Файл: Введение в экономическую теорию 1 экономическая теория как наука 1 Предмет и функции экономической теории.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА
1.1 Предмет и функции экономической теории
Американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию
«королевой» наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что
«экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты, их можно записать на листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие». Сложность этой науки при ее изучении, по мысли А. Хейльброннера, требует «выносливости верблюда и терпения святого».
Термин экономика греческого происхождения, что в переводе означает
«управление хозяйством». Экономическая теория возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Термин
«экономия» впервые предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Аристотеля.
Он различал два вида хозяйств: экономию – хозяйство для поддержания и более полного удовлетворения семейных нужд (к нему Аристотель относил главным образом земледелие) и хрематистику – хозяйство с целью обогащения (ремесленная деятельность и торговля). К хрематистике
Аристотель относился отрицательно, считая, что она противоречит законам этики и требованиям природы, так как направлена не на удовлетворение повседневных нужд, а на накопление богатства.
Формирование экономики как науки относится к периоду зарождения капитализма. Именно в это время появляются и первые школы экономического анализа. Определение предмета экономической науки происходило постепенно (рис. 1).
Рис. 1. Определение предмета экономической науки
В современном понимании экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение личности и отдельных групп людей в процессе производственной деятельности, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Предмет
экономической
теории
– исследование проблем эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов и управление ими для достижения максимального удовлетворения разнообразных потребностей общества.
Экономическая теория является фундаментом, теоретической основой всех отраслевых наук (экономика сельского хозяйства, строительства, промышленности и т.д.) и специальных научных дисциплин (учет, финансы).
Определение предмета экономической науки
Меркантилизм предмет экономической науки
– сфера обращения капитала
Физиократия предмет экономической науки – воспро- изводство и обращение благ, источником которых является земля
Классическая политэкономия предмет экономической науки – общественное производство, включая все отрасли материального производства
Современное понимание
Немарксистский подход: предмет экономи- ческой науки – мотивы и принципы экономи- ческого поведения людей и функционирование экономики в целом
Марксистский подход: предмет экономической теории (политической экономии) – произ- водственные отношения и экономические законы, управляющие производством материальных благ
Рис. 2. Структура экономики
Экономическая теория рассматривает развитие экономики на четырех уровнях (рис. 3).
Отдельные предприятия, фирмы по производственному принципу объединяются в отдельные отрасли. Это объединение называется мезоэкономикой.
Экономика отдельных отраслей или их групп объединяется в одно целое – государственную экономику, которая называется макроэкономикой.
Экономика отдельных государств в их совокупности образует метаэкономику.
Рис. 3. Уровни экономической теории
При исследовании экономических процессов различают позитивный и нормативный анализ. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений. Позитивная теория изучает, что есть в экономической
Метаэкономика рассматривает поведение или функционирование мировой экономики в целом.
Микроэкономика рассматривает поведение фирм, домашних хозяйств и других экономических единиц, а также функционирование рынков и общую эффективность распределения ресурсов. Рассматривает проблемы спроса, предложения, формирования цен, издержки производства, методы увеличения прибыли.
Мезоэкономика рассматривает поведение отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства
Экономика
Фундаментальная наука: экономическая теория
Прикладные науки: финансы, менеджмент, маркетинг, экономика отрасли
(сельского хозяйства, торговли и т.д.)
Макроэкономика рассматривает поведение или функционирование национальной (государственной) экономической системы в целом: проблемы совокупного предложения и спроса, общего уровня цен, инфляции, экономического роста, уровня занятости.
жизни общества, что существует фактически, объективно. Нормативная теория отвечает на вопрос, что должно быть в экономической жизни общества, как необходимо выстраивать экономические отношения для достижения желаемых результатов. На основе нормативного анализа строится государственная экономическая политика, дополняющая и корректирующая последствия стихийного рыночного механизма (рис. 4).
Рис. 4. Виды анализа в экономической теории
Для серьезного изучения экономических вопросов необходимо представлять себе не только роль и место экономической науки в реальной жизни, но и какие функции она выполняет (рис. 5).
Виды анализа в экономической теории
Позитивный
Нормативный
Это совокупность системати- ческих знаний о том, что есть
Это совокупность систематических знаний о том, что должно быть
Предполагает отсутствие оце- ночных суждений, независи- мость от этической позиции исследователя; претендует на близость к физическим на- укам, на объективность
Предполагает наличие ярко выра- женного оценочного компонента, например, относительно целесооб- разности или приемлемости опре- деленных действий или значения показателей
Объясняет следствия, вытека- ющие из реального измене- ния обстоятельств
Задает наиболее желательные цели для достижения в плане развития народного хозяйства
Отвечает на вопрос: что
будет, если?...
Отвечает на вопрос: что должно
быть?...
Рис. 4. Виды анализа в экономической теории
Для серьезного изучения экономических вопросов необходимо представлять себе не только роль и место экономической науки в реальной жизни, но и какие функции она выполняет (рис. 5).
Виды анализа в экономической теории
Позитивный
Нормативный
Это совокупность системати- ческих знаний о том, что есть
Это совокупность систематических знаний о том, что должно быть
Предполагает отсутствие оце- ночных суждений, независи- мость от этической позиции исследователя; претендует на близость к физическим на- укам, на объективность
Предполагает наличие ярко выра- женного оценочного компонента, например, относительно целесооб- разности или приемлемости опре- деленных действий или значения показателей
Объясняет следствия, вытека- ющие из реального измене- ния обстоятельств
Задает наиболее желательные цели для достижения в плане развития народного хозяйства
Отвечает на вопрос: что
будет, если?...
Отвечает на вопрос: что должно
быть?...
Рис. 5. Функции экономической науки
Экономика – сложная многоуровневая система. Поэтому экономическая теория изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на четырех уровнях: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика и метаэкономика, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Функции экономической науки
Познавательная основная задача экономической науки – познание сущности экономических явлений, объективных законов эконо- мического развития
Методологическая разработка ключевых принципов и методов исследований в сфере экономической жизни общества, создание базы для развития прикладных наук
Практическая формирование государственной экономи- ческой политики, определение критериев эффективности хозяйствования, подго- товка кадров для экономики
Идеологическая инструмент экономического мышления, позволяет выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы, влияет на массовое сознание людей
Прогностическая определение основных возможных перспектив развития социально- экономических процессов в обществе
1.2 Методы экономической теории
Если предмет науки показывает, что изучается и познается, то метод отвечает на вопрос, как познается.
Слово «метод» (от греческого methodos –путь к цели) означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни.
Всю совокупность методов можно разделить на 4 уровня.
К первому уровню относится общий философский метод познания мира
– диалектика, основы которой заложили еще древние греки. В научную систему ее развил немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Диалектика рассматривает явления в постоянном развитии, в их взаимосвязи и взаимодействии, проникает в сущность процессов и явлений, познает причины и источники развития.
Второй уровень - общенаучные методы:
Анализ предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных факторов: цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.
Синтез основан на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Индукция опирается на умозаключения от частного к общему.
Дедукция предполагает умозаключения от общего к частному.
Аналогия – перенос свойств с известного явления на неизвестные.
Например, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме.
Абстракция заключается в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного,
случайного, временного, непостоянного. В экономике проявляется через принцип «при прочих равных условиях».
Сравнение – выявление одинаковых и различных черт у явлений и процессов.
Верификация – проверка гипотезы на истинность.
Фальсификация – проверка гипотезы на ложность.
Третий уровень – частнонаучные методы:
Функциональный анализ – исследование изменения зависимой переменной (функции) при изменении независимой переменной
(аргумента).
Графический метод – наглядное отражение взаимосвязей между аргументом и функцией.
Статистический метод – сбор и анализ числовых данных.
Моделирование – описание явлений и законов с помощью алгоритмов.
Четвертый уровень – экономические методы:
Микроэкономический анализ – исследование поведения фирмы, отдельного экономического субъекта.
Макроэкономический
анализ
– исследование общих закономерностей развития экономики.
Маржинальный анализ – использование предельных величин для исследования экономических процессов.
Теория
игр
– анализ стратегического взаимодействия экономических субъектов.
Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета.
Сравнение – выявление одинаковых и различных черт у явлений и процессов.
Верификация – проверка гипотезы на истинность.
Фальсификация – проверка гипотезы на ложность.
Третий уровень – частнонаучные методы:
Функциональный анализ – исследование изменения зависимой переменной (функции) при изменении независимой переменной
(аргумента).
Графический метод – наглядное отражение взаимосвязей между аргументом и функцией.
Статистический метод – сбор и анализ числовых данных.
Моделирование – описание явлений и законов с помощью алгоритмов.
Четвертый уровень – экономические методы:
Микроэкономический анализ – исследование поведения фирмы, отдельного экономического субъекта.
Макроэкономический
анализ
– исследование общих закономерностей развития экономики.
Маржинальный анализ – использование предельных величин для исследования экономических процессов.
Теория
игр
– анализ стратегического взаимодействия экономических субъектов.
Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета.
1.3 Основные школы экономической теории
Меркантилизм (от итал. «торговец») – первая школа экономической теории (XVI – XVIII вв.). Возникла в эпоху первоначального накопления капитала, когда в центре внимания находилась не сфера производства, а сфера обращения.
Предмет анализа – сфера обращения, в основном внешняя торговля, благодаря которой можно накопить деньги в стране. Для того, чтобы приобрести больше денег, необходимо больше продавать. Для того, чтобы их сохранить у себя, нужно меньше покупать у другого государства.
Роль государства. Все производство и потребление регулировал монарх. Конечный результат зависел от действий правительства, надежности протекционистских мер, принимаемых государством.
Экономический анализ, проводившийся меркантилистами, получил название политической экономии. Представители: англичанин Томас Ман, француз Антуан Монкретьен. Именно они поставили вопрос об активном торговом балансе, проблемы которого волнуют многие страны и сегодня.
Среди русских меркантилистов можно назвать Ивана Тихоновича Посошкова,
Михаила Васильевича Ломоносова, Петра I и др.
Со временем экономика усложнялась, и наука перешла от анализа обмена и торговли к анализу производства. В результате во Франции в XVIII в. возникло учение физиократов (от греч. «власть природы»). Основная идея этой школы заключалась в том, что источниками богатства являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельском хозяйстве.
Предмет анализа – сфера сельскохозяйственного производства.
«Чистый доход» рассматривался как дар природы.
Физиократы заложили основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Наиболее яркие представители: Франсуа Кенэ и Жак Тюрго. Из-за неразвитости производства объектом их исследования являлся лишь аграрный сектор экономики.
Ограниченность подхода школы физиократов преодолела классическая
школа, которая возникла в конце XVIII – начале XIX в. Ее сторонники (Адам
Смит, Уильям Петти, Давид Рикардо и др.) считали, что источником богатства нации является труд работников, занятых в сфере материального производства.
Предмет анализа – сфера производства и распределения материальных благ и их цена, обусловленная издержками производства. Эту школу назвали классической потому, что впервые в истории экономической мысли ее представители рассмотрели всю экономику в целом, разработав при этом основы трудовой теории стоимости, раскрыв понятие рынка и механизм ценообразования. На ее базе возникли два противоположных учения – марксизм и маржинализм.
Марксизм – учение об экономическом строе капитализма и смене его новым, передовым строем – коммунизмом. Основоположники – Карл Маркс и
Фридрих Энгельс. Распространение идей марксизма в России связано с такими именами, как Петр Лаврович Лавров – лидер революционного народничества,
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) – основатель социал-демократической рабочей партии большевиков и др.
Маржинализм – школа, возникшая во второй половине XIX в. В основу экономического анализа были положены субъективно-психологические мотивы поведения хозяйствующих субъектов; акцентировали внимание на особом значении в экономике сферы потребления. Представители австрийской школы (Карл Менгер, Фридрих Визер, Евгений Бем-Баверк) исследовали проблему предельной полезности и сформулировали закон убывающей предельной полезности. Представитель американской школы
Джон Бейтс Кларк разработал теорию предельной производительности и сформулировал закон убывающей производительности факторов производства (закон убывающей отдачи). Леон Вальрас создал одну из макроэкономических моделей, в основу которой был положен анализ спроса и предложения, т.е. механизм рыночного формирования цен и рыночного
равновесия. Ученик Л. Вальраса, итальянский экономист Вильфред Парето ввел понятие общественной максимальной полезности, позволяющей оценить изменения, которые улучшают уровень благосостояния всех членов общества
(оптимум Парето).
Неоклассическая школа (основоположник – Альфред Маршалл), сформировалась в конце XIX в. Развивая маржинализм, она увязала его идеи с классической школой, за что и получила свое название. Используя механизмы спроса-предложения и рыночного ценообразования, А Маршалл разработал теорию эластичности и ввел в практику графические методы исследования и анализа экономических явлений. Он по праву считается одним из основателей современной экономической науки.
Предмет анализа – объединение сфер производства и потребления.
Главным предметом анализа становится не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса было положено учение о предельной полезности, а в основу теории предложения – теория предельной производительности факторов производства. В отличие от классиков, стремившихся к выявлению объективных закономерностей, неоклассики исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов («свобода выбора»).
Неоклассическая теория впоследствии получила название
«микроэкономика». Представители: А. Маршалл, А.С. Пигу, И. Фишер, Дж.
Кларк.
XX век принес в мировую экономику огромные изменения, которые нашли отражение в появлении двух новых школ – кейнсианства и институционализма.
Кейнсианская школа возникла в 30-е гг. XX века как ответ на Великую депрессию 1929-1933 гг. Ее основателем является английский экономист
Джон Кейнс. Особенность учения заключается в том, что:
(оптимум Парето).
Неоклассическая школа (основоположник – Альфред Маршалл), сформировалась в конце XIX в. Развивая маржинализм, она увязала его идеи с классической школой, за что и получила свое название. Используя механизмы спроса-предложения и рыночного ценообразования, А Маршалл разработал теорию эластичности и ввел в практику графические методы исследования и анализа экономических явлений. Он по праву считается одним из основателей современной экономической науки.
Предмет анализа – объединение сфер производства и потребления.
Главным предметом анализа становится не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса было положено учение о предельной полезности, а в основу теории предложения – теория предельной производительности факторов производства. В отличие от классиков, стремившихся к выявлению объективных закономерностей, неоклассики исходили из субъективных оценок хозяйствующих субъектов («свобода выбора»).
Неоклассическая теория впоследствии получила название
«микроэкономика». Представители: А. Маршалл, А.С. Пигу, И. Фишер, Дж.
Кларк.
XX век принес в мировую экономику огромные изменения, которые нашли отражение в появлении двух новых школ – кейнсианства и институционализма.
Кейнсианская школа возникла в 30-е гг. XX века как ответ на Великую депрессию 1929-1933 гг. Ее основателем является английский экономист
Джон Кейнс. Особенность учения заключается в том, что: