Файл: 1. Перечислите основыне этапы развития операционного менеджмента. Пояснените значение терминов "производство", "операция", "бизнес процесс" Вопрос 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


•• операционные расходы — все деньги, которые система затрачивает на то, чтобы превратить запасы в выработку (амортизационные отчисления, заработная плата производственных рабочих, расходы на перевозки и складирование). Предприятие, чтобы «заработать деньги», должно стремиться к увеличению показателя производительности при возможном снижении уровня запасов и операционных расходов. Основной принцип успешного управления на основе ограничений — приведении пропускной способности каждого элемента системы (рабочего центра) в соответствие спросу. Рабочий центр — это группа одинаковых ресурсов — станков или рабочих, обладающих одинаковой квалификацией. Основной задачей управляющих производством в целях обеспечения гибкой реакции производственной системы на колебания спроса должно стать балансирование потока продукции в пределах системы, а не мощности в пределах процесса, т.е. рабочих центров. Таким образом, управление производством базируется на принципе оптимизации производственной системы предприятия в целом и соответствии ее функционирования основной цели предприятия, а не на оптимизации функционирования отдельных производственных звеньев. В целях управления все ресурсы производственной системы разбивают на три группы: ресурсы недостаточной мощности, или «узкие места» ; ресурсы избыточной мощности и ресурсы ограниченной мощности. Узкое место — любой ресурс, пропускная способность которого меньше, чем потребность в нем, т.е. меньше рыночного спроса на производимую им продукцию. Такой ресурс должен работать непрерывно. Существуют различные способы устранения ограничений. Ресурс избыточной мощности — любой ресурс, пропускная способность которого превышает потребность в нем (больше рыночно-го спроса). Этот ресурс не должен работать непрерывно. Заниматься устранением простоев избыточного ресурса не имеет смысла. Ресурс ограниченной мощности — ресурс, пропускная способность которого практически соответствует потребности в нем (рыночному спросу) и который, при условии что его работа не будет четко спланирована, может стать недостаточным ресурсом («узким местом»).

34. приведите пример ограничения операционной системы и варианты его устранения.
1. Внутренние: Недостаточная пропускная способность ресурсов (рабочих центров — оборудования, производственных рабочих, наладчиков и т.п.); производственный брак; некачественное планирование загрузки рабочих центров. Вариант его устранения - Выполнение ресурсом (рабочим центром) только тех действий, которые необходимы в данное время для выполнения заказа на производство определенной продукции; оптимизация планирования работы ресурса, исключение выпуска брака; увеличение времени работы ресурса, перенесение части работы на другие ресурсы, использование аутсорсинга;
улучшение инструментального обеспечения, использование более квалифицированной рабочей силы; минимизация времени переналадки оборудования; увеличение размеров обрабатываемой партии, устранение простоев и обеспечение надлежащего технического обслуживания; изменение технологического маршрута; продвижение продаж тех изделий, для которых прибыль в расчете на время работы ресурса ограничения больше.

2. Внешние (поставщики)- Высокая стоимость материальных ресурсов; отсутствие нарынке поставщиков необходимых сырья, материалов, комплектующих; некачественная продукция; неприемлемые условия поставки; невысокая надежность поставщиков и т.п. Возможный способ ограничения - Бережное отношение к материалам, исключение производства брака; ведение переговоров с поставщиками, «воспитание» поставщиков, интеграция поставщиков; продвижение продаж тех изделий, для которых прибыль в расчете на единицу материала-ограничения больше; организация собственного производства комплектующих.

3. Внешние (рынок) - Недостаточный спрос на продукцию. Способ устранения ограничения - Поиск «ключевых факторов успеха» (сокращение длительности цикла обслуживания клиентов, безусловное выполнение заказов в срок, повышение качества выпускаемой продукции, расширение функциональности изготавливаемых изделий и т.п.) и сосредоточение на их достижении.

4. Внешние (методы управления) - Методы управления закупками, производством и сбытом продукции; методы ведения бухгалтерского учета; используемые показатели оценки эффективности производственных процессов. Возможные ограничения - Изменение показателей оценки работы производственных подразделений и рабочих центров; изменение подходов к мотивации персонала, изменение производственной культуры.

35. В чем суть непрерывного совершенствования? Объясните механизм управления с использованием принципа «барабан, амортизатор, веревка»

Управление операционной системой в соответствии с теорией ограничений представляет собой циклически повторяющийся процесс непрерывного совершенствования, состоящий из пяти этапов:

1. Выявление «узких мест» ------2. определение способов наиболее эффективной эксплуатации «узких мест» ------3. использование «узкого места» как средства контроля за потоком -----4. увеличение пропускной способности «узких мест» ----- 5. возврашение к этапу 1, если ограничение исчезнет.



Каждый раз после прохождения пяти этапов местоположение узких мест может меняться. Например, если узкие места сначала будут сосредоточены в производственном процессе, то впоследствии они могут переместиться во внешнюю среду (ограничение рыночного спроса), а затем опять вернуться в производственный процесс. Причем, когда ограничение снимается, условия, в которых функционирует производственная система, могут измениться так, что потребуется разработка совершенно новых подходов к управлению, соответствующих изменившимся обстоятельствам. В этом заключается суть процесса непрерывного совершенствования.

Для управления производственным потоком необходимо определить контрольные точки (одну или несколько). Если в производственной системе есть узкое место, то именно оно является лучшей контрольной точкой, которая называется «барабаном» (Drum), так как «выдает дробь», используемую как ритм для управления всей системой. Узкое место должно работать все время, необходимое для обеспечения соответствия его пропускной способности уровню рыночного спроса на продукцию. Для исключения перебоев в работе узкого места, связанных с возможными сбоями в предыдущих рабочих центрах, необходимо перед ним создать резервные запасы незавершенной продукции — временной «амортизатор», или «буфер». Во избежание накопления излишних запасов необходимо установить информационную связь с предыдущими звеньями производственной цепочки (рабочими центрами или складом, отпускающим материальные ресурсы в производство) для координации объемов выпускаемой продукции. Такая связь называется «веревка». При отсутствии в системе узких мест в качестве «барабана» используют ресурс ограниченной мощности. В этом случае можно создать запас готовой продукции («буфер»), а «веревка» должна обеспечить соответствие выпускаемого «барабаном» объема продукции уровню спроса на нее.

36 Охарактеризуйте услугу как процесс. Поясните, как развивался взгляд на услугу как на объект управления операционного менеджмента. Согласны ли вы с мнением, что услуга и производство не имеют нечего общего?
ОПределение услуги

Услуга представляет собой особый род деятельности. В различных

определениях этого понятия подчеркивается одна общая черта:

цель услуги — оказание помощи в удовлетворении потребности

клиента.


Американская маркетинговая ассоциация в своем определении

услуги подчеркивает ее отличие от товара: «Услуга — это деятельность,

выгоды или удовлетворение, которые продаются отдельно

или предлагаются вместе с продажей товаров»1. Таким образом,

услуга — это деятельность, процесс, а не продукт, который может

являться результатом оказания услуги. Услуга в большей или меньшей

степени требует участия клиента, так как направлена не только

на производство продукта, но и на удовлетворение потребности

клиента. Участие покупателя в процессе оказания услуги может

быть очным или заочным (по телефону, по переписке и пр.).

Мнение о том, что услуги и производство не имеют ничего общего,

оспаривалось еще в 1941 г.: «Основное значение... имеют

оказываемые товарами услуги, а не товары сами по себе. Товары

требуются потому, что они могут выполнять услуги — желаемые в

данный момент времени действия»1. Любая деятельность производит

реальный продукт, который предназначен для удовлетворения

нужд определенного потребителя. Этим процессы предоставления

услуг и производства изделия сходны2.

37 Какие из отличий процесса оказания услуги от производственного

процесса имеют стратегический характер? Какие навыки персонала, по вашему мнению, наиболее важны при оказании услуги?

Общепризнанные отличия процесса оказания услуги от производственного

процесса:

а) участие клиента в процессе оказания услуги;

б) объединение стадий удовлетворения потребности клиента в

товаре;

в) услуги нельзя хранить;

г) спрос на услуги изменчив;

д) неосязаемость процесса услуги для клиента;

е) сложно оценить качество услуги;

ж) сложно оценить эффективность оказания услуги.

при оказании услуги персонал более тесно контактирует

с клиентом, чем в производстве, что требует от него наличия не только профессиональных технологических компетенций, но и навыка коммуникации. В результате услугу проектируют с учетом воздействия процесса ее оказания на клиента.


38 В чем различие схемы производственного и сервисного бизнес-

процесса?

В соответствии с определением бизнес-процесса1 любая деятельность

в его пределах направлена на клиента или потребителя

процесса. При промышленном производстве в руки клиента переходит

товар. Услуга по определению представляет собой процесс.

При оказании услуги, направленной на удовлетворение клиента,

клиент вынужден быть вовлеченным в процесс. В этом заключается

наиболее важное отличие процессов, относящихся к услугам, от

процессов производственных

Многие компании могут добиться успеха за счет манипуляции

степенью участия клиента в бизнес-процессе и его ролью в нем.

Так, в свое время вышли на рынки розничные магазины самообслуживания.

В них по сравнению с традиционной технологией

работы продавца за прилавком сужена зона оказания услуги и расширена

зона производства, в которой клиент выступает в роли

работника торгового зала, отбирая, сортируя, упаковывая и транспортируя

товар. Исключение клиента из процесса услуги позволяет повысить

эффективность производственной части процесса. Поэтому в современном

бизнесе имеется тенденция по отдалению клиента от

процесса услуги за счет введения заочного или дистанционного

обслуживания при использовании средств телекоммуникации (например,

прием заказов через Интернет и по электронной почте,

дистанционный контроль состояния больного и др.), использованию

автоматов (например, обмена валюты, приема платежей

и др.).

39 Приведите примеры услуг, требующих постоянного и временного

присутствия клиента, а также услуг, не требующих присутствия

клиента. Рассмотрите примеры оказания услуг с использованием различных

средств контакта. . Определяет ли уровень контакта с клиентом степень удовлетворенности клиента? Поясните свой ответ
По степени участия клиента в услуге можно выделить несколько

групп процессов. Например, можно выделить процессы, требующие

постоянного присутствия клиента; процессы, требующие

временного присутствия клиента (при выполнении отдельных технологических

операций), а также процессы, не требующие присутствия

клиента1. В первом случае клиент, как правило, является

«предметом труда»; при этом возможно выполнение клиентом

некоторых операций по предоставлению услуги (транспортных,

грузопереработки, контроля качества и т.п.).