Файл: Учение о душе и познании Платона и Аристотеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Вся природа — это совокупность форм, связанных с материей. Например, применительно к дому материей являются кирпичи, бревна, из которых он сделан, а формой — назначение дома — быть укрытием от дождя и жары. Впрочем, Аристотель допускает существование форм без материи — это нематериальный энергийный ум, верховный разум. Он — форма форм.

Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе причина — основа — всех проявлений живого тела; рост, дыхание, а также чувствование, мышление обусловлены ею. В душе заложена цель активности живого тела, всех его согласно работающих жизненных сил. Душа под воздействием внешней причины властно заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное — быть животным. Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души.

Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединяет и обобщает в специальном понятии энтелехия, которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций, т. е. существующую и тогда, когда душа не проявляет себя активно (например, во время сна). Душа неразрывно связана с телом: ведь она есть состояние активности тела.

Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души есть дело двух исследователей — естествоиспытателя и диалектика. Например, «диалектик определил бы гнев как стремление отомстить за оскорбление или что-нибудь в этом роде; рассуждающий же о природе — как кипение крови или жара около сердца».

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы. Аристотель критиковал Платона за деление души на части, раздельные по их локализации в теле, и, доказывая единство души, говорил не о частях, а об отдельных способностях, силах души, которые только в переносном смысле называл частями. В то же время Аристотель признавал самостоятельность и раздельность по крайней мере двух начал — души как энтелехии тела, уничтожающейся при его разрушении, и души как проявления божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти:


Виды души по Аристотелю

Аристотель писал о том, что существует три вида души - растительная, животная и разумная. Каждая из них обладает определенными функциями.

Так, растительная душа способна к размножению, росту и питанию.

Животная душа обладает кроме них еще четырьмя функциями - стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью.

Растительная и животная душа понимались материалистически, они смертны, т. е. появляются и исчезают одновременно с телом.

А разумная душа, которая есть только у человека, обладает еще и способностью к мышлению и рассуждению. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и тем более от растений, идеалистически объясняет его источник.

Каждая более высокая форма души надстраивается над предыдущей, приобретая те функции, которые ей были присущи. Поэтому если у растительной души всего три функции, то у животной – семь, а у разумной – девять.

  1. Учение о познании Аристотеля

Аристотель считал, что познание есть развивающийся процесс.

Познание человеком мира, согласно Аристотелю, начинается «с нуля», с чистого листа (никакого «припоминания»). Единственным (и достаточным) источником нашего знания о мире, если следовать Аристотелю, является чувственный опыт (зрение, осязание, слух и т. д.). Человеческому разуму достаточно информации, доставляемой органами чувств, чтобы проникнуть в сущность вещи, уяснить себе ее «форму» («морфе»).

Таким образом, Аристотель, в отличие от Платона, не противопоставляет столь радикально чувственно воспринимаемое и умопостигаемое (в вещи и в познании соединены тот и другой моменты): разум, основываясь на чувствах, познает интеллигибельную (идеальную) форму вещи.

При этом Аристотель нисколько не сомневается, что разум, основывающийся на чувствах способен схватить объективную сущность вещи (путем обобщения и сравнения информации данной на опыте).

Такая установка в теории познания (противоположная платоновской) позднее получит название «эмпиризм». Аристотель эмпирик, то есть тот, кто полагает, что все наше знание о мире основано на опыте. В дальнейшем эти две основные теории познания (платоновская и аристотелевская) будут конкурировать и переплетаться.



В теории познания вопрос, что является предметом познания, всегда был центральным.

Для Аристотеля объектом познания является объективно существующий мир, реальное бытие.

Аристотель пишет: «...Чувственное восприятие, само собою разумеется, не имеет своим предметом само себя, но есть и что-то другое, что должно существовать раньше его: ибо движущее по природе предшествует движимому, и дело не меняется от того, если они ставятся во взаимное соотношение друг с другом».

Это положение делает несомненным то, что Аристотель признавал первичность природы, бытия и вторичность нашего знания о нем, которое начинается с ощущения, с восприятия единичных предметов.

Здесь начинается борьба Аристотеля против платоновского умозрения, против его абстрактного мышления, которое находится в отрыве от закономерной жизни природы.

У Аристотеля путь познания складывается из следующих ступеней:

1) ощущения;

2) представления;

3) опыта;

4) искусства;

5) науки.

Задача познания состоит в том, чтобы идти от простого к сложному, от восприятия к абстракции. В основе этого пути познания лежат чувства.

«Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», — заявляет Аристотель. Для него без ощущений нет знаний. Аристотель в теории познания сенсуалист (лат. «чувственный, ощущаемый»), но сенсуалист мыслящий и неограниченный.

Далее Аристотель переходит от ощущения к представлениям и от последних к воображению.

Объектом познания Аристотель признает объективный мир, реальное бытие. Человеческое знание у него выступает вторичным. Он борется против платоновского умозрения, против абстрактного мышления, которое не связано с закономерной жизнью самой природы.

Однако это не означает, что Аристотель выступал против познания всеобщей закономерности. Напротив, он видел задачу науки в открытии необходимого в природе, которое может быть выражено лишь в общих понятиях. Аристотель стремился наметить такой путь научного образования общих понятий, который бы не игнорировал индивидуального бытия. Задача познания, по его мнению, заключается в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции.

  1. Заключение:

Учения Платона (идеалиста) и Аристотеля (материалиста) полны противоречий.

Сравнивая идею души Платона и Аристотеля, можно сделать вывод, что Платон рассматривал душу и тело дуалистическим способом, считая, что тело - тлено, а душа - умна. Он говорил, что тело - это «темница для души». Согласно Платону, душа имеет подобную «чистой идее» природу. В отличие от Платона, Аристотель считает, что душа неотделима от тела, она является энтелехией тела, образует гармонию тела. Но оба мыслителя, утверждают, что тело - смертно, а душа - вечна, бессмертна. Также философы, считают, что душа может познавать бытие.


Познание Платона заключатся в том, что любое знание начинается с ощущений. Однако только путем ощущений нельзя получить объективное знание, а познание возможно посредством ощущения, либо постижения умом.

Познание Аристотеля заключается в том, что знание бывает двух видов - мнение и достоверное знание. А достоверное знание можно получить только логическим путем; а теорию мышления сформулировал с помощью таких категорий как понятие суждение, умозаключение.

Список литературы:

  1. Гриненко Г.В. «История философии»: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 688 с.

  2. https://studopedia.ru/18_19852_teoriya-poznaniya aristotelya.html?ysclid=lirdg1r7mv672045617

  3. https://studref.com/450145/filosofiya/gnoseologiya_aristotelya?ysclid=lirde2z2ko31518341

  4. https://anchiktigra.livejournal.com/551776.html?ysclid=lipn985vjw894298789

  5. https://spravochnick.ru/psihologiya/aristotel_kak_osnovopolozhnik_sovremsovre_psihologii/?ysclid=lipmt6rqkv196823832

  6. https://lektsii.org/8-90996.html?ysclid=litw7t1rtm466400603