Файл: 1. Предмет и система курса ПО. Дисциплина правоохранительные органы рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Статья 34. Компетенция районного суда
Статья 12. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации
Статья 16. Неприкосновенность судьи
Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи
Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей
Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
66. Законодательство о прокуратуре. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
-Согласно ст.129 Конституции РФ прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
- Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях.
- Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются Таможенным кодексом РФ.
- Нормы о прокурорском надзоре за исполнением законов предусматриваются в различных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Тем самым законодатель подчеркивает повышенную значимость прокурорского надзора в связи с соответствующим видом деятельности государственных и иных органов. Об этом имеется прямое указание: в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. (в редакции от 20 марта 2001 г.) (ст.21); Федеральном законе «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.) (ст.25); Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. (в редакции от 9 марта 2001 г.) (ст.38); Законе РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.) (ст.22).
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023)
Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры:
-осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;
-действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
-информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.
2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации:
- конституция
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023)
67. Понятие прокурорского надзора, направления и отрасли прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора.
Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.
Прокурорский надзор:
Осуществляется от имени государства, это гос. деятельность, обеспечиваемая Прокуратурой РФ.
Осуществляется специальными субъектами – прокурорами
Это вид официальной, установленной гос-вом властной, публичной деятельности, осуществляемой в законодательно определённых формах и пределах.
Это вид гос-нной деятельности, осуществляемой на нормативной основе независимо от любых органов, организаций, учреждений.
Принято выделять следующие направления единого прокурорского надзора:
1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
5. Участие прокуроров в судебном рассмотрении дел.
1. Предметом надзора являются:
-соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам
, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
-соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами
Отрасли Прокурорского надзора:
-Надзор за соблюдением законов
-Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
-Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
-Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу
-Надзор за исполнением законов судебными приставами
Отличия.
Прокурорский надзор отличается от других видом государственной деятельности своей направленностью на обеспечение точного , безусловного исполнения законов, относится к исключительным полномочиям прокуратуры.
Прокурорский надзор всеобъемлен. Отсутствует в современной России другой государственный орган, который, подобно прокуратуре, осуществлял надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, поскольку все другие органы государства осуществляют контроль и надзор за исполнением отдельных законов, регулирующих сферу определённой ведомственной деятельности.
68. Единство и централизация органов прокуратуры. Система и структура органов прокуратуры.
Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура – это единая федеральная система территориальных и специализированных (военных, природоохранных и др.) прокуратур, подчиняющихся единому центру – Генеральной прокуратуре РФ.
Принцип централизации характеризует организацию системы прокуратуры.
Централизация прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения и соблюдения единой законности на всей территории страны, единых требований осуществления прокурорского надзора во всех административно-территориальных единицах.
Централизация системы прокуратуры выражается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех прокуроров – Генеральному прокурору РФ, возглавляющему систему прокуратуры.
Организация прокуратуры на основе принципа централизации включает и установленный порядок назначения прокуроров на должность.
При осуществлении своей деятельности прокурор любого звена может быть заменен другим прокурором, кроме случаев, специально отмеченных законодателем. В частности, председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ является Генеральный прокурор РФ, а ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению Совету Федерации Федерального Собрания РФ представляет Генеральный прокурор РФ лично на заседании палаты.
Реализация этого принципа находит проявление и в сочетании единого руководства с инициативой прокуроров на местах.
Содержание принципа централизации включает также ответственность вышестоящего прокурора за эффективную организацию работы подчиненных ему прокуроров.
Принцип единства означает общность целей и задач осуществления надзора в стране, выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению и пресечению правонарушений. Единство предполагает наделение прокуроров едиными полномочиями и правовыми средствами их осуществления в пределах установленной законом компетенции.
Принцип единства означает и то, что действующие на территории РФ территориальные и специализированные прокуратуры составляют единую систему органов, организация и деятельность которых осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства.
Реализация принципа единства обусловлена единоличным разрешением прокурором вопросов и проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора, а также обязательным характером для нижестоящих прокуроров приказов и указаний вышестоящего прокурора, которые принимаются им лично.
Кроме единоличного разрешения вопросов, в системе прокуратуры предусмотрено и коллегиальное их обсуждение и решение. В этих целях в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратурах, а также в Следственном комитете при прокуратуре РФ созданы и действуют коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности.
2. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а