Файл: Дипломная работа по теме Стратегия совершенствование ассортиментной политики на примере магазина Магнит зао "Тандер" пм 04. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1978
Скачиваний: 46
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, сущность ассортимента товаров
1.2. Показатели ассортимента товаров
1.3. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации
1.4. Управление анализом ассортимента продукции
1.5. Планирование ассортиментная политика
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАЗИНА «МАГНИТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия «Магнит»
2.3. АВС- анализ ассортимента продукции магазина
2.4. XYZ-анализ ассортимента продукции магазина
2.5. БКГ – анализ ассортимента продукции магазина
Как видно из таблицы 2.1, магазина «Магнит» постоянно имеет прибыль. Рост прибыли и показателей рентабельности связан со снижением затрат на себестоимость продукции. Это было достигнуто за счёт открытия нового сетевого магазина. За счёт большего объёма закупок удалось добиться значительных скидок у поставщиков, тем самым распределив затраты на все магазины. Прирост показателя выручки за 2012 год составил 2,97%, в 2013году также наблюдался прирост выручки. Что касается размеров прибыли, то она составила 352,21 млн. рублей и 336,2 млн. рублей в 2012 и 2010 годах соответственно. Однако, несмотря на рост выручки, прибыль в 2013 году снизилась на 4,45%. Такое снижение было вызвано спадом объёмов продаж на некоторые товары, а также ростом цен у поставщиков. Размер кредиторской задолженности в 2012 году удалось снизить на 25%, однако в 2013 году он увеличился на 2,46% также из-за роста цен у поставщиков. Это вызвано тем, что около 85% продукции берётся с отсрочкой платежа. Рост расходов на заработную плату составил 12,66% в 2012 году и 8,43% в 2013 году. Он связан с покрытием потерь персонала в заработной плате из-за инфляции, а также небольшим чистым приростом, в качестве стимула к продуктивной работе.
Об эффективной деятельности говорит такой показатель, как рентабельность в 11,67% и 10,85% в 2012 и 2013 годах соответственно. Снижение рентабельности в 2013 году связано с тем, что предложение товаров на данном рынке продолжало увеличиваться, а объём потребления на макроуровне не изменялся. Увеличение рентабельности деятельности фирмы магазина «Магнит» в 2012 году связано с тем, что благодаря новым точкам сбыта продукции появилась возможность получать скидки с объёма покупаемой продукции у поставщиков, а также экономить на доставке продукции и рекламе на единицу реализованного товара. Таким образом, данные из таблицы 1. говорят об общей успешности деятельности фирмы и возможностях дальнейшего развития.
Исходя из того, что в 2013 году начал снижаться объём выручки, а на рынке стали появляться новые конкуренты, необходимо уделять больше внимания использованию в своей деятельности различных инструментов маркетинга для дальнейшего успешного пребывания на данном рынке товаров. Экономическая стабильность организации, её выживаемость и её эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. Совершенствование организации осуществляется по принципу адаптации к внешней среде, что достигается за счёт эффективного применения различных инструментов маркетинга.
На рассматриваемом предприятии отсутствует отдел маркетинга, как таковой. Это связано с тем, что выделять такой отдел, а тем более дробить на подразделения, а также содержать дополнительный персонал на данном этапе развития фирмы является нецелесообразным. В данный момент издержки на содержание данной структуры будут превышать возможную отдачу.
Маркетинговой деятельностью на магазина «Магнит» занимается один специалист по рекламе и маркетингу. Данный работник непосредственно подчиняется начальнику предприятия.
Организация маркетинговой деятельности на предприятии предусматривает решение следующих задач:
- планирование маркетинговой деятельности;
-исследование конъюнктуры рынка и изучение спроса на продукцию предприятия;
- разработка программ по повышению спроса и стимулирования сбыта;
- организация рекламы и стимулирования сбыта продукции;
-
уставом предприятия; -
приказами руководителя предприятия; -
правилами трудового распорядка; -
должностной инструкцией. -
В соответствии с должностной инструкцией специалист по маркетингу проводит следующие мероприятия:
-
выполняет работу по исследованию основных факторов, влияющих на динамику потребительского спроса на товары, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды товаров; -
проводит категоризацию и выявляет приоритетные группы потенциальных потребителей для разработки мероприятий, способствующих расширению рынка продаж товаров; -
определяет требуемый ассортимент товаров, ценовую политику на товары; -
поддерживает связь с рынком с помощью рекламы, службы информации для информирования потребителей и продвижения товаров; организует разработку стратегии рекламных мероприятий; -
разрабатывает меры по стимулированию (как активному – через систему скидок, поощрений и т.д., так и пассивному – через качество и дизайн товара, имиджевую политику) продаж; -
готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия и фирменного оформления рекламной продукции; -
анализирует эффективность проведения маркетинговых мероприятий; наблюдает за маркетинговыми кампаниями конкурентов, анализирует вносит коррективы в собственные маркетинговые мероприятия.
Данные о стоимости основных фондов за 2013 год отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Данные о стоимости основных фондов за 2013 год, млн.руб.
Вид основных фондов | Наличие основных средств на 01.01.2013 | Поступило за 2013 г. | Выбыло за 2013 г. | Наличие основных средств на 01.01.2012 |
Всего, млн. руб., в т.ч: | 4422 | 40 | 121 | 4341 |
1.Основные производственные фонды, млн. руб. | 4422 | 40 | 121 | 4341 |
Из них: | | | | |
Здания, сооружения | 3656 | 15 | 82 | 3589 |
Передаточные устройства | 35 | 0 | 3 | 32 |
Машины и оборудование | 633 | 15 | 24 | 624 |
Транспортные средства | 64 | 8 | 10 | 62 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 34 | 2 | 2 | 34 |
2.Непроизводственные фонды, млн. руб. | 0 | 0 | 0 | 0 |
Доля активной части в общей стоимости основных средств составила 17,3%, что характеризует низкий уровень технической оснащенности предприятия.
-
Коэффициент физического износа основных средств в магазине на 1.01.2012 года составляет 58,7%. Коэффициент обновления за 2013 год – 0,9%, коэффициент выбытия – 2,7%. -
Источником приобретения основных средств является амортизационный фонд. В 2012 году планируется приобретение машин и оборудования за счет этого фонда в сумме не менее 30 млн. рублей, ставится задача улучшать использование имеющегося парка машин и оборудования. -
Динамика расходов на реализацию за период 2012-2013 гг. отражена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Динамика расходов на реализацию за 2012-2013 гг.
Наименование показателя, млн.руб. | 2012 год | 2013 год | Темп роста 2013 г. к 2012 г., % |
Расходы на реализацию | 7746,0 | 9264,0 | 119,60 |
в % к товарообороту, в т.ч.: | 20,6 | 21,9 | - |
1. ФОТ | 4543,2 | 5898,0 | 129,81 |
доля в расходах на реализацию | 242,4 | 254,4 | 104,75 |
2. Содержание зданий, в т.ч.: | 538,2 | 742,8 | 138,07 |
- аренда | 82,8 | 96,0 | 115,80 |
- отопление | 82,8 | 115,8 | 139,93 |
- электроэнергия | 360,0 | 519,0 | 144,20 |
- вода | 12,6 | 12,0 | 96,50 |
3. Отчисления в рем. фонд | 612,6 | 123,6 | 20,21 |
4. Транспорт | 24,6 | 16,2 | 64,34 |
5. Процент пользования кредитом | 364,2 | 615,0 | 168,88 |
6. Налоги в издержках | 1663,2 | 1869,0 | 112,35 |
Из данных таблицы 2.5 видно, что уровень расходов на реализацию вырос относительно 2012 года на 19,60% и составил в 2013 году 9264 млн.руб. Основной статьей расходов на реализацию является оплата труда персонала. В 2013 году фонд оплаты труда персонала предприятия увеличился на 29,81 % и составил 5898 млн. руб. при этом, доля расходов на оплату труда в расходах на реализацию увеличилась на 5,01 % и составила 63,66 %.
В таблице 2.4 приведены данные о динамике прибыли на предприятии за период 2012-2013 гг. согласно Отчету о прибылях и убытках.
Таблица 2.4
Динамика прибыли магазина
Показатель | Период | Изменение, + /- | Темп изменения, % | |
2012 г. | 2013 г. | |||
Розничный товарооборот в действующих ценах, млн.руб. | 37584 | 42402 | 4818 | 112,82 |
Доход от реализации, млн.руб. | 8418 | 9750 | 1332 | 115,82 |
-уровень, в % к ТО | 22,39 | 22,99 | 0,6 | - |
Налоги и др. обязательные платежи (с дохода), млн.руб. | 240 | 276 | 36 | 115,00 |
-уровень, в % к товарообороту | 0,66 | 0,65 | -0,01 | - |
Расходы на реализацию, млн.руб. | 7746 | 9264 | 1518 | 119,60 |
-уровень, в % к товарообороту | 20,61 | 21,85 | 1,24 | - |
Прибыль от реализации млн.руб. | 432 | 210 | -222 | 48,61 |
-уровень, в % к товарообороту | 1,15 | 0,5 | -0,65 | - |
Прибыль от операционной деятельности, млн.руб. | 126 | 126 | 0 | 100,00 |
Прибыль от внереализационных операций, млн.руб. | -126 | -30 | 96 | 23,81 |
Прибыль отчетного периода, млн.руб. | 432 | 306 | -126 | 70,83 |
-уровень, в % к товарообороту | 1,1 | 0,7 | -0,4 | - |
Налоги и сборы, производимые из прибыли, млн.руб. | 240 | 204 | -36 | 85,00 |
Платежи из прибыли, млн.руб. | 0 | 0 | 0 | - |
Сумма льгот по налогу на прибыль, млн.руб. | 0 | 0 | 0 | - |
Чистая прибыль, млн.руб. | 192 | 102 | -90 | 53,13 |
-уровень, в % к товарообороту | 0,51 | 0,24 | -0,27 | - |
Фонд накопления, млн.руб. | 126 | 60 | -66 | 47,62 |
Фонд потребления, млн.руб. | 66 | 42 | -24 | 63,64 |
Остаток средств на конец года, млн.руб. | 0 | 0 | 0 | - |
Как видно из таблицы 2.4 в 2013 г. прибыль от реализации меньше 2012 года на 222 млн.руб., что связано с опережением роста расходов на реализацию над ростом доходов от реализации. При доходах от реализации в 9750 млн. руб. расходы на реализацию сложились в сумме 9264 млн. руб. Темп роста расходов на реализацию в 2013 году по отношению к 2012 году составил 119,6%, что выше темпа роста доходов от реализации. Уровень расходов на реализацию повысился с 20,61 % к обороту до 21,85 % к обороту, то есть на 1,24 %-го пункта. Чистая прибыль организации в 2013 году также снизилась по сравнению с 2012 годом в первую очередь на 15 млн.руб. и составила 102 млн.руб.
Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли отчетного периода к расходам на реализацию, снизился на 3,31%-х пункта и в 2013 г. составил 2,26 %. Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли отчетного периода к обороту, снизился на 0,65 %-х пункта и в 2013 г. составил 0,50%.
Распределение чистой прибыли осуществлялось в анализируемом периоде по фондам накопления и потребления. В частности, в 2013 году в фонд накопления было направлено 60 млн.руб., в фонд потребления – 42 млн.руб.
Для характеристики структуры активов оценивается соотношение между основными и оборотными средствами, удельный вес различных элементов имущества в их общей сумме.
Состав и структура активов «Магнита» представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Состав и структура активов «Магнита»
Наименование статей баланса предприятия | Показатели структуры пассива предприятия | ||||||
2012 г. | 2013 г. | Изменение | |||||
Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | Абсо-лютное | Уд. вес, % | % (гр5· 100/гр.3) | |
Внеоборотные активы | 4 424 | 57,97 | 4 342 | 59,40 | -82 | 1,42 | 98,15 |
основные средства | 4 422 | 57,95 | 4 341 | 59,38 | -81 | 1,44 | 98,17 |
нематериальные активы | 1 | 0,01 | 1 | 0,01 | 0 | 0,00 | 100,00 |
доходные вложения в материальные ценности | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | - |
вложения во внеоборотные активы | 1 | 0,01 | 0 | 0,00 | -1 | -0,01 | 0,00 |
прочие внеоборотные активы | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | - |
Оборотные активы | 3 207 | 42,03 | 2 968 | 40,60 | -239 | -1,42 | 92,55 |
запасы и затраты | 2 182 | 28,59 | 2 354 | 32,20 | 172 | 3,61 | 107,88 |
налоги по приобретенным ценностям | 349 | 4,57 | 314 | 4,30 | -35 | -0,28 | 89,97 |
готовая продукция и товары | 1 965 | 25,75 | 2 113 | 28,91 | 148 | 3,16 | 107,53 |
товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | - |
дебиторская задолженность | 474 | 6,21 | 189 | 2,59 | -285 | -3,63 | 39,87 |
финансовые вложения | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | - |
денежные средства | 202 | 2,65 | 111 | 1,52 | -91 | -1,13 | 54,95 |
прочие оборотные активы | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | - |
Итого имущества | 7 631 | 100,00 | 7 310 | 100,00 | -321 | - | 95,79 |