Файл: Изучение различных способов словообразования у дошкольников.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Ребенок, наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.

Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 месяцев – 4 лет до 5 лет 6 месяцев – 6 лет. В этот период формируется словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативными, в связи с чем, снижается интенсивность словотворчества.
2.ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ СЛОВООБРОЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика речевого развития дошкольника
Диагностика речевого развития производилась в начале учебного года 2013-2014г. В группе 24 ребенка, поименный список детей представлен в приложении (приложение 1 табл. 2.1.1).

Основной программой занятий является программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; а так же учебно-методический комплект «Татарчасөйләшәбез» авторский коллектив Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Л.А. Данная программа соответствует требованиям стандарта, в котором заложены основные принципы работы:

1.поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

2.личностно-развивающий, гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

3.уважение личности ребенка

4.реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. [3]

Исследование проведено на основе «Методики обследования речевогоразвитиястаршихдошкольников», авторами которой являются А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина.

Цель данной методики состоит в том, чтобы определить уровень речевого развития и выработать на этой основе индивидуальный подход к ребенку.

Необходимый материал:

1.Игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (Фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка).

2.Картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные, названия детенышей которых образуются при помощи суффикса -онок; возможны замены картинок, но при этом названия детенышей животных не должны быть из числа часто употребляемых, хорошо знакомых типа "котенок").
Набор предметных картинок с предметами, в названиях которых (в начале, середине и конце слова) есть часто нарушаемые звуки: л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, ш, щ, ж, ч, ц, (Можно использовать тот же набор, что и для младших дошкольников, но лучше, чтобы предметы были даны в контексте сюжетной картинки, открытки; тогда старший дошкольник не замечает тестирующий характер заданий и ему интереснее рассматривать картинки.)

Инструкция проведения обследования:

Обследование проводится индивидуально.

1.Проверка звукопроизношения.

Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес. Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при неправильном обозначении словом предмета). В том случае, если при знакомстве с ребенком и при первом речевом контакте проверяющий обнаруживает легкость общения и общее впечатление правильной в звуковом отношении речи, он для сокращения времени тестирования может предложить следующую игру со звуками.

- Давай с тобой поиграем со звуками и словами. Я буду их произносить, а ты повторяй. Послушай:

ло-ло-ло, на солнышке тепло;

ли-ли-ли, в банке мотыли;

ра-ра-ра, играет детвора;

ри-ри-ри, прилетели снегири;

са-са-са, к нам летит оса;

си-си-си, звери едут на такси,

за-за-за, вот идет коза;

зи-зи-зи, смело тормози;

ша-ша-ша, шубка очень хороша;

ща-ща-ща, нет щетинки у леща;

жук-жук-жук, вылез майский жук;

ча-ча-ча, каша слишком горяча;

цо-цо-цо, снесла курица яйцо.

Далее разворачивается общение по следующему сценарию.

Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит - на полянке козленка. Спрашивает медведь: "Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?" - "Я не козленок, я мальчик Петя. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует", Поможем козленку отгадать загадки волшебницы? (Речь сопровождается действиями с игрушками.Проверяющий дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легкого эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению проверяющего).

2. Словарь

Отгадай загадку:

«Желтая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла». (Лиса)



Вот лиса, давай ее рассмотрим (картинка).

1) Расскажи, какая лиса? (Точные определения.)

2) Что умеет делать лиса? (Глаголы движения.Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)


3) Лиса от погони не просто убегает, а...? Как сказать по-другому?

Назови слова, близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая... несется; как стрела... .)

4) Вот лиса, волк, медведь; как их назвать одним словом? (Обобщающее наименование.).

3.Словообразование. Грамматика.

Рассмотри эти картинки. Вот лиса.


1. Кто детеныш у лисы? А если их много?


2. Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?


3. Кто детеныш у медведя? А если их много?

4. У лося детеныш - ... А если их много - ...

5. У рыси детеныш - ... Детеныши - ...

Словоизменение. Грамматика.

Отгадай еще загадку:

« Дом сторожит, с хозяином дружит.

Живет под крылечком, хвост колечком».

Правильно. Вот он, пес ПиФ. "Ав, ав! Я пес ПиФ, я умею считать! Вот спроси: ПиФ, ПиФ, сколько у тебя хвостов? - и я отвечу" (от лица персонажа проверяющий обращается к ребенку).

Ну, спроси: "ПиФ, ПиФ, сколько у тебя...хвостов?" А теперь спроси

1) про уши,

2) про брови,

3) про глаза,

4) про нос,

5) про рот,

6) про лапы.

(На каждый вопрос ребенка взрослый отвечает от лица персонажа.)

4.Связная речь

На столе выставляется теремок и ежик (лесная сценка сохраняется).

Проверяющий обращается к ребенку: «Чтобы волшебница расколдовала козленка, сочини свою историю, которая произошла в лесу". (Ребенку дают возможность подумать. После паузы спрашивают: "Придумал?" Если ребенок долго молчит, ему подсказывают начало: "Стоял в лесу... В нем жил... Как-то раз... и т.д.)

Если ребенок самостоятельно составляет творческий рассказ (сказку-импровизацию с элементами творчества или воспроизводит зачин методики, обследование на этом заканчивается. Если рассказывание было совместным, ребенку предлагают рассказать сказку, которую он хорошо знает, например, "Курочку Рябу", "Репку" и т.п. При затруднении дается подсказка в виде начала предложения.[10]

В заключение проверяющий говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует, (Детям очень нравится, если появляется кукла-самоделка "Волшебница" и "расколдовывает" козленка - уносит его, чтобы превратить в мальчика Петю.)


Показатели речевого развития:

1. Звуковая культура речи

1) Устойчивое чистое звукопроизношение.

2) Неустойчивое произнесение отдельных трудных звуков (чистый звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован).

3) Нарушение звукопроизношения.

2. Словарь

1) Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений, глаголов движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.

2) Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).

3) Справился с 1-2 заданиями.

3. Грамматика

1) Точное формо- и словообразование (правильно выполнил все задания на образование наименований детенышей животных единственном и множественном числе, на образование форм родительного падежа множественного числа существительных в сценке с Пифом).

2) При выполнении заданий на формо- и словообразование допустил до 3-х инноваций. (Сюда же относятся образования родительного падежа множественного числа от уменьшительно-ласкательных наименований "носиков", "ротиков" и под. , избегание грамматических трудностей)

3) Более 3 инноваций при наличии правильных ответов, отдельные отказы.

4. Связная речь

1) Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа (наличие элементов творчества, импровизации).

2) Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина методики (репродуктивная речь).

3) Совместное с проверяющим рассказывание творческого рассказа и/или сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).

Оценка общего результата:

Показатели речевого развития в протоколе упорядочены в нисходящем порядке

1 - высокий,

2 - средний,

3 - низкий уровень (по соответствующему параметру).

Общий показатель развития речи определяется следующим образом.

Высокий уровень - высокие показатели по 3-4 параметрам при наличии среднего.

Средний уровень - средние показатели по 3-4 параметрам.

Низкий уровень - низкие показатели по 3-4 параметрам.

При наличии одновременно высокого, среднего и низкого показателей, либо равном присутствии каких-то двух уровней (2 высоких и 2 средних, 2 высоких и 2 низких и т.п.) общий показатель уровня речевого развития является условным и выводится по усмотрению проверяющего (не даем алгоритма, так как возможно слишком много сочетаний параметров).При выведении условного показателя уровня речи старшего дошкольника, прежде всего, должно быть учтено продвижение ребенка в освоении звукопроизношения (оно должно в основном завершиться к 5 годам) и связной речи (связная речь аккумулирует в себе все достижения языкового развития ребенка; в ней реализуется способность активно использовать словарь, изменять слова в соответствии с грамматическими правилами, точно связывать их по смыслу).


Удовлетворительным является высокий и средний уровень развития речи. При выявлении низкого уровня (общего показателя), а также в случае выявления нарушений звукопроизношения (даже при прочих высоких показателях) необходима консультация логопеда.
2.2 Анализ полученных результатов проведенного исследования и рекомендации по развитию речи
Рассмотрев полученные результаты группы можно судить о плановом (нормальном) развитии речи детей (приложение 2 таблица 2.2.1). Все дети данной группы социально развиты и общительны. Особых проблем выявлено не было, некоторым из детей необходимы корректирующие занятия, но в целом речь развита в пределах возрастной нормы.

Рассмотрим результаты проведенного исследования на результатах обследования Каримовой Миланы. Общий результат обследования показывает средний уровень развития речи.

По показателям звуковой культуры речи у ребенка неустойчивое произношение отдельных звуков. При указании педагога на неправильное произношение, ребенок старается исправиться и произнести сложный звук правильно, но это дается девочке нелегко, так как в верней челюсти отсутствуют два центральных зуба. Данный показатель устанавливается на среднем уровне, так как наблюдается неустойчивое произнесение отдельных трудных звуков (чистый звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован).

Словарный запас ребенка находится на низком уровне. Затруднен подбор синонимов и глаголов по заданной теме.

У ребенка хорошо развито словообразование, правильно выполнил все задания на образование наименований детеныши животных. Так же в сознании ребенка четко установились числовые значения, множественное и единственное число.

Связная речь ребенка развита на среднем уровне. Ребенок осуществляет пересказ хорошо известной сказки, что свидетельствует о развитии репродуктивной речи. Осуществляет самостоятельные развернутые высказывания.

Рекомендации:

Рекомендуются занятия с ребенком на обогащение речи, чтение вместе с ребенком художественной литературы, проведение занятий на увеличение словарного запаса ребенка. При разговоре акцентирование внимания на сложно произносимых звуках. Рекомендовано повторное исследование развития речи ребенка, после того как вырастут передние зубы, для получения более точного результата. Возможно дальнейшее посещение логопеда.

словообразование дошкольник неологизм речь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У детей дошкольного возраста развитие речи берет свое начало с низкого уровня и достигает своей высоты к старшему дошкольному возрасту. Большинство детей к началу школьного периода правильно произносят все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. На протяжении всего дошкольного периода идет активное обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.