Файл: 1. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) как отрасль специальной психологии. Логопсихология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования — электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.

Общее недоразвитие речи (ОНР) и задержка речевого развития у детей с нарушениями слуха (дифференциальная диагностика)
Исключительная роль слуха в развитии детской речи определяет необходимость дифференциации общего недоразвития речи от речевых расстройств, обусловленных нарушениями слуха (ранее называвшимися тугоухостью).
Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта.
Недостаточность функции слухового анализатора приводит к нарушению развития всех сторон речи — фонетической, лексической грамматической, смысловой, а в некоторых случаях и к полному отсутствию речи. Степень речевой недостаточности зависит не только от тяжести слухового дефекта, но и от времени его появления и от условий развития ребенка.


Общее недоразвитие речи (ОНР) и ранний детский аутизм (РДА) (дифференциальная диагностика)
На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не пользуются языком мимики и жестов, как это делают дети с общим недоразвитием речи или нарушениями слуха. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и очень кратковременно, ребенок смотрит как бы мимо людей, не замечает их и относится к ним как к неодушевленным предметам. Поведение аутичного ребенка и его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия родителей, близких родственников и чрезмерно болезненно, возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения неодушевленных предметов в его комнате. При аутизме своеобразный характер носит игровая деятельность, ее характерным признаком является использование необычного игрового материала, часто предметов домашнего обихода. Ребенок играет один, однообразно, используя различные предметы (обувь, бумагу, веревку и т.п.).
Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, своеобразные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, долгое отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей (мама, папа).
В отличие от ОНР и алалии, при аутизме на самых ранних этапах речь может развиваться нормально, и ребенок по темпу ее развития иногда даже обгоняет здоровых сверстников. Затем, обычно в возрасте до 30 месяцев, речь утрачивается: ребенок перестает говорить с окружающими, хотя иногда может разговаривать сам с собой или во сне. При раннем детском аутизме часто отмечается отсутствие лепета и слабое развитие функции подражания. Аутичные дети редко имеют полноценную речь. В старшем дошкольном возрасте они обычно плохо говорят за пределами привычной обстановки, у них наблюдаются стойкие аграмматизмы, они почти никогда не используют личное местоимение “я” и утвердительное слово “да”.




46. Значение психолого-педагогического изучения ребёнка с нарушенной речью для составления общего плана коррекционно-развивающей работы.


Для успешности воспитания и обучения детей с речевой патологией необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
1. Своевременно выявить детей с нарушениями речи.
2. Выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребёнка с речевой патологией.
3. Определить оптимальный педагогический маршрут.
4. Обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с речевым нарушением в дошкольном учреждении.
5. Спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы.
6. Оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы.
7. Определить условия воспитания и обучения ребёнка.
8. Консультировать родителей ребёнка.
По итогам выявленных возможностей и особых образовательных потребностей детей специалисты составляют педагогические заключения.
Опираясь на полученные результаты, специалисты осуществляют индивидуальный подход в вопросах планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с реальными потребностями ребенка.
47. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.


Первичная профилактика. Предупреждение нарушений в рече­вом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психогигиенического предупреждения расстройств психических функций.
В системе психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих ро­дителей с целью исключения возможности наследственной патоло­гии психики и речи ребенка. Психолого-педагогическое просвещение молодых родите­лей.
Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное ре­чевое развитие ребенка, зависит во многом от межличностных отношений в семье.
Вторичная профилактика.
Известно, что нарушения речи отра­жаются на психическом развитии ребенка, формировании его лич­ности и поведения (вторичные расстройства).
Внимание учителя-логопеда должно быть макси­мально сконцентрировано на своевременном предупреждении воз­можных вторичных, более отдаленных последствий речевой патоло­гии.
В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции.
В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологические осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, требующих рече­вого общения, и т. д., логопеду необходимо существенно усилить психотерапевтический акцент в своей работе.
Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи ограничива­ют возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений.

48. Принципы комплектования различных видов коррекционных групп


В основе комплектования групп лежат следующие принципы:
1) Отграничение детей с нарушениями речи от детей другими отклонениями в психофизическом развитии (в логопедические группы принимаются дети с нормальным физическим слухом и первично сохранным интеллектом);
2) Дифференциация воспитанников с учетом возраста: дети с нарушениями речи принимаются в специальные (коррекционные) группы в возрасте от 2 до 7 лет (в одну группу зачисляются дети одинакового возраста); в группы с ОНР дети принимаются с 3-летнего возраста, в группы с ФФНР — с 5-летнего возраста, в группы с нарушением произношения отдельных звуков — с 5-летнего возраста;
3) Дифференцированное обучение детей с учетом вида и степени выраженности речевых нарушений: дошкольники, имеющие различные речевые диагнозы, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (приблизительно одинаковое состояние фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Наряду с разграничением детей по уровню речевого развития предусматривается (при условии полного комплектования групп) возможность дифференцированного обучения детей, страдающих дизартрией, ринолалией и т.д.

4) Наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3-х лет и старше) и составляет соответственно:
для детей с тяжелыми нарушениями речи — до 6—10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только старше 3-х лет — до 12 детей.
49. Особенности семейного воспитания детей с речевой патологией.


Речевая неполноценность обычно порождает у детей Своеобразие и характерные особенности поведения. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть трудности или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, предпочтение уединения. Наблюдения за детьми с нарушениями речи подтверждают необходимость проведения целого комплекса медико-педагогических мероприятий по работе с семьей ребенка с речевой патологией.
Комплекс медико- педагогических мероприятий, используемый в целях коррекционного воздействия на ребенка с речевой патологией, должен включать следующие аспекты:
— особый режим;
— благоприятное отношение
50. Такой же как и 47.