Файл: 1. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) как отрасль специальной психологии. Логопсихология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства. Возможность и необходимость совершенствования игровой деятельности, а через неё - речи, познавательных процессов и поведения детей с системными нарушениями речи (а именно с ОНР) была экспериментально доказана многими исследователями, в частности, Е.А. Пожиленко. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевой патологией самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети с речевой патологией получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. В игре у детей возникает потребность в словесном общении, и закрепляются речевые навыки, полученные на логопедических занятиях.

38. Приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей с речевой патологией.

Сюжетно-ролевые игры формируются под влиянием дидактических речевых игр и проводятся с детьми с ОНР с целью упрочнения и закрепления правильных речевых навыков. Роль педагога в сюжетно-ролевых играх с детьми данной категории заметно возрастает по сравнению с ролью педагога в коллективе детей с нормальным речевым развитием. Поскольку речевое общение у детей с ОНР бывает в большей или меньшей мере затруднено, они не могут самостоятельно выбирать сюжеты игр, их подсказывает педагог; показ наглядного материала помогает детям вспомнить и воспроизвести действия. Педагог является всегда непременным участником сюжетно-ролевой игры. Необходимо учитывать, что дети данной категории быстро утомляются в игре: педагог, руководя игрой, переключает детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого. Например, в сюжетно-ролевой игре “Магазин ” педагог выполняет роль продавца , а в следующий раз он эту роль уже поручает какому-нибудь ребенку, а сам выполняет роль покупателя, направляя игру и в этой роли. Каждый раз педагог расширяет сюжет игры с помощью вопросов. Обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, педагог решает задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей.


Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру с детьми с ОНР, надо накопить у них запас представлений об окружающем, т.е. развить умение отражать не только повседневно наблюдаемые бытовые действия, но и менее знакомые, реже наблюдаемые. Так, дети должны изображать действия продавца, шофера, кондуктора, кассира и т.д. В сюжетно-ролевых играх слова, ранее знакомые детям, наполняются новым содержанием, абстрагируются, уточняются, обретают свое полноценное значение. Одновременно развивается абстрактно-логическое мышление.

В сюжетно-ролевых играх дети с ОНР вынуждены обыгрывать предметы, в реальной обстановке выполняющие другое назначение, например: вместо руля – обруч, вместо мыла – кубик и т.д. Роль педагога – помочь детям найти заменители нужных им для игры предметов. Для этого педагог учит выделять то качество в предмете, которое дает обоснование употреблять его нужному предмету. Например, педагог спрашивает: “Какой руль?” - и подчеркивает: “Руль круглый”, “Что можно взять вместо руля? Поищите”. В сюжетно-ролевых играх детей с ОНР можно употреблять только заменители тех предметов, которые хорошо знакомы детям. В этих играх углубляются и расширяются знания детей о предметных категориях и их назначении, полученные в дидактических играх; например, при проведении сюжетно-ролевой игры “Магазин” можно использовать знакомые игрушки, овощи, фрукты и т.д. Основное внимание педагог должен уделить предварительной подготовке к каждой сюжетно-ролевой игре. Сначала надо провести беседу по картине на тему игры, например “В магазине”, выявить по вопросам, кто там работает и какие функции выполняет, объяснить взаимосвязь и смысл действий каждого; например, кассир берет деньги и дает чек, продавец берет чек и дает игрушку и т.д. Затем подготовить атрибуты к игре. Чтобы дети шире поняли слова “магазин”, необходимо познакомить детей с различными магазинами. Дети могут сами приготовить игровой материал для сюжетно-ролевой игры; например, на занятии по лепке сделать конфеты, хлеб, печенье, овощи и т.д. На занятии по конструированию дети приготавливают кассу, чеки. В первом варианте роль продавца берет на себя воспитатель, в следующий раз эту роль уже выполняет кто-нибудь из детей, но в магазине “продают” уже другие товары, например одежду, сделанную детьми на специальных занятиях. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям и научить их объединять игровые действия в простой сюжет. Расширяя и углубляя сюжеты ролевых игр, мы способствуем совершенствованию у детей с ОНР психофизических процессов.



39. Основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

В раннем детстве мамы часто выполняют простые упражнения, сопровождая их стихотворными потешками «Сорока-белобока», «Это пальчик папочка» и другие. В младшем дошкольном возрасте сюда необходимо прибавить простейшие навыки самообслуживания: застегивать пуговки, завязывать шнурки. Дети с удовольствием выполняют свои первые поделки из пластилина, бумаги, рисуют пальчиковыми красками и другими материалами. Все это благотворно сказывается на уровне развития мелкой моторики.

Основные направления работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в детском саду:

  • Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр.

  • Массаж и самомассаж пальцев рук. Может быть с использование различных приспособлений, массажных мячиков.

  • Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, счетные палочки, мелкие игрушки).

  • Творческая деятельность: все виды лепки и рисования.

  • Самообслуживание в быту – завязывание шнурков, застегивание пуговиц, липучек, молний и прочее.

Постепенно развитие мелкой моторики рук ребенка становится одной из составляющих подготовки ребенка к школе, средством активизации познавательных процессов.

Виды деятельности развития графической моторики:

  • штриховка,

  • обведение по контуру,

  • проведение различных линий в разных направлениях,

  • работа с трафаретами,

  • контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам, дорисовка (по принципу симметрии);

  • волшебные узоры, лабиринты,

  • закрашивание фигур по образцу и по желанию детей.


40. Особенности становления учебной деятельности при системных нарушениях речи и приемы развития.

Особенности учебной деятельности детей с речевой патологией:

1) неустойчивость внимания

2) пониженная работоспособность

3) недостаточная целенаправленность деятельности

4) низкий уровень самоконтроля (медлительность, расторможенность)

5) слабость ее речевой регуляции

Характерные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются; а у других детей сосредоточение внимания наступает лишь после того, как они приступили к деятельности, а у третьих - отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

Приемы упорядочения учебной деятельности(формирование устойчивости и способности к переключению)

1) Упражнения на списывание с последующим усложнением (увеличение объема текста, увеличение требований в заданиях, введение элементов творческой работы: деформированные предложения, деформированный текст).

2) Прием изменения формулировки задания.

3) Деформированные тексты.

4) Графические диктанты.

5) Ученик в роли «контролера».

6) Выборочные диктанты.

7) Творческие работы (изложения, сочинения со специальными грамматическими заданиями).

8) Задания, выполнение которых ограничивается определенным временем.

9) Работа с раздаточным материалом (развитие навыков самостоятельной работы).

10) Использование различных схем, заданий, в которых определяется ход рассуждений, последовательность действий.

11) Заучивание стихотворений (развитие навыков самоконтроля).

12) Четкость формулирования задания учителем, предварительное объяснение задания, обязательное выделение учебных заданий.

Таким образом, из сказанного выше вытекает вывод, что преодоление речевых нарушений должно предусматривать еще и нормализацию учебной деятельности, формирование ее устойчивости.


У учащихся с речевой патологией необходимо:

1) развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению:

- устойчивость внимания

- наблюдательность к языковым явлениям

- способность к запоминанию

- способность к переключению

- навыки и приемы самоконтроля

- познавательная активность

- произвольность общения и поведения

2) формировать полноценные учебные умения:

- планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи, активное осмысление материала, выделение главного в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели)

- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться приемами самоконтроля)

- работа в определенном темпе

- применение знаний в новых ситуациях

- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности

3) развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению:

- умение внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия

- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме

- умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией

- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя

4) формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности:

- ответы на вопросы в точном соответствии с заданием

- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии

- ответы двумя - тремя фразами по ходу и итогам учебной работы

- применение инструкции (схемы) при подготовке раз-ввернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы

- употребление усвоенной учебной терминологии в высказываниях

- обращение к учителю или товарищу за разъяснением

- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии

- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов урока

- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы

- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей