх ассортиментным подгруппам: «Зубная щётка» и «Лосьоны для полоскания». Первую подгруппу не стоит исключать из общей структуры ассортимента, так как зубные щётки обязаны присутствовать в магазине бытовой химии, её необходимо сократить до минимума. А вот касательно такой подгруппы, как лосьоны для полоскания» здесь, скорее всего, будет целесообразным полностью исключить её из ассортимента магазина «Магнит». Подгруппа «Зубная паста» составляет большую часть от рассматриваемой группы товаров. Её объём составляет 65,63%. Также по ней наблюдается прирост продаж на 5%, однако на общем фоне данная цифра незначительна, хотя и имеет положительное значение.
Товары из ассортиментной группы «Другое» представлены четырьмя подгруппами. Их изменения в товарообороте представлены ниже, в виде таблицы 2.16
Таблица 2.16
Объём проданной продукции из ассортиментной группы «Другое»
Другое | Годы | |||
2012 | 2013 | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Губки | 17589,46 | 55,46 | 19118,98 | 57,98 |
Перчатки | 6910,41 | 21,79 | 6519,25 | 19,77 |
Мочалки | 5538,26 | 17,46 | 5709,55 | 17,31 |
Мусорные мешки | 1678,36 | 5,29 | 1629,48 | 4,94 |
Всего: | 31716,48 | 100 | 32977,25 | 100 |
Несмотря на то, что данная ассортиментная группа составляет 1% от общего товарооборота, продукция, входящая в состав подгрупп, является важной для структуры ассортимента. Если исключить товары данной группы, мы можем потерять часть своих клиентов. Ведь людям не хочется, например, купив в магазине бытовой химии мыло, идти за мочалкой в другой магазин. Либо, купив средство для мытья посуды, за губками опять же отправляться в другой магазин.
Как показывает анализ, в группе товаров «Другое» наибольшую долю занимают товары из подгруппы «Губки», они составляют 50% от объёма продаж всей подгруппы. Сама же группа товаров «Другое» занимает в общем обороте всего лишь 1%. Но, несмотря на столь маленький процент, исключать товары данной группы из оборота нецелесообразно, так они являются сопутствующими ко многим другим ассортиментным единицам. Затраты на их доставку и хранение незначительны, а исключив их из оборота вовсе, можно потерять на продажах других товаров. Таким образом данная группа товаров должна постоянно присутствовать, однако не стоит ей уделять особого внимания.
Структура ассортимента – это процентное соотношение определенных совокупностей изделий к их общему количеству. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп. Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.
Расчет и динамика коэффициентов, характеризующих ассортимент представлены в таблице 2.17.
Таблица 2.17
Динамика коэффициентов, характеризующих ассортимент «Магнита»
Наименование показателя | Значение показателя | Отклонение 2013 г. от 2012 г. | |
2012 г. | 2013 г. | ||
Базовая широта | 2 | 2 | 0 |
Действительная широта | 2 | 2 | 0 |
Базовая полнота | 52 | 52 | 0 |
Действительная полнота | 52 | 52 | 0 |
Среднее число дней, в течение которых товар находился в предложении | 44,3 | 37,5 | -6,8 |
Общее число рабочих дней за год | 249 | 251 | 2 |
Количество товарных групп, пользующихся устойчивым спросом | 24 | 21 | -3 |
Общее количество видов, разновидностей и наименований товарных групп | 52 | 52 | 0 |
Количество новых товарных групп | 0 | 0 | 0 |
Коэффициент широты | 1,00 | 1,00 | 0,00 |
Коэффициент полноты | 1,00 | 1,00 | 0,00 |
Коэффициент устойчивости | 0,18 | 0,15 | -0,03 |
Коэффициент соответствия ассортимента спросу | 0,46 | 0,40 | -0,06 |
Коэффициент обновления | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Из данных таблицы видно, что коэффициенты широты и полноты ассортимента составляли в анализируемом периоде единицу, т.е. базовые широта и полнота совпадали с действительными. В качестве базовых показателей были приняты плановые показатели на год, в качестве действительных – фактические показатели. Коэффициент устойчивости ассортимента увеличился на 0,03 и составил в 2013 году 0,15 в первую очередь за счет снижения среднего числа дней, в течение которых товар находился в предложении. Коэффициент соответствия ассортимента спросу снизился относительно 2012 года на 0,06 и составил в 2013 году 0,40. Основное влияние на динамику данного коэффициента составило снижение количества товаров, пользующихся устойчивым спросом. В период кризиса «Магнит» не проводило активной политики по обновлению ассортимента, поскольку риск не продать новый товар был достаточно большим. В итоге, коэффициент обновления ассортимента в анализируемом периоде равен нулю.
Товароведы осуществляют ежедневный контроль за наличием товаров и соблюдением обязательного ассортиментного перечня. Заявки составляются по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются наименование товаров и краткая характеристика единицы измерения, количество товара, остаток единиц товара на предприятии, отметка базы об исполнении заявки.
Управление и ассортиментной политикой предприятия и планирование ассортимента осуществляется при помощи специальной программы.
Для розничной торговли данной программой поддерживается как оперативное отражение розничной реализации, так и отражение продаж по результатам инвентаризации. Товары в рознице могут учитываться по покупным или по продажным ценам. На предприятии ведется ежедневная регистрация проданных товаров. Контрольно-кассовые машины связаны с информационной базой, ведется оперативный учет отпуска товаров покупателям.
Продавец-кассир оформляет завершение каждой кассовой смены в соответствии с действующими правилами использования контрольно-кассовой техники. При завершении смены в информационной базе оформляется отчет о проданных товарах.
Регламентные операции, выполняемые по окончании месяца, проводятся автоматически с помощью регламентных операций мастера закрытия месяца.
Помимо этого, проводится проверка последовательности проведения документов с целью обнаружения ошибок, связанных с изменением документов прошлых периодов.
Для проверки данных предназначены стандартные отчеты. Группировка задается по аналитическим объектам, по группам объектов. Можно выбрать параметр или реквизит, по которому будет произведен отбор в отчете, а также задать вид сравнения (равно, в списке и т.д.).
На основании полученных в отчетах данных, заведующие секциями могут проводить анализ ассортиментных позиций и конкретных видов товаров, выявлять товары, не пользующиеся спросом и формировать ассортиментную стратегию на предстоящий период.
Следует отметить, что уровень использования информационных технологий в системе управления и ассортиментной политикой и планирования ассортимента является достаточно низким, поскольку в настоящее время на ИТ-рынке имеется множество программ, позволяющих реализовать максимально полную автоматизацию по данной проблеме.
Таким образом, проведенный анализ ассортиментной политики «Магнит» позволил выделить следующие ее недостатки:
-
наиболее проблемными ассортиментными позициями (собака по матрице БКГ и спад по кривой ЖЦТ) являются: консервы рыбные; консервы фруктово-ягодные; мука; безалкогольные напитки; синтетические моющие средства; мыло туалетное; галантерея; фарфорофаянсовая и керамическая посуда; школьно-письменные принадлежности, канцелярские машины.
Уровень использования информационных технологий в системе управления и ассортиментной политикой и планирования ассортимента является низким.