Файл: Дипломная работа по теме Стратегия совершенствование ассортиментной политики на примере магазина Магнит зао "Тандер" пм 04. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1980
Скачиваний: 46
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, сущность ассортимента товаров
1.2. Показатели ассортимента товаров
1.3. Особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации
1.4. Управление анализом ассортимента продукции
1.5. Планирование ассортиментная политика
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАЗИНА «МАГНИТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия «Магнит»
2.3. АВС- анализ ассортимента продукции магазина
2.4. XYZ-анализ ассортимента продукции магазина
2.5. БКГ – анализ ассортимента продукции магазина
Из данных таблицы 2.5 видно, что за рассматриваемый период произошло изменение структуры активов предприятия в пользу увеличения внеоборотных средств с 57,97% до 59,40%, что может свидетельствовать о формировании менее мобильной структуры активов, способствующей замедлению оборачиваемости средств предприятия. Доля оборотных средств уменьшилась с 42,03% до 40,60%.
На предприятии наблюдается снижение дебиторской задолженности. Снижение дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками свидетельствует о том, что данное предприятие неактивно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции.
На анализируемом предприятии наблюдается увеличение запасов, что свидетельствует об усилении производственного потенциала предприятия; нерациональности выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов мобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой.
Анализ состава и структуры источников средств проводится в виде аналитической таблицы 2.6.
Таблица 2.6
Состав и структура источников финансирования
Наименование статей баланса предприятия | Показатели структуры пассива предприятия | ||||||
2012 г. | 2013 г. | Изменение | |||||
Сумма, млн. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млн. руб. | Уд. вес,% | Абсолютное | Уд. вес,% | % (гр5· 100/гр.3) | |
Капитал и резервы | 5 223 | 68,44 | 5 174 | 70,78 | -49 | 2,34 | 99,06 |
Обязательства | 2 408 | 31,56 | 2 136 | 29,22 | -272 | -2,34 | 88,70 |
долгосрочные кредиты и таймы | 37 | 0,48 | 23 | 0,31 | -14 | -0,17 | 62,16 |
краткосрочные кредиты и займы | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 | - |
кредиторская задолженность | 2 371 | 31,07 | 2 113 | 28,91 | -258 | -2,17 | 89,12 |
Итого источников | 7 631 | 100,00 | 7 310 | 100,00 | -321 | - | 95,79 |
Выявленная тенденция к снижению доли заемных средств в источниках образования активов предприятия свидетельствует об усилении финансовой устойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков. Наблюдается рост источников собственных средств по отношению к началу периода с 68,44% до 70,78%, что также способствует финансовой устойчивости предприятия.
Анализ показателей финансовой устойчивости и платежеспособности структуры баланса «Магнит» представлен в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Анализ показателей финансовой устойчивости и платежеспособности структуры баланса
Показатель | На начало 2013 г. | На конец 2013 г. | Изменение | Норматив коэффициента |
Коэффициент текущей ликвидности | 49,28 | 31,96 | -17,32 | 1,0 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,25 | 0,28 | 0,03 | 0,1 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,32 | 0,29 | -0,02 | не более 0,85 |
Таким образом, из таблицы 2.7 видно, что коэффициент текущей ликвидности, несмотря на отрицательную динамику, значительно выше нормативного значения; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на момент установления неплатежеспособности также выше норматива; коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами соответствует нормативу – меньше 0,85.
Одним из основных и наиболее радикальных направлений улучшения финансового состояния для магазина является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности торговой деятельности за счет более полного использования торговых площадей предприятия, повышения качества и обслуживания и других факторов.
2.2. Общая характеристика ассортимента
Товарный ассортимент представляет собой всю совокупность изделий, предлагаемых предприятием. Он включает различные виды товаров. Вид товара обычно делится на ассортиментные группы или типы, в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и сопоставимостью. Под широтой понимают количество ассортиментных групп. А под глубиной – количество позиций в каждой ассортиментной группы. Сопоставимость представляет собой соотношение между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, использование конечным, каналов распределения и цен.
Следует отметить, что главной задачей службы маркетинга предприятия является принятие следующих принципиальных решений относительно ассортимента:
а) совершенствование уже имеющихся ассортиментных групп;
б) внесение новых продуктов в ассортиментные группы;
в) изъятие нерентабельных видов продукции.
Создание ассортимента должно происходить за счёт соблюдения таких принципов, как:
а) ассортимент должен полностью отражать состояние покупательского спроса;
б) формирование ассортимента должно осуществляться в рамках точно определенной потребности в разрезе номенклатурных позиций с учетом технико-экономических характеристик, качества цены, системы стимулирования продаж;
в) ассортимент должен быть достаточно полным с позиции получения стабильного дохода;
г) управление ассортиментной политикой должно осуществляться с учетом регулярного обновления в тесной взаимосвязи с уровнем спроса, требованиями моды и реальных возможностей компании.
Далее рассмотрим более подробно структуру ассортимента продукции магазина «Магнит». Ассортимент продукции изучаемого предприятия состоит из 8 укрупнённых ассортиментных групп, которые, в свою очередь подразделяются на составляющие их подгруппы.
Таблица 2.8
Структура и динамика основных категорий товаров «Магнит» за 2012-2013 гг.
Наименование товарной группы | Товарооборот, млн.руб. | Удельный вес по годам, % | Отклонение 2013 г. от 2012 г. | Темп роста товаро-оборота, % | |||
2012 г. | 2013 г. | 2012 г. | 2013 г. | млн.руб. | % | ||
Продовольственные товары | 32647 | 37215 | 86,86 | 87,77 | 4568 | 0,90 | 113,99 |
Непродовольственные товары | 4937 | 5187 | 13,14 | 12,23 | 250 | -0,90 | 105,06 |
Итого | 37584 | 42402 | 100,00 | 100,00 | 4818 | 0,00 | 112,82 |
Из данных таблицы 2.8 видно, что основную долю реализации продукции «Магнита» составляют продовольственные товары и их доля за анализируемый период увеличилась с 86,86% в 2012 году до 87,77% в 2013 году. Структура продовольственных товаров отражена в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Структура продовольственных товаров «Магнит» за 2012-2013 гг.
Наименование товарной группы | Товарооборот, млн.руб. | Удельный вес по годам, % | Отклонение 2013 г. от 2012 г. | Темп роста 2013г. / 2012г., % | ||||
2012 г. | 2013 г. | 2012 г. | 2013 г. | млн. руб. | % | |||
Мясо и птица | 1669,5 | 2640,6 | 5,11 | 7,10 | 971,1 | 1,98 | 158,17 | |
Колбасные изделия и копчености | 3026,7 | 3069,9 | 9,27 | 8,25 | 43,2 | -1,02 | 101,43 | |
Рыба и морепродукты | 1264,5 | 1144,8 | 3,87 | 3,08 | -119,7 | -0,80 | 90,53 | |
Масло животное | 289,8 | 363,6 | 0,89 | 0,98 | 73,8 | 0,09 | 125,47 | |
Масло растительное | 156,6 | 189 | 0,48 | 0,51 | 32,4 | 0,03 | 120,69 | |
Маргариновая продукция | 12,6 | 13,5 | 0,04 | 0,04 | 0,9 | 0,00 | 107,14 | |
Майонезная продукция | 202,5 | 200,7 | 0,62 | 0,54 | -1,8 | -0,08 | 99,11 | |
Молоко и молочная продукция | 2987,1 | 3322,8 | 9,15 | 8,93 | 335,7 | -0,22 | 111,24 | |
Сыр | 1085,4 | 1148,4 | 3,32 | 3,09 | 63 | -0,24 | 105,80 | |
Консервы мясные | 121,5 | 126 | 0,37 | 0,34 | 4,5 | -0,03 | 103,70 | |
Консервы рыбные | 353,7 | 214,2 | 1,08 | 0,58 | -139,5 | -0,51 | 60,56 | |
Консервы овощные | 367,2 | 438,3 | 1,12 | 1,18 | 71,1 | 0,05 | 119,36 | |
Консервы фруктово-ягодные | 957,6 | 387 | 2,93 | 1,04 | -570,6 | -1,89 | 40,41 | |
Яйца и яйцепродукты | 349,2 | 373,5 | 1,07 | 1,00 | 24,3 | -0,07 | 106,96 | |
Сахар | 189,9 | 203,4 | 0,58 | 0,55 | 13,5 | -0,04 | 107,11 | |
Кондит. изделия | 2670,3 | 2281,5 | 8,18 | 6,13 | -388,8 | -2,05 | 85,44 | |
Чай | 237,6 | 235,8 | 0,73 | 0,63 | -1,8 | -0,09 | 99,24 | |
Кофе | 496,8 | 768,6 | 1,52 | 2,07 | 271,8 | 0,54 | 154,71 | |
Соль | 17,1 | 21,6 | 0,05 | 0,06 | 4,5 | 0,01 | 126,32 | |
Мука | 71,1 | 65,7 | 0,22 | 0,18 | -5,4 | -0,04 | 92,41 | |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 1437,3 | 1976,1 | 4,40 | 5,31 | 538,8 | 0,91 | 137,49 | |
Крупа и бобовые | 284,4 | 311,4 | 0,87 | 0,84 | 27 | -0,03 | 109,49 | |
Макаронные изделия | 126,9 | 235 | 0,39 | 0,63 | 108,1 | 0,24 | 185,19 | |
Картофель | 238,5 | 271 | 0,73 | 0,73 | 32,5 | 0,00 | 113,63 | |
Овоши | 865,8 | 1161,1 | 2,65 | 3,12 | 295,3 | 0,47 | 134,11 | |
Плоды, ягоды | 1530,9 | 2255,4 | 4,69 | 6,06 | 724,5 | 1,37 | 147,33 | |
Водка и ликероводочные изделия | 1799,1 | 2232,3 | 5,51 | 6,00 | 433,2 | 0,49 | 124,08 | |
Вино | 1156,5 | 1238,4 | 3,54 | 3,33 | 81,9 | -0,21 | 107,08 | |
Коньяк | 477,9 | 525,6 | 1,46 | 1,41 | 47,7 | -0,05 | 109,98 | |
Шампанское (кроме безалкогольного) | 627,3 | 898,5 | 1,92 | 2,41 | 271,2 | 0,49 | 143,23 | |
Пиво (кроме безалкогольного) | 1260 | 1622,1 | 3,86 | 4,36 | 362,1 | 0,50 | 128,74 | |
Безалкогольные напитки | 1021,5 | 671,4 | 3,13 | 1,80 | -350,1 | -1,32 | 65,73 | |
Мороженое | 327,6 | 381,6 | 1,00 | 1,03 | 54 | 0,02 | 116,48 | |
Продукция собственного производства | 1837,3 | 3036,4 | 5,63 | 8,16 | 1199,1 | 2,53 | 165,26 | |
Другие продовольственные товары | 3129,3 | 3189,8 | 9,59 | 8,57 | 60,5 | -1,01 | 101,93 | |
Итого продовольственных товаров | 32647 | 37215 | 100,00 | 100,00 | 4568 | 0,00 | 113,99 |
Из данных таблицы 2.9 видно, что в 2013 году основную долю в продовольственных товарах занимают следующие ассортиментные позиции: другие продовольственные товары (8,57%); продукция собственного производства (8,16%) и мясо и птица (7,10%).
Для более наглядного анализа ассортимента продовольственных товаров в таблице 2.10 приведена характеристика ассортимента по жизненному циклу, а также по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы.
Жизненный цикл товаров оценивался, исходя из динамики реализации отдельных групп товаров. При этом соответствие групп отдельным фазам жизненного цикла было принято по следующим критериям:
-
внедрение – отсутствует, поскольку новые ассортиментные группы сохраняются не добавлялись; -
рост – темп роста продаж составляет более 10%; -
зрелость – темп роста продаж составляет менее 10% или темп снижения продаж составляет менее 5%; -
спад – темп снижения продаж составляет более 5%.
Соответствие ассортиментной позиции сектору матрицы Бостонской консалтинговой группы было принято по следующим критериям:
-
звезды – доля продаж больше средней; темп роста более 10%; -
дойные коровы – доля продаж больше средней; темп роста менее 10% или спад продаж; -
проблема – доля продаж меньше средней; рост продаж; -
собаки – доля продаж меньше средней; снижение продаж.
Таблица 2.10
Анализ ассортимента продовольственных товаров с кривой жизненного цикла и матрицы БКГ
Наименование показателя | Уд. вес в 2013 г., % | Темп прироста 2013г. / 2012г., % | Характе-ристика доли ассорт. позиции (> или < средней) | Ассортиментная позиция | |
ЖЦТ | БКГ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 7,10 | 58,17 | > | рост | звезда |
| 8,25 | 1,43 | > | зрелость | корова |
| 3,08 | -9,47 | > | спад | корова |
| 0,98 | 25,47 | < | рост | проблема |
| 0,51 | 20,69 | < | рост | проблема |
| 0,04 | 7,14 | < | зрелость | проблема |
| 0,54 | -0,89 | < | зрелость | собака |
| 8,93 | 11,24 | > | рост | звезда |
| 3,09 | 5,80 | > | зрелость | корова |
| 0,34 | 3,70 | < | зрелость | проблема |
| 0,58 | -39,44 | < | спад | собака |
| 1,18 | 19,36 | < | рост | проблема |
| 1,04 | -59,59 | < | спад | собака |
| 1,00 | 6,96 | < | зрелость | проблема |
| 0,55 | 7,11 | < | зрелость | проблема |
| 6,13 | -14,56 | > | спад | корова |
| 0,63 | -0,76 | < | зрелость | собака |
| 2,07 | 54,71 | < | рост | проблема |
| 0,06 | 26,32 | < | рост | проблема |
| 0,18 | -7,59 | < | спад | собака |
| 5,31 | 37,49 | > | рост | звезда |
| 0,84 | 9,49 | < | зрелость | проблема |
| 0,63 | 85,19 | < | рост | проблема |
| 0,73 | 13,63 | < | рост | проблема |
| 3,12 | 34,11 | > | рост | звезда |
| 6,06 | 47,33 | > | рост | звезда |
| 6,00 | 24,08 | > | рост | звезда |
| 3,33 | 7,08 | > | зрелость | корова |
| 1,41 | 9,98 | < | зрелость | проблема |
| 2,41 | 43,23 | < | рост | проблема |
| 4,36 | 28,74 | > | рост | проблема |
| 1,80 | -34,27 | < | спад | собака |
| 1,03 | 16,48 | < | рост | проблема |
| 8,16 | 65,26 | > | рост | звезда |
| 8,57 | 1,93 | > | зрелость | корова |
Итого продовольственных товаров | 100,00 | 13,99 | | | |