Файл: Христюк Анна Александровна Задания Заполните таблицу Техники в рамках когнитивнобихевиорального подхода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 621

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Христюк Анна Александровна

Задания

  1. Заполните таблицу «Техники в рамках когнитивно-бихевиорального подхода».

Название техники

Цель применения

Проведение техники (кратко)

Наводнение

вызвать интенсивный страх, который приведет в реальности к уменьшению страха, борьба с тревогой

Условия:

1.пациенты без патологий!

2.пациент активный участник, получает инструкцию перед началом техники

3.в процессе пребывания в ситуации сраха, испытывает несколько волн прилива страха, процесс избегания должен быть исключен

4.Требует настойчивости от терапевта и четкий план

5.обязательно письменное согласие клиента

Проведение: составляется список страхов, Имплозия(проживание страха в воображаемой ситуации), 1 занятие проводится с терапевом, далее пациент выполняет в качестве д/з


парадоксальная интенция

изменение отношения к симптому, проверка реальности страхов

Намеренное вызывание и увеличивание в воображении страха




методика вызванного гнева

Использование гнева, как подавителя страха

проводится по типу десентисизации, когда пациент чувствует страх, его просят,представить чо его оскорбили, тем самым вызывают гневи злость

Систематическая диссенситизация

Замещение страха, положительными эмоциями

страх замещаеся позитивно окрашенной эмоцией, используется в преувеличенных негативных сиуациях

тренировка прогрессивной мышечной релаксации

научение различать напряжение в мышцах

Ускоренный темп в сравнении с методикой жекобсона, требует 8-9 сеансов




2. Перечислите ограничения методик имплозии и других сходных.

Первое, и самое важное, состоит в том, что клиент должен принять решение об участии в имплозивной терапии абсолютно добровольно и осознанно - на основе полной и достоверной информации о сути метода и его эффектах. Иными словами, для успеха терапии необходим достаточно высокий уровень мотивации и ответственности. По этой причине имплозивные методы терапии страхов практически никогда не применяют к детям. Далее, очевидны требования к уровню физического здоровья - ведь имплозия создает достаточно высокие физиологические нагрузки. Редко, в силу технической невыполнимости, применяют имплозию к страхам, имеющим комплексный характер и социальным страхам, не применяют ее к тревожным личностям. Клиенту предоставляют право прекратить процедуру в любой момент и оговаривают знак, по которому имплозия будет прекращена. Иными словами, идеальный объект для имплозивной терапии - взрослый здоровый клиент, достаточно смелый и ответственный, единичный страх которого возник в результате одиночного травмирующего события (авария, насилии, несчастье, смерть близкого человека).

3. При какой технике во время сеанса информация о тревоге дается путем подъема указательного пальца правой руки (поскольку во время сеанса все разговоры запрещены)?

Систематическая диссенситизация- Пациент представляет ситуацию 5–7 с, дает обратную связь о наличии тревоги, если она имеется, поднимая указательный палец правой руки. Тогда предъявляется контрольная ситуация в течение примерно 20 с, и весь цикл повторяется вновь.

4. Опишите проведение систематической десенситизации с детьми - in vivo. десенситизация, приспособленная для лечения детей, эмотивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых участвует этот герой. Врач при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в образе этого героя постоянно сталкивался с ситуациями, вызывающими страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии:

1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.

2. Выявление любимого героя ребенка, с которым он бы легко себя идентифицировал. Желательно, чтобы это был сильный, активный герой, умеющий преодолевать опасности, не уходящий от них. Выяснение фабулы возможных действий, которые ребенок в образе этого героя хотел бы совершить.



3. Начало ролевой игры. При закрытых глазах ребенка просят вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя, достигая отождествления ребенка с этим героем.

4. Собственно десенситизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в фабулу действия вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, продолжают развивать фабулу игры, переходя к следующим ситуациям.

Методика, подобная эмотивному воображению, может быть проведена in vivo (в реальной жизни). Тогда она состоит из тех же 4 стадий, но ролевая игра и десенситизация проводятся in vivo с возможным участием в игре терапевта и других детей.

5. Перечислите показания и ограничения для систематической десенситизации. Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни)

Систематическая десенситизация в воображении имеет ряд преимуществ сравнительно с систематической десенситизацией in vivo (в реальной жизни).

Во-первых, она вызывает тревогу гораздо меньшей степени, чем погружение в такие же ситуации в реальной жизни.

Во-вторых, при проведении систематической десенситизации в воображении можно представить такие ситуации, которые невозможно воспроизвести в реальной жизни (например, ситуацию пожара, аварии, нападения с нанесением физических повреждений и т. д.).

В-третьих, использование ее значительно экономит время терапевта и пациента, а также деньги (например, при страхе полета в самолетах).

Вместе с тем она обладает рядом ограничений. Некоторые пациенты имеют трудности в создании ярких воображаемых событий. Отчет их о четкости представления сцены не всегда соответствует реальному положению дел, а у врача нет другого способа получения информации о качестве представляемой сцены, кроме самоотчета пациента. Особенно искажается информация при представлении пациентом эмоционально неприятных сцен.

Еще одним существенным недостатком систематической десенситизации в воображении является не всегда происходящий эффект генерализации на реальные ситуации.

Скорость десенситизации негативных реакций при СД в воображении происходит медленнее, чем при СД in vivo.

Поэтому систематическая десенситизация in vivo используется как следующий этап работы с пациентом после проведения систематической десенситизации в воображении. Но она может проводиться сразу без прохождения этапа систематической десенситизации в воображении.


Техника систематической десенситизации in vivo состоит также из трех этапов.

Однако на первом этапе пациент должен овладеть вариантом методики Джекобсона, который получил название дифференциальной релаксации. Пациент должен научиться расслаблять только те группы мышц, которые не задействованы в реальном действии, а также расслаблять участвующие в реальном действии группы мышц до степени, которая не мешает совершать действие.

Перед проведением третьего этапа (погружение в реальные жизненные ситуации) пациент должен быть проинструктирован об опасности нарушать тренинг согласно установленной иерархии, перепрыгивая через определенные ситуации. Переход к следующей ситуации в списке разрешается только, если пациент будет чувствовать себя уверенно в предшествующей. Нарушение иерархии ситуаций приводит к возобновлению страхов к уже десенситизированным ситуациям. Поэтому необходимы частые контакты с врачом, хотя пациент остается основным контролером собственного лечения.

Вариантом методики систематической десенситизации является контактная десенситизация, которая чаще используется при работе с детьми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе кроме побуждения врачом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим ребенком, не страдающим данным страхом, действий согласно составленному списку).

Методика, подобная эмотивному воображению, может быть проведена in vivo (в реальной жизни). Тогда она состоит из тех же 4 стадий, но ролевая игра и десенситизация проводятся in vivo с возможным участием в игре терапевта и других детей.

Как указывалось ранее, систематическая десенситизация может применяться при широком круге фобий, однако есть ограничения в ее использовании. Если тревога и страх связаны с реальным дефицитом определенных навыков, реально охраняют человека от дезадаптивного поведения, то прежде чем приступать к систематической десенситизации, пациент должен освоить соответствующие навыки, например при страхе знакомства.

Критическим компонентом, предопределяющим успешность систематической десенситизации, является столкновение с ситуацией, вызывающей страх (в воображении или в реальной жизни) без испытания реальных негативных последствий.


6. Какие виды подкрепления могут использоваться в рамках когнитивно-бихевиорального подхода?

Применение метода выработки инструментальных условных рефлексов называется модификацией поведения. Виды поведения усваиваются (научаются) двумя основными способами: через классическое формирование условных рефлексов и выработку инструментальных (оперантных) условных рефлексов.

Подход ориентирован на использование подкрепления (позитивного и негативного, первичного и вторичного, непрерывного, прерывающегося), шейпинга, затухания, самонаблюдения, наказаний, планирования окружения, систематической десенсибилизации, техник "взрыва" и "погружения", тайм-аутов, сверхкоррекции, имитации, инокуляции стресса приостановки мышления.

7. Назовите условия эффективности методики подкрепления.

1. Соблюдение определенного временного интервала между реакцией и стимулом. Эффект наблюдается, если отрицательный стимул применяется непосредственно (с интервалом от десятых долей секунды до нескольких секунд) после ответной реакции. Если применение стимула запаздывает, его эффективность начинает быстро уменьшаться.

2. Использование определенной схемы применения отрицательного стимула. На первом этапе более эффективное подавление нежелательного поведения достигается с помощью постоянного применения отрицательного стимула и лишь спустя некоторое время можно переходить к непостоянной схеме угашения.

3. Наличие в поведении клиента альтернативных ответных реакций. Это условие касается угашения только того поведения, которое имеет целенаправленный характер. В этом случае поскольку цель сохраняет свое значение для клиентов, а имеющийся в репертуаре стереотип ее достижения оказывается заблокированным, то при отсутствии других "желательных" стереотипов поведения это часто вызывает агрессию или другие формы деструктивного поведения.

Все это ограничивает сферу использования данной методики.

8. Какая процедура используется как прием, ускоряющий приобретение желаемого стереотипа поведения? При проведении данной процедуры сложное поведение разбивается на отдельные, четко очерченные шаги, и каждый из этих шагов подкрепляется отдельно, пока не будет сформирован весь сложный поведенческий акт.

9. Перечислите эффективность и ограничения аверзивных техник.

Программы избавления от алкогольной и наркотической зависимости традиционно включают использование аверсивной терапии. Во многих подобных заведениях людей бьют током или дают им препараты, вызывающие тошноту, для того чтобы снизить интенсивность тяги к наркотику и со временем вовсе ее устранить. Также есть специальные препараты, которые вызывают у человека недомогание, если он позволит себе спиртное или употребит какое-то другое вещество, вызвавшее зависимость. Несмотря на то, что подобные техники уже давно отвергаются научным сообществом и не считаются рекомендуемыми, и они часто дают меньший эффект по сравнению с другими методиками, многие реабилитационные центры и другие терапевтические учреждения до сих пор применяют их в сочетании с другими терапевтическими вмешательствами.