Файл: 1. Предмет и система курса ПО. Дисциплина правоохранительные органы рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Статья 34. Компетенция районного суда
Статья 12. Председатель Верховного Суда Российской Федерации
Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации
Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации
Статья 16. Неприкосновенность судьи
Статья 13. Приостановление полномочий судьи и отставки судьи
Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей
Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации
также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, научные и учебные учреждения прокуратуры, редакции печатных изданий.
В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:
– главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;
– следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;
– следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.
69. Отрасли прокурорского надзора.
Отрасль прокурорского надзора - это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.
Прокурорский надзор подразделяется на следующие отрасли:
1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов. Так как предмет данной отрасли довольно широк, то выделяют в ее пределах подотрасли – надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере природоохранного законодательства и т.д.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключения под стражу.
5. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами:
– участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам;
– оспаривание незаконных решений, приговоров, определений и постановлений суда
70. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора за исполнением законов.
Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о прокуратуре считаются протест, представление, постановление и предостережение.
Протест - акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. Прокурорский протест направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Прокурорский протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения прокурорского протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.
Представление - акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ РФ "О Прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурорам или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Постановление - акт прокурорского надзора. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. П.п. о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Предостережение - акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При неисполнении требований, изложенных в П. п., должностное лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к установленной законом ответственности.
Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.
71. Статус адвоката, его приобретение и прекращение.
Статус адвоката - его правовое положение (состояние) в обществе, которое определяется требованиями, предъявляемыми к претенденту на статус адвоката; порядком приобретения статуса адвоката; полномочиями адвоката, а также гарантиями независимости адвокатской неприкосновенности.
Адвокат вправе:
– осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения;
– осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта РФ, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр;
– осуществлять свою профессиональную деятельность независимо от каких-либо влияний, руководствуясь собственным правосознанием и действующим законодательством;
– состоять в политических партиях и общественных движениях;
– участвуя в качестве представителя или защитника физического или юридического лица в уголовном или административном судопроизводстве, проводить адвокатское расследование;
– оказывать правовую помощь за плату, размер которой определяется соглашением. Законодательство устанавливает ряд ограничений, связанных с профессиональной деятельностью адвоката. В частности, адвокат:
– не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали известны ему в связи с исполнением обязанностей защитника;
– не вправе принять поручение по делу, если он ранее оказывал помощь лицам, чьи интересы противоречат интересам нового поручителя;
– не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем, в связи с оказанием юридической помощи.
Главная обязанность адвоката – точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обратившихся к нему за помощью.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 10.11.2022) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
Статья 9. Приобретение статуса адвоката
1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.
4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1) в качестве судьи;
2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения:
– главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;
– следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;
– следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.
Генеральная прокуратура Российской Федерации структура:
-
Главное организационно-аналитическое управление
-
Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации
-
Организационное управление
-
Информационно-аналитическое управление
-
Отдел документационного обеспечения
-
-
Главное управление кадров
-
Управление кадров центрального аппарата и территориальных органов прокуратуры
-
Управление по обеспечению единой кадровой политики в системе прокуратуры Российской Федерации
-
Отдел пенсионного обеспечения
-
Управление служебных проверок и профилактики коррупционных и иных правонарушений
-
69. Отрасли прокурорского надзора.
Отрасль прокурорского надзора - это установленная законом о прокуратуре сфера прокурорского надзора, характеризующаяся своим объектом, предметом, правомочиями, формами и методом их осуществления.
Прокурорский надзор подразделяется на следующие отрасли:
1. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов. Так как предмет данной отрасли довольно широк, то выделяют в ее пределах подотрасли – надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере природоохранного законодательства и т.д.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина – надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания и заключения под стражу.
5. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами:
– участие в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам;
– оспаривание незаконных решений, приговоров, определений и постановлений суда
70. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора за исполнением законов.
Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о прокуратуре считаются протест, представление, постановление и предостережение.
Протест - акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. Прокурорский протест направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Прокурорский протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения прокурорского протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.
Представление - акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ РФ "О Прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурорам или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Постановление - акт прокурорского надзора. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. П.п. о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Предостережение - акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При неисполнении требований, изложенных в П. п., должностное лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к установленной законом ответственности.
Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.
71. Статус адвоката, его приобретение и прекращение.
Статус адвоката - его правовое положение (состояние) в обществе, которое определяется требованиями, предъявляемыми к претенденту на статус адвоката; порядком приобретения статуса адвоката; полномочиями адвоката, а также гарантиями независимости адвокатской неприкосновенности.
Адвокат вправе:
– осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения;
– осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании, одновременно являться членом адвокатской палаты только одного субъекта РФ, сведения о нем вносятся только в один региональный реестр;
– осуществлять свою профессиональную деятельность независимо от каких-либо влияний, руководствуясь собственным правосознанием и действующим законодательством;
– состоять в политических партиях и общественных движениях;
– участвуя в качестве представителя или защитника физического или юридического лица в уголовном или административном судопроизводстве, проводить адвокатское расследование;
– оказывать правовую помощь за плату, размер которой определяется соглашением. Законодательство устанавливает ряд ограничений, связанных с профессиональной деятельностью адвоката. В частности, адвокат:
– не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали известны ему в связи с исполнением обязанностей защитника;
– не вправе принять поручение по делу, если он ранее оказывал помощь лицам, чьи интересы противоречат интересам нового поручителя;
– не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем, в связи с оказанием юридической помощи.
Главная обязанность адвоката – точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обратившихся к нему за помощью.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020, с изм. от 10.11.2022) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
Статья 9. Приобретение статуса адвоката
1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.
4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1) в качестве судьи;
2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;