Файл: санктпетербургский университет гпс мчс россии, igps. Ru, 2020.pptx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
© САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГПС МЧС РОССИИ, IGPS.RU, 2020
Показатели экономической безопасности России в 2018-2020 гг., млрд. руб.
Дифференциация уровня валового регионального продукта на душу населения
Дифференциация регионов по уровню ВРП к среднероссийскому уровню (количество субъектов)
Количество регионов, ранжированное по уровню бедности
Сравнительный анализ показателей экономической безопасности в социальной сфере, 2019 год
Структура затрат членов домохозяйства в РФ, в %
Безработица в РФ, 2018-2020 гг.
Динамика доходов федерального бюджета в 2021–2023 годах, млрд руб.
Динамика расходов по национальным проектам, млн руб.
Исполнение федерального бюджета по национальным проектам за январь – сентябрь 2020 г.
© САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГПС МЧС РОССИИ, IGPS.RU, 2020
Обучающийся ЭБ1651 группы Трахалева А.М.
Руководитель профессор кафедры экономики и права, доктор экономических наук, профессор, Смирнова И.В.
Рецензент к.э.н., доцент Высшей инженерно-экономической школы СПБПУ Петра Великого, Макарова О.Н.
08.06.2021
«Макро-, мезо-, и микроуровни экономической безопасности и механизмы их взаимодействия»
Дипломная работа на тему:
специальность 38.05.01 «Экономическая безопасность»
Специализация №1 – «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
Институт безопасности жизнедеятельности
Структура дипломной работы
Тема «Макро-, мезо-, и микроуровни экономической безопасности и механизмы их взаимодействия»
Объект исследования –экономические отношения.
Предмет исследования –система обеспечения экономической безопасности РФ на макро-, мезо- и микроуровнях в современных условиях
Цель работы – выявление сущности и специфики экономической безопасности в стратегии экономического развития РФ
Задачи исследования:
1. Определить понятие экономической безопасности и ее значение;
2. Рассмотреть понятие и принципы обеспечения экономической безопасности государства;
3. Выявить основные направления обеспечения экономической безопасности государства;
4. Выявить угрозы экономической безопасности России;
5. Рассмотреть направления обеспечения экономической безопасности РФ в современных условиях.
Показатели экономической безопасности России в 2018-2020 гг., млрд. руб.
Показатели | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2020 г. в % к: | |
2018 г. | 2019 г. | ||||
Объём валового внутреннего продукта | 83 387,2 | 85 917,8 | 92 081,9 | 110,4 | 107,2 |
Внешнеторговый оборот | 30 052,4 | 26 825 | 34 467,4 | 114,7 | 128,5 |
Экспорт | 19 463,3 | 15 969,6 | 20 597,2 | 105,8 | 129 |
Импорт | 10 363,2 | 10 855,3 | 13 870,2 | 133,8 | 127,8 |
Сальдо торгового баланса | 8 249,7 | 5116,4 | 6 532,9 | 79,2 | 127,7 |
Уровень инвестиций в основной капитал | 13 897,1 | 14 748,8 | 15 499,8 | 111,5 | 105,1 |
Затраты на оборону | 3 400 | 3 800 | 2 800 | 82,4 | 73,7 |
Внешний долг | 33 990 | 29 412,2 | 29 094,9 | 85,6 | 98,9 |
Затраты на научное исследование | 914,7 | 943,8 | 935,8 | 102,3 | 99,2 |
Дифференциация уровня валового регионального продукта на душу населения
| Год | Руб. | В % к среднероссийскому | В % к максимальному |
РФ | 2005 | 125 658,7 | 100,0 | 11,8 |
2010 | 263 828,6 | 100,0 | 7,6 | |
2019 | 510 253,1 | 100,0 | 8,1 | |
Максимальный показатель | 2005 | 1 067 007,7 | 849,1 | 100,0 |
2010 | 3 465 406,9 | 1313,4 | 100,0 | |
2019 | 6288 467,9 | 1232,4 | 100,0 | |
Минимальный показатель | 2005 | 17 435,1 | 13,9 | 1,6 |
2010 | 48 239,2 | 18,3 | 1,4 | |
2019 | 114 844,1 | 22,5 | 1,8 |
Дифференциация регионов по уровню ВРП к среднероссийскому уровню (количество субъектов)
Дифференциация уровня инвестиций на душу населения
| Год | Руб. | В % к среднероссийскому | В % к максимальному |
РФ | 2005 | 25 161 | 100 | 4,7 |
2010 | 64 068 | 100 | 6,3 | |
2019 | 119 832 | 100 | 5.8 | |
Максимальный показатель | 2005 | 536 044 | 2533,2 | 100 |
2010 | 1 010 808 | 1577,7 | 100 | |
2019 | 2 075 837 | 1732,3 | 100 | |
Минимальный показатель | 2005 | 4262 | 20,1 | 0,8 |
2010 | 18 039 | 28,2 | 1,8 | |
2019 | 29 571 | 24,7 | 1,4 |
Количество регионов, ранжированное по уровню бедности
Сравнительный анализ показателей экономической безопасности в социальной сфере, 2019 год
Показатели | Пороговые значения | РФ | Макс. | Мин. | |
Сенчагов В.К. | Мировая практика | ||||
1. Доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % | 7 | 10 | 12,6 | 34,4 | 5,8 |
2. Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения) | 8 | 10:1 | 15,3 | 26,8 | 8,5 |
3. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного уровня, раз | 3,5 | - | 3,3 | 5,1 | 1,6 |
4. Соотношение минимальной и средней заработной платы | - | 1:3 | 1:4,6 | 1:10 | 1:2,7 |
5. Отношение кредитной задолженности к доходам (уровень закредитованности населения), % | - | - | 47,1 | 86,2 | 9,9 |
6. Уровень безработицы по методологии МОТ, в % | 5 | 8-10 | 4.8 | 26,3 | 1,2 |
7. Суммарный коэффициент рождаемости | - | 2,14-2,15 | 1,579 | 2,967 | 1,333 |
8. Средняя продолжительность жизни населения | - | 75-79 | 72,91 | 82,41 | 63,58 |
9. Коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет в общей численности населения), % | - | 7 | 25,9 | 31,0 | 10,8 |
Структура затрат членов домохозяйства в РФ, в %
Наименование затрат | Годы | Изменение | |||
2018 | 2019 | 2020 | к 2018 году | к 2019 году | |
Все товары и услуги | | | | — | — |
Продукты питания и безалкогольные напитки | 29,76 | 30,64 | 30,76 | 1,01 | 0,13 |
Алкогольные напитки, табачные изделия | 5,97 | 5,86 | 5,88 | -0,09 | 0,03 |
Одежда и обувь | 9,58 | 9,46 | 9,49 | -0,09 | 0,03 |
Жилищно-коммунальные услуги | 10,58 | 10,49 | 11,04 | 0,46 | 0,55 |
Предметы домашнего обихода, бытовая техника | 5,94 | 5,95 | 5,71 | -0,22 | -0,23 |
Здравоохранение | 3,72 | 3,95 | 3,88 | 0,16 | -0,07 |
Транспорт | 14,74 | 13,94 | 13,33 | -1,41 | -0,62 |
Связь | 2,97 | 2,93 | 2,97 | -0,01 | 0,04 |
Организация отдыха | 6,76 | 6,57 | 6,28 | -0,48 | -0,28 |
Образование | 1,42 | 1,34 | 1,41 | -0,01 | 0,07 |
Гостиницы, кафе и рестораны | 2,76 | 2,82 | 2,8 | 0,04 | -0,02 |
Другие товары и услуги | 5,82 | 6,06 | 6,45 | 0,63 | 0,39 |
Безработица в РФ, 2018-2020 гг.
Показатели | Годы | Изменение | |||
2018 | 2019 | 2020 | к 2018 году | к 2019 году | |
Численность экономически активного населения, тыс. человек | 76 880,4 | 76 739,3 | 76 313,7 | -556,7 | -425,6 |
в том числе безработных, тыс. человек | 4 150,7 | 4 106,5 | 3 873,9 | -276,8 | -232,6 |
Уровень безработицы, % | 5,2 | 5,4 | 5,1 | -0,1 | -0,3 |
Показатели, отражающие финансовое состояние домохозяйств
Показатели | Пороговое значение | Факт в РФ (2020) | Величина отклонения от порога, раз | |
Глазьев С.Ю. | Сенчагов В.К. | |||
1. Коэффициент фондов, раз | ≤ 8 | ≤ 7 | 15,6 | 1,9-2,2 |
2. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % | ≤ 7 | ≤ 6 | 13,3 | 1,9-2,2 |
3. Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума, раз | ≥ 3,5 | ≥ 3,5 | 3,116 | 1,1 |
4. Дифференциация регионов по денежным доходам на душу населения, раз | ≤ 5 | - | 5,33 | 1,1 |
Динамика доходов федерального бюджета в 2021–2023 годах, млрд руб.
Показатель | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | |||
(оценка) | Прогноз | Отклонение (год к году) | Прогноз | Отклонение (год к году) | Прогноз | Отклонение (год к году) | |
Доходы, всего | 17 852,4 | 18 765,1 | 912,7 | 20 637,5 | 1 887,1 | 22 262,7 | 1 637,1 |
в %% к ВВП | 16,7 | 16,2 | -0,4 | 16,6 | 0,4 | 16,8 | 0,1 |
в том числе: | |||||||
Нефтегазовые доходы | 5 127,0 | 5 987,2 | 860,3 | 6 884,3 | 897,1 | 7 489,8 | 605,5 |
в %% к ВВП | 4,8 | 5,2 | 0,4 | 5,5 | 0,4 | 5,6 | 0,1 |
из них базовые нефтегазовые доходы | 5 508,7 | 6 078,3 | 569,7 | 6 181,6 | 103,3 | 6 702,5 | 520,8 |
Ненефтегазовые доходы | 12 725,5 | 12 777,9 | 52,4 | 13 753,2 | 990,0 | 14 772,9 | 1 031,6 |
в %% к ВВП | 11,9 | 11,1 | -0,8 | 11,1 | 0,0 | 11,1 | 0,1 |
Связанные с внутренним производством | 5 924,8 | 6 685,0 | 760,1 | 7 221,4 | 536,5 | 7 719,6 | 498,2 |
НДС внутренний | 4 032,6 | 4 475,7 | 443,1 | 4 876,7 | 401,0 | 5 337,5 | 460,7 |
Акцизы | 904,6 | 951,5 | 46,9 | 891,4 | -60,1 | 827,0 | -64,4 |
Налог на прибыль | 987,6 | 1 197,8 | 210,2 | 1 289,2 | 91,4 | 1 383,7 | 94,4 |
НДФЛ | 60,0 | 60,0 | 164,1 | 104,1 | 171,5 | 7,4 | |
Связанные с импортом | 3 488,3 | 3 913,9 | 425,6 | 4 220,9 | 307,0 | 4 534,5 | 313,6 |
НДС ввозной | 2 808,5 | 3 107,1 | 298,7 | 3 355,3 | 248,2 | 3 606,4 | 251,1 |
Акцизы | 95,0 | 105,7 | 10,7 | 112,6 | 6,9 | 120,1 | 7,5 |
Ввозные пошлины | 584,9 | 701,1 | 116,2 | 753,0 | 51,9 | 808,0 | 55,0 |
Прочее | 3 312,3 | 2 179,0 | -1 133,4 | 2 310,8 | 131,9 | 2 518,8 | 207,9 |
Динамика расходов по национальным проектам, млн руб.
Наименование | 2020 год* | 2021 год | 2022 год | 2023 год | ||||||
Закон № 380-ФЗ | Законопроект | Δ к закону, % | Закон № 380-ФЗ | Законопроект | Δ к закону, % | Паспорт проекта | Законопроект | Δ к Паспорту проекта на 2023 год, % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5=4/3*100 | 6 | 7 | 8=7/6*100 | 9 | 10 | 11=10/9*100 |
ВСЕГО на реализацию национальных проектов | 2 190 521,8 | 2 456 576,6 | 2 245 781,0 | 91,4 | 2 980 892,4 | 2 608 544,4 | 87,5 | 2 522 853,1 | 2 780 483,0 | 110,2 |
в том числе: | ||||||||||
Национальный проект «Демография» | 735 326,7 | 826 316,3 | 742 509,8 | 89,9 | 840 688,4 | 762 392,2 | 90,7 | 464 134,7 | 855 919,6 | 184,4 |
Национальный проект «Здравоохранение» | 306 748,4 | 252 766,1 | 243 204,4 | 96,2 | 262 584,9 | 251 076,9 | 95,6 | 218 569,0 | 212 132,4 | 97,1 |
Национальный проект «Образование» | 132 179,5 | 181 341,5 | 171 631,6 | 94,6 | 162 897,9 | 155 737,8 | 95,6 | 119 536,1 | 184 631,9 | 154,5 |
Национальный проект «Жилье и городская среда» | 118 899,7 | 108 362,8 | 102 592,6 | 94,7 | 189 138,3 | 125 729,5 | 66,5 | 192 050,0 | 178 355,0 | 92,9 |
Национальный проект «Экология» | 72 014,0 | 126 855,1 | 108 010,1 | 85,1 | 153 748,0 | 131 926,7 | 85,8 | 151 844,0 | 140 297,3 | 92,4 |
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» | 149 014,8 | 124 794,0 | 117 441,1 | 94,1 | 23 881,3 | 34 034,2 | 142,5 | 23 152,6 | 26 265,4 | 113,4 |