Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1»
Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа
Тюменской области
Реферат
«Как люди
н аучились считать».
Выполнила : Синяковская М.
Учитель: Куликова Е.Г.
2014 г.
Как люди научились считать.
Зарождение счёта произошло ещё в глубокой древности в эпоху древнего века – палеолита. В каменном веке, когда люди собирали плоды, ловили рыбу и охотились на животных, потребность в счёте возникла так же естественно, как и потребность в добывании огня. Об этом свидетельствуют находки археологов на стоянках первобытных людей. Например, в 1937 г. в Вестонице (Моравия) на месте одной из таких стоянок найдена волчья кость с 55 глубокими зарубками. Позже в других местах учёные находили столь же древние каменные предметы с точками и чёрточками, сгруппированными, по три или по пять.
Назвать же имя гения, впервые задавшегося вопросом "сколько?", тем более, невозможно.
Вначале человек научился выделять единичные предметы. Например, одного вожака из стаи волков или стада оленей, одна луна, одно солнце и т. д. В разговоре использовали слова «один», «много».
Сначала люди лишь на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов. Они могли определить, в какой из двух куч больше плодов, в каком стаде больше животных и т.п.
Затем в человеческом языке появились числительные, и люди смогли называть число предметов, животных, дней. Обычно таких числительных было мало. Например, у племени реки Муррей в Австралии было два простых числительных: 1 – «энэа» и 2 - «петчевал». Другие числа они выражали составными числительными: 3 - «петчевал-энэа»,
4 - «петчевал-петчевал» и т. д.
У многих народов название числа зависело от подсчитываемых предметов. Например, жители остров Фиджи число 10 называли «боло», считая лодки, «каро» - , считая кокосовые орехи. Аналогично поступали живущие на Сахалине и берегах Амура нивхи. Мы и сейчас используем разные числительные со значением «много»: «толпа», «стадо», «стая», «куча» и т.д.
С развитием производства и торгового обмена люди стали лучше понимать, что общего у двух лодок и двух быков, десяти яблок и десяти стрел. Племена часто вели обмен «предмет за предмет»; к примеру, обменивали 5 фруктов на 5 рыб. Таким образом, было замечено, что число 5 одно и то же и для фруктов, и для рыб. Значит, называть его можно одним словом.
Постепенно люди начали использовать для счета камешки, палочки, части собственного тела, например, пальцы рук или ног. Так возникли нумерации, основанные на счете пятерками, десятками, двадцатками.
Рука человека – первый счетный прибор, а также камушки, палки
В некоторых племенах Австралии долгое время пользовались только числами «один» и «два», а все другие называли , повторяя эти числа или говоря «много».
В одном из австралийских племён считали иначе . Один называли «мал», два – «булан», три – «гулиба», т.е. названия имели только три первых числа , а другие числа , например 4 , называли «булан-булан».
Есть и сейчас на земле племена, которые при счёте не могут обойтись без помощи пальцев. Вместо числа пять они говорят «рука», десять «две руки» , а двадцать- «весь человек», - тут уж пересчитываются и пальцы ног.
Используема литература.
1.Я познаю мир. Математика: энцикл./авт. сост. А.П. Савин, В.В. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова; худож. А.В. Кардашук, А. Е. Шабельник, А.О. Хоменко. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 382[ 2]c.
2. Занимательная математика. :.авт. сост. Арутюнян Е. Б. , Левитас Г. Г.- М. : АСТ-ПРЕСС, 1999, 386 с