Файл: 1. Перечислите основыне этапы развития операционного менеджмента. Пояснените значение терминов "производство", "операция", "бизнес процесс" Вопрос 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  • Доступность рабочей силы. Местный источник рабочей силы, обладающей необходимыми

навыками, компетенцией или готовой к обучению, является существенной предпосылкой

успеха бизнеса

  • Наличие инфраструктуры. Значимость доступности дорог, услуг хранения,

транспортировки, охраны и пр. зависит от масштабов предприятия. Небольшие предприятия заинтересованы в развитой инфраструктуре , крупные — в выделении

свободного места, на котором на свой счет может быть развита собственная

инфраструктура.

  • Возможность получения технической поддержки

  • Политика государственных и местных властей.

Перечисленные факторы могут противоречить друг другу. Поэтому вопрос размещения производственных мощностей не является тривиальным, его следует рассматривать отдельно. Для решения этого вопроса есть две возможности: географическая централизация и децентрализация размещения мощностей.

Преимущества централизованного размещения производственных мощностей:

• использование эффекта масштаба;

• сокращение инфраструктуры бизнеса;

• сокращение дублирования функций;

• более выгодные условия работы с поставщиками при централи-зованных закупках;

• снижение расходов на транспортировку;

• снижение расходов на подготовку производства;

• высокая надежность работы операционной системы бизнеса в целом.

Преимущества децентрализованного размещения производственных мощностей:

• близость рынков сбыта;

• эффективность и простота управления малыми предприятиями;

• сокращение политических, индустриальных и прочих рисков;

• высокая гибкость бизнеса

Для современного бизнеса наиболее существенным преимуществом централизованного размещения мощностей является высокая надежность функционирования операционной системы, а для децентрализованного — ее высокая гибкость.
17.Приведите примеры известных вам классификаций процессов выполнения операций?

  • по степени охвата работ(полный и частичный)

  • точки зрения организационных отношений(Простой процесс состоит из по-

следовательных операций над предметом труда. Сложный процесс — совокупность взаимосвязанных, скоординированных во времени простых процессов.

  • По формам взаимосвязи со смежными процессами(аналитический, синтетический, прямой)

  • По назначению и роли(В промышленных организациях: Основной, вспомогательный, обслуживающий, управленческий. В сервисных организациях: Основной(перерабатывающий),обеспечивающий, управленческий)

  • По характеру воздействия на предмет труда( технический, естественный)

  • По характеру используемого оборудования( замкнутые, открытые)

  • Непрерывность во времени( непрерывный, дискретный (прерывный))

  • Непрерывность по продукту( Непрерывный (изготовление неделимого продукта),


Дискретный (изготовление продукта, делимого на части))

  • Степень механизации/автоматизации

(Ручной, Механизированный, Автоматизированный, Автоматический)

  • Стадийность (Подготовительная стадия,Стадия дезагрегированного выполнения работ,

Стадия соединения (сопряжения,сборки))

Ручные процессы выполняют без применения машин,механизмов и механизированного инструмента.

Механизированные процессы подразумевают использование различных машин, механизмов, механизированного инструмента на всехили части операций процесса.

В автоматизированных процессах часть операций осуществляется без участия человека, т.е. автоматически, с использованием соответствующего оборудования (станков-автоматов, роботизированных центров и т.п.). При этом за человеком на этих операциях закрепляют функции управления работой оборудования и его обслуживания.

В автоматическом процессе все операции осуществляются автоматически. Такой процесс, как и аппаратурный , при исследовании проблем организации воспринимается как «черный ящик», имеющий «вход» и «выход».

19.Перечислите основные принципы организации процесса выполнения операций .Кратко охарактеризуйте суть каждого из них.

1)Принцип дифференциации заключается в разделении процесса на отдельные части: подпроцессы, операции, приемы, движения. Высокая степень дифференциации процесса дает возможность постоянного его совершенствования в целях упрощения выполнения операций, совершенствования навыков работников, повышения эффективности выполнения отдельных элементов работы,а также облегчает достижение непрерывности протекания процессов и пропорциональности функционирования отдельных этапов(операций).

2) Специализация предполагает закрепление за каждым рабочим местом, каждым подразделением строго ограниченного перечня выполняемых операций (работ), обрабатываемых предметов труда. Принцип специализации основан на ограничении разнообразия элементов выполняемого процесса. При ограничении разнообразия операций (процессов, функций), выполняемых рабочими местами (подразделениями предприятия), имеет место технологическая (функциональная) специализация; при ограничении разнообразия предметов труда, обрабатываемых рабочими местами(подразделениями), — предметная специализация.



3) Пропорциональность предполагает сбалансированность пропускной способности (производительности) всех последовательных этапов (операций) процесса. Причем пропускная способность должна соответствовать потребности в объеме выпуска продукции или количестве обслуживаемых клиентов. Соблюдение принципа пропорциональности способствует исключению возникновения узких мест в производственном процессе и связанных с этим проблем неполной загрузки рабочих мест (подразделений предприятия) и, следовательно, повышению эффективности протекания процессов в целом.

4) Принцип непрерывности предполагает отсутствие или минимизацию перерывов в процессе производства (оказания услуги). Непрерывность рассматривается в двух аспектах: непрерывного участия в процессе предмета труда (изготавливаемого изделия/обслуживаемого клиента) и непрерывной загрузки оборудования.

5) Прямоточность — обеспечение кратчайшего пути прохождения изделия по всем стадиям и операциям производственного процесса. Требует, по возможности, исключения возвратных движений предметов труда в процессе их обработки, сокращения транспортных маршрутов. Основной способ соблюдения принципа прямоточности — рациональное расположение рабочих мест в последовательности, соответствующей последовательности выполнения операций.

6) Параллельность — обеспечение максимально возможного одновременного выполнения частичных производственных процессов, операций, работ в их общем комплексе при изготовлении изделий (обслуживании клиентов). Принцип параллельности реализуется при многоместном (одновременно в одной точке) и многоканальном (параллельно в разных точках) обслуживании. Например, обработка или транспортировка одновременно нескольких предметов одним рабочим или транспортным средством, то же несколькими средствами. Таким образом, соблюдение принципа параллельности ведет к сокращению длительности цикла процесса изготовления изделия (обслуживания клиента).


Вопрос 20.

1.2. Выделим пять основных типов операционных систем.

1. Системы, ориентированные на проекты. Каждая единица конечной продукции уникальна по конструкции (единичный характер производства) или по каким-либо другим важным признакам. На выпуск каждой единицы продукции затрачивается относительно продолжительное время: несколько недель, месяцев, лет. Примеры: проектирование и запуск космического корабля, обслуживание больных врачом-терапевтом и т.п.

2. Единичное производство. Выпускаются малые партии (или единичные экземпляры) продукции широкого ассортимента. Отдельные подразделения предприятия (цехи или участки) специализированы на выполнении различных операций. Объекты обработки проходят через систему единицами или небольшими группами. Поскольку требования к обработке каждого объекта могут быть разными, то они следуют по разным маршрутам и необязательно проходят через все производственные подразделения. Например: изготовление мебели на заказ, ремонт автомобилей, изготовление специального инструмента (оснастки) и т.п.

3. Серийное производство. Продукция изготавливается партиями (повторяющимися периодически или по заказу клиента). Требования к обработке партий (серий) могут быть разными, а соответственно, и разными маршруты их движения. Большая часть продукции может выпускаться с применением одной и той же технологической схемы. Выпуск партии может быть стандартизированным (высокая степень однородности продукции — краска, мороженое, консервированные овощи) или специализированным (для определенного случая или лица — печатные издания, например журналы, газеты, учебники, справочники)1.

4. Массовое производство. Система производит большие объемы относительно стандартизованной продукции. Могут быть незначительные различия в характеристиках или комплектации изделий. Время прохождения единицы продукции через систему относительно мало: обычно оно измеряется в минутах или часах. Производственные ресурсы могут быть упорядочены в некоторой последовательности. Например: сборка автомобилей, персональных компьютеров, бытовых приборов; обслуживание клиентов в аэропортах, метро.

5. Система с непрерывным процессом производит значительные объемы однородного (неделимого) продукта. Производственный поток непрерывен. Объем выпускаемой продукции измеряется в единицах объема, длины, площади, веса или времени. Такие процессы обычно характеризуются высоким уровнем автоматизации и, по сути, представляют собой одну интегрированную «машину», которая во избежание дорогостоящих остановок и запусков должна работать 24 часа в сутки. Например: нефтепереработка, производство химикатов, пива и т.п.


Вопрос 21.

1.1. Рациональная планировка должна удовлетворять следующим основным требованиям:

  1. относительная простота (отсутствие дублирующих или чрезмерно раздробленных мелких подразделений);

  2. наиболее полное использование имеющихся площадей;

  3. обеспечение возможности расширения площадей без существенных нарушений текущих процессов;

  4. соблюдение принципа прямоточности;

  5. минимизация перемещения материалов, людей, документов;

  6. обеспечение гибкости операционной системы (возможность внесения изменений в процессы изготовления изделий/обслуживания клиентов);

  7. создание удовлетворительной физической среды для работников;

  8. удобство для потребителей во время обслуживания.

1.2. Существуют три основных способа расположения рабочих мест/ процессов в пространстве, или три типа планировки: функциональная, линейная (поточная) и фиксированная позиционная.

При функциональной планировке операционные ресурсы группируют по отдельным участкам по признаку выполняемой работы (процесса). Изделия или клиенты перемещаются с одного участка на другой в зависимости от конкретных требований. Например, в механическом цехе машиностроительного предприятия все токарные станки группируются на одном участке, все фрезерные — на другом и т.д. В салоне красоты оборудование, необходимое для выполнения разных процессов (стрижки или маникюра), располагается в разных помещениях. Такой способ расположения называют расположением по технологическому (функциональному) принципу. При функциональной планировке производственное подразделение выполняет однородный комплекс технологических операций или процессов над разнородными предметами труда, соответственно, имеет технологическую специализацию.



При линейной (поточной) планировке рабочие места размещают последовательно в соответствии с теми операциями, которые требуются для выпуска готового продукта/обслуживания клиента. При этом для сокращения затрат на перемещение обрабатываемых предметов рабочие места (РМ) располагают как можно ближе друг к другу. Типичный пример — сборочная линия (рис. 25). Такой способ расположения называют расположением по предметному принципу.