ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 31
Христюк Анна Алекандровна
-
Перечислите цель, задачи и этапы РЭПТ А. Эллиса
Цель: разрешение эмоциональных и поведенческих проблем и нарушений, а также помощь людям вести более счастливую и полноценную жизнь.
Задачи: изменение эмоции, посредством воздействия на содержание мыслей.
Работа в рамках РЭПТ проводится в три этапа:
-
Определение и осознание иррациональных установок. -
Конфронтации с этими установками, их пересмотр. -
Формирование и закрепление новых рациональных (гибких) установок.
-
Опишите, как работает РЭПТ в терапии супружеских отношений.
Поэтому семейную терапию «третьей силы» мы предлагается рассматривать как комбинацию феноменологически-гуманистического подхода и выражено активно-директивного стремления помочь членам семьи отказаться от своего ложного восприятия себя и других и прийти к глубоким философским изменениям в своих внутри- и межличностных установках и поведении. Примером подобного рода феноменологически-гуманистического и активно-директивного подхода к семейной терапии может служить РЭПТ, которая помогает людям изменяться самим и содействовать изменению друг друга внутри семейного союза. В семейной РЭПТ клиентов учат осознавать, понимать и минимизировать свои собственные эмоциональные проблемы, а также помогать другим членам семьи стать более рациональными, испытывать более приятные и уместные эмоции и вести себя так, чтобы приносить меньше вреда себе и семье.
-
Прочитайте выдержку из стенограммы психологической консультации.
Выделите вопросы и комментарии терапевта, в которых он помогал клиентке выявить ее убеждения, связанные с долженствованиями.
(Пример: К.: Я же мать.
Т.: И что это обязывает вас саму все делать?)
Клиентка, молодая женщина, последние два с половиной года в декретном отпуске по уходу за ребенком. Обратилась в связи с тем, что приглашают на хорошую доходную работу, но ухаживать за двухлетней дочерью некому. Хорошая знакомая с педагогическим образованием и опытом работы в качестве няни соглашается помочь и быть с дочерью, пока мать находится на работе. Сомнения клиентки — выходить на работу и оставлять дочь с няней или ухаживать за ребенком самостоятельно и потерять перспективную работу — послужили причиной обращения к психотерапевту.
Клиентка: Я не могу нанять няню для ребенка. Я должна за ним ухаживать сама.
Терапевт: Почему?
К.: Что же я буду за мать такая, что у меня ребенок с чужим человеком сидеть будет?
Т.: Вы считаете это неправильным?
К.: Да. Мать должна сама ухаживать за ребенком.
Т.: Вы в этом абсолютно уверены?
К.: Конечно уверена. Иначе и быть не должно.
Т.: Через полгода заканчивается срок вашего декретного отпуска. Что вы намерены делать?
К.: Отдам дочь в ясли.
Т.: А что будете делать вы?
К.: Подыщу какую-нибудь работу. Буду работать и ухаживать за дочерью.
Т.: Тогда в чем сомнения? Вы видите перспективу, знаете, что намерены делать, откуда терзания по поводу поступившего от работодателя предложения?
К.: Нам очень пригодились бы те деньги, которые можно заработать на этой работе.
Т.: Я правильно понимаю, что с одной стороны — вам нужны деньги, с другой стороны — вы должны ухаживать за своей дочерью сами?
К.: Да. Точно так и есть.
Т.: Вы говорите, что должны сами ухаживать за дочерью. Поясните, почему именно так?
К.: Я же мать.
Т.: И что это обязывает вас саму все делать?
К.: Конечно.
Т.: Как вы намерены отдать ребенка в детский сад, ведь получается, что ею будут заниматься другие люди?
К.: Да. Я об этом как-то не задумывалась. Вы правы, вот вторая проблема.
Т.: Но хочется понять, почему вы должны ухаживать за ребенком и почему это нельзя доверить няне?
К.: Как это можно доверить постороннему человеку?
Т.: Я не предлагаю вам сейчас довериться кому-либо. Я прошу вас обосновать долженствование — «Мать должна сама ухаживать за ребенком».
К.: По-другому просто ненормально.
Т.: Почему нормально, что мать сама должна ухаживать?
К.: Я вас не понимаю.
Т.: У меня есть основания сомневаться в справедливости вашего заявления, что вы сами должны ухаживать за ребенком и никто другой. Вам, как и мне, хорошо известно, что во многих семьях для этих целей привлекается профессиональная няня. Может быть они не правы, что так поступают, и возможно правы вы. Но причины и основания для этой правоты мне не понятны. Попробуйте найти доказательства справедливости вашего утверждения.
К.:А-а-а... Поняла.
Т.: Хорошо. Каковы доказательства?
К.: Ребенок только в контакте с матерью может получить необходимую ему любовь. Мать всегда позаботится сначала о нем, а няня будет заботиться в первую очередь о себе. Ведь она работает, чтобы заработать денег.
Т.: Все?
К.: Мне кажется этого более чем достаточно.
Т.: Проанализируем первое доказательство. Сколько любви вашему ребенку надо?
К.: Ну, на такой вопрос трудно ответить.
Т.: Хорошо. Выражение любви — это время, которое тратится на данное чувство, сила проявления этого чувства или то и другое вместе?
К.: И время надо, и конечно от того, как это чувство выражается, тоже многое зависит.
Т.: Если вы не видели ребенка какое-то время, допустим, он спал, соответственно в это время он не получал вашу любовь, то при встрече с ним вы ее выражаете сильнее, чем в обычной обстановке?
К.: Да. Конечно.
Т.: Таким образом, более интенсивное выражение чувства может компенсировать, что вы не виделись какое-то время?
К.: Да, получается так.
Т.: Тогда, если бы вы устроились на работу, это не означало бы, что вы станете выражать меньше любви к ребенку, чем он сейчас получает ее в течение дня. Времени на выражение чувства у вас будет меньше, но дефицит можно компенсировать интенсивностью. Так?
К.: Получается, что да?!
Т.: Перейдем ко второму пункту вашего доказательства — «Мать всегда позаботится сначала о нем, а няня в первую очередь будет заботиться о себе. Ведь она работает, чтобы заработать денег».
К.: Да, так.
Т.: Няня получает деньги за заботу о ребенке или за что?
К.: Ну конечно за заботу.
Т.: То есть ей выгодно заботиться о вашем ребенке?
К.: Я как-то не задумывалась. По всей видимости, так и есть.
Т.: Тогда справедливо будет говорить, что няне выгодно заботиться о ребенке?
К.: Нуда.
Т.: Как видно, оба ваши доказательства того, что именно мать должна заботиться о ребенке, опровергнуты?
К.: Н-да. Получается. Но я не могу сказать, что от этого стала способной оставить ребенка с няней. Тревожно все равно.
Т.: А с чем будет связана тревога? С тем, каково самочувствие ребенка, как о нем заботится няня или с тем, что вы ему вечером любви недодадите?
К.: Любви-то я понимаю, что дать смогу. Но вот, как он себя будет чувствовать с другим человеком?
Т.: Почему бы не поставить эксперимент и не понаблюдать за тем, как няня и ребенок будут общаться? В зависимости от того, как сложится их общение, вы сможете делать выводы.
К.: Да, попробовать стоит.
Комментарий
Далее терапевт и клиентка обсудили регламент эксперимента и разработали план, по которому этот эксперимент должен был происходить. Однако на следующий день клиентка вновь засомневалась, стоит или нет ей оставлять ребенка чужому человеку (няне). Терапевт еще раз исследовал доказательства справедливости ее долженствований и провел коррекцию тревожных опасений с помощью техник, направленных на коррекцию катастрофического мышления.