Файл: Эссе на тему Проблемы творчества в истории философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»



(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)




(код и наименование направления подготовки / специальности)

Управление персоналом

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №1
по учебному курсу « Философия »

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

В.В.Лаврова







(И.О. Фамилия)




Группа

УПбвд-2101б













Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023г.

Эссе на тему Проблемы творчества в истории философии

Проблемы творчества являются актуальными как в периоды античности, так и на протяжении всей истории. Актуальность данной темы связана с тем, что существуют различные философские концепции, пытающиеся объяснить природу творчества, механизмы взаимодействия
, смысл и сущность творчества. Одни философы говорили о творчестве как о нечто свободном, ничем не обусловленной, приравнивали его к произвольной активности человека. Другие философы связывали творчество с Божьим промыслом, через который сотворяется мир природы и сам человек.

Специфика рассмотрения проблем творчества в античной философии связано с конечным, преходящим и изменчивым бытием. Творчество имеет две ключевые формы – божественную, которая заключается в акте творения космоса и человеческую – непосредственно в виде искусства или ремесла. Например, Платоном рассматривается творчество как нечто сообразное с тем, что может познать разум и мышление, однако то, что нельзя изменить. Платон указывал, что творчество близко к безумию. Люди, способные к творчеству, являются наиболее близки к Всевышнему.

В период Средневековья творчество непосредственно имеет божественное происхождением – так, человека сотворил Бог, а человек творит, то есть делает бытие из небытия за счет волевого акта. В рамках христианства, творчество – это проявление божественного дарования. Представитель этого периода Фома Аквинский рассматривает божественное творчество как нечто совершенное, а человеческое творчество как то, что образует историю. Причем здесь творит человек, но его творчество есть реализация божественного замысла в мире. В его творчестве человек ограничен, Бог – нет. Человек постоянно обращается к Богу в своем творчестве.

В эпоху Возрождения и развития гуманизма, творчество, напротив, рассматривается исключительно как открытая и неограниченная воля человека, человек здесь есть единственный творец. Под творчеством здесь, прежде всего, понимается искусство и художественное творчество, а также творческое созерцание человеком окружающей реальности, ее осмысление им и отображение на тех или иных материальных носителях. Акцент здесь также делается на самом акте творчества и личности творящего.

В связи с новым пониманием Бога в пантеистическом плане, Николай Кузанский выдвинул идею о сворачивании и разворачивании мира: мир сворачивается в Бога и, соответственно, разворачивается во всей своей полноте из Него. Человек, по мнению философа, играет в этой цепи не последнюю роль, он также является Богом, но он - «человеческий Бог» с одной стороны, однако же, как и прочие вещи мира, является лишь его частью, с другой. Такое разворачивание мира из Бога и есть творчество: Кузанский прямо указывает на раскрытие природой божественного потенциала, заключенного в ней. [2]



В рамках немецкой классической философии творчество понималось как совокупность актов, формирующих некие изобретательские традиции. Так, Иммануил Кант создал фактически завершенную концепцию творчества в XVIII веке, творческая деятельность у него – продуктивная способность воображения. Кантом была воспринята протестантская идея о творчестве, когда оно рассматривается как предметно-преобразовательная деятельность, изменяющая облик мира, создающая новый человеческий мир. Кант полагал, что творчество присуще лишь гению, тогда как любую рациональную деятельность производят, в лучшем случае, лишь талантливые люди. [2]

Русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни. Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер. Проблему философии творчества Николай Александрович Бердяев определил, как «роковую неудачу» творческого акта, трагедию творчества. Основополагающее для него – неразрешимое противоречие между творческим замыслом и его практическим осуществлением. В самом широком смысле под творчеством Николай Александрович Бердяев понимал создание чего-либо принципиально нового, и, не ограничиваясь рамками только искусства, распространял его на все сферы человеческой деятельности. Поэтому далеко не случайно нередко сталкиваемся еще и с такой самой общей его формулировкой творчества как деятельности по созданию новой жизни. [1]

Рассмотрев исторически подходы к изучению проблемы творчество можно сделать вывод, что творчество неоднозначно и многогранно. Его изучали и будут изучать с различных аспектов, с точки зрения различных наук. Однако стоит отметить, что несмотря на разнообразные подходы к проблеме творчества все исследователи данного феномена единодушно отмечают общие свойства, характерные для творчества - неповторимость, новизну и оригинальность.

Я думаю, проблема творчества неразрывно связана со стремлением к реализации собственного замысла. В творчестве человек предельно собран и целостен
, он отдается своему делу. В творчестве есть неосознанный фактор мотивации и самоудовлетворения, через творчество челевок реализует свои мысли, свой потенциал, развивает новые грани личности и становится творцом.

Список использованных источников

  1. Гумерова, Г.А., Никифорова, А.А. Проблема философии творчества Николая Александровича Бердяева [Электронный ресурс] / Г.А. Гумерова, А.А. Никифорова // Философская мысль. – 2014. – № 5. – С. 71 - 89. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21586789 (дата обращения: 09.03.2023)

  2. Гуревич, П.С. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 462 с. - URL: https://urait.ru/bcode/510333 (дата обращения: 09.03.2023).

  3. Повилайтис, А.В. Современные философские проблемы творчества [Электронный ресурс] / А.В. Павилайтис // Общество: философия, история, культура. – 2019. - №8(64). – С. 10-14. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39276094 (дата обращения: 09.03.2023)